- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации вокруг Ливии /июль 2004г./

В течение июля основные события вокруг Ливии проходили на внешнеполитическом «фронте». 10 июля Германия и Ливия достигли договоренности относительно размеров компенсации семьям жертв и пострадавшим в результате взрыва в дискотеке «Ла Белль» в Западном Берлине 5 апреля 1986 года. Как сообщил официальный представитель федерального правительства Бела Анда, размер компенсации составит 35 млн долларов. Берлин приветствовал договоренность, достигнутую между Ливийским фондом имени Муамара Каддафи и адвокатами, представлявшими интересы пострадавших и родственников жертв теракта, отметил Анда.

В результате взрыва в дискотеке погибли двое американских военнослужащих и турецкая женщина, более 200 человек получили ранения. В 2001 году германский суд постановил, что ответственность за теракт несут ливийские спецслужбы. Ливии были предъявлены претензии на общую сумму около 40 млн долларов.

Джамахирия приняла активное участие в попытках урегулирования гуманитарного кризиса в районе Дарфура. 26 июля Судан обратился к Ливии с просьбой принять мирные переговоры по проблеме Дарфура. Эта просьба была передана в ходе визита в Триполи суданской делегации. В ее состав входили министр внутренних дел Абдель Рахим Мохаммед Хусейн и министр сельского и лесного хозяйства Маджзуб аль-Халифа. В тот же день М.Каддафи обсудил проблему Дарфура с посетившими Триполи министром иностранных дел Египта Ахмедом Абуль Гейтом и главой разведки АРЕ генералом Омаром Сулейманом.

Ранее, 15 июля Ливия объявила о намерении открыть гуманитарный