- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Упражнение в правительственной арифметике

Правительство, созданное А. Шароном,- это не совсем то правительство, которое он хотел получить. Однако это — лучшее правительство, которое он мог получить в данных условиях.

Чтобы прояснить эти утверждения, давайте напомним исходные данные задачи, стоявшей перед Шароном, и постараемся сформулировать его цели.

После выборов (с учетом присоединения фракции ИБА к Ликуду) потенциальными составляющими правительственной коалиции были:

1. Ликуд — 40 мандатов

2. Авода — 19

3. Шинуй — 15

4. ШАС — 11

5. «Ихуд Леуми» — 7

6. МАФДАЛ — 6

7. Яхадут а-Тора — 5

8. Ам Эхад — 3

Итого — 106. Все эти партии, кроме «Аводы», рекомендовали президенту Израиля А. Шарона в качестве премьер-министра. Почему бы, с прашивается, не собрать их всех воедино? Хотя бы потому что есть следующие препятствия:

1. «Авода» устами своего лидера Мицны заявила, что не хочет входить в правительство Шарона.

2. Шинуй отказывается сидеть в правительстве с ШАС

3. Если не будет ШАС, не будет и Яхадут а-Тора.

4. Шинуй отказывается быть единственной партией «центр и левее» в правительстве — ей необходима для компании Авода или хотя бы «Ам Эхад».

(есть и другие препятствия, но мы пока говорим только о формальных стыковках). А какие цели у Шарона при формировании правительства? Цель, собствено, одна: правительство должно быть способным к достаточно продолжительному функционированию. Что означает следующее:

1. Правительственная коалиция должна обладать большинством в Кнессете — т.е. минимум 61 место.

2. В рамках той же коалиции у Шарона должно быть большинство — для этого коалиция не должна быть более 79 парламентариев.

3. Правительство должно не выглядеть слишком «правым» в глазах америанцев — следовательно, в нем необходим или Шинуй, или Авода.

4. Правителство должно быть достаточно монолитным в экономическом плане, чтобы могло проводить однозначную (либеральную) экономическую политику.

Для пояснения последнего следует заметить, что ШАС и особенно «Ам Эхад» (опирающаяся на поддержку профсоюзов) — партии левого толка в экономических вопросах.

Итак, в этих условиях А.Шарону надо было сыграть свою игру. Как же она проходила?

Поначалу Шарон надеялся, что предвыборные крики Мицны быстро забудутся — и тем самым он сможет начать формирование правительства из блока Ликуд + Авода = 59 мандатов. Остальные (от 2 до 20) будет набрать легче. Например: Ликуд + Авода + МАФДАЛ + ШАС = 75.

Однако выяснилось, что Мицна сдвигаться не намерен. Если в этой ситуации учесть оставшиеся проблемы состыковки (Шинуй, ШАС и пр.), то вроде бы оказывается, что единственная опция — это право-религиозная коалиция Ликуд + МАФДАЛ + «Ихуд Леуми» + ШАС + «Яхадут а-Тора» = 69 или то же самое плюс «Ам эхад» — 72 мандата. Но это означает для Шарона получить правительство, которое: а) выглядит слишком правым; б) не способно на резкие экономические шаги (из-за противодействия ШАС, без которого нет большинства). Что же делать?

Если совокупность условий невыполнима — надо отменить одно из условий. Это простое правило знает любой политик — а тем более А.Шарон. Дешевле всего ему оказалось уговорить лидера «Шинуй» Т. Лапида, что и без «Аводы» жизнь может быть прекрасна, особенно если у Лапида — пост заместителя премьер-министра. В этой ситуации в правительственной коалиции не могут быть (см. выше) ни ШАС, ни (сдедовательно) «Яхадут а-Тора», а «Ам Эхад» не нужен (и даже, скорее, вреден). Что же получается? В точности то, что и получилось: Ликуд + Шинуй + МАФДАЛ + «Ихуд Леуми» = 68 мандатов. Почти все условия выполнены.

Теперь надо распределить министерские портфели. Портфелей, как пряников, на всех не хватает. Но начнем с партий. Вообше-то Шарон хотел правительство небольшое — из 18 министров. Для этого ему пришлось бы давать один портфель за 4 мандата (при том, что один остается у него). И портфели бы распределились бы так: 10 — Ликуду (+ 1 — пост премьера), 4 (с натяжкой) — Шинуй, 2 (опять же с натяжкой) — «Ихуд»… а что МАФДАЛ делать, с его 6 мандатами? Если дать 2 — обижаем Шинуй, если 1 — обижаем МАФДАЛ. Но и это не все. Дело в том, что в предыдущем правительстве сидели следующие соратники Шарона по партии: Б. Нетяньягу, Ш. Мофаз, С. Шалом, М. Шитрит, Л. Ливнат, Д. Навэ, У. Ландау, Ц. Ливни, Р. Ривлин, Ц. Анегби — всего 10. Было бы как-то удивительно, есди бы в новом правительстве, действующем в Кнессеите, где сила Ликуда возросла вдвое, они останутся не при деле. А ведь к великолепной десятке добавились: Э. Ольмерт (ему обещан пост министра), Д. Меридор (опять-таки обещано) и Н. Щаранский (вовремя присоединился к Ликуду). А тут еще получившие высокие места на праймериз (внутренних выборах) Ликуда И. Кац и Г. Эзра. Стало быть — правительство надо расширять.

Теперь, стало быть, портфель уценен до 3 мандатов. Ликуд получает 13 (+1), Шинуй — 5, ИЛ — 2 и МАФДАЛ — 2. Итого (включая Шарона) — 23 министра. Осталось определится с персоналиями.

По израильской традиции четыре поста — премьер, министры иностранных дел, обороны и финансов — считаются самыми тяжелыми (по политическому весу, а не по объему работ). Если отдать один из них не ликуднику — родная партия не простит. Тогда, стало быть, Шинуй должен получить такие 5 министерств, чтобы хоть парочка из них были впечатляющими. И такие находятся — юстиции и МВД. Остальные три — науки, инфраструктур (из которых предварительно убрали все хоть минимально важное) и экологии (а как же без нее!). Кроме того, Лапид — зам. премьера. Хватит с них!

Теперь МАФДАЛ. Два портфеля, как и было сказано. Один серьезный — строительства, второй — труд и собес. Кроме того, в качестве знака особого расположения — пост зам. министра по делам религий. При этом министерство по религиям должно быть расформировано за год, но пока что зам. министра пускай не скучает.

«Ихуд Леуми» — и ему надо два министерства:

одно поважнее (транспорта) и одно — так себе, туризм. Но поскольку МАФДАЛ получил замминистра (напомним, по религии), то и ИЛ положено. И получает ИЛ дополнительно пост зам.министра. По каким вопросам заместитель — никто не знает. Пусть замещает вообще!

А теперь — соревнование в тяжелом весе. Мофазу обещано, что он останется министром обороны. Обещание надо выполнять. Ольмерту — тоже обещано. Будет министром промышленности и торговли. Ривлин… хватит с него: министром был, на праймериз Ликуда ничего особенного не показал — будет председателем Кнессета. Теперь — Шалом и Нетаньягу. Шалом был министром финансов, его все ненавидят, но понижать его — нельзя. Решение: Шалом будет министром иностранных дел, а Нетяаньягу — финансов! Остальные посты как-то пораспределили, вот только Меридору не хватило. Ему, правда, тоже обещано — но нельзя же принимать все обешания всерьез!

В результате Шарон получил то единственное минимально уравновешенное правительство, которое он мог сформировать. О чем говорит его состав? Состав не говорит, а громогласно заявляет :

1. Шарон всерьез обеспокоен состоянием экономики и верит, что спасти ситуацию можно только резкими шагами в сторону либерализации рынка. Он верит, что это может сделать Нетаньягу — но не Шалом. Нетаньягу получил на посту министра финансов такие полномочия, которых до сих пор не получал ни один его предшественник. При этом на главных экономических постах — либо близкие к Нетаньягу люди (Шитрит, Кац, Либерман, Эйтам), либо известные своими право-экономическими взглядами (Ольмерт, Парицкий).

2. Что касается внешней политики и обороны, то Шарон оставил все под своим контролем. Мофаз — его сторонник, а новый министр иностранных дел Шалом столь слаб, что ничего, кроме назначений, на этом посту сделать не сможет — то есть, попросту говоря, не будет мешать Шарону. Мешать в чем?

Если ситуация законсервируется более-менее в сегодняшнем состоянии — кроме отношений с США, Шарона ничего на внешней арене интересовать не будет. Если же сдвинется влево настолько, что МАФДАЛ и ИЛ уйдут из правительства — даже в случае раскола среди собственных министров (и парламентариев) он может быть уверенным в том, что при вотуме недоверия в Кнессете он получит поддержку слева (от Авода и МЕРЕЦ), что создат необходимое большинство (прмерно 65 мандатов) и обеспечит Шарону сохранение правительства практически в любой ситуации.

Примерно так, думается, и рассуждает сегодня Ариэль Шарон, премьер-министр Государства Израиль. Звучит убдеительно. Впрочем — в политике, в отличие от математики, не бывает абсолютных доказательств. Так что насколько смог Шарон предусмотреть все… Поживем — увидим.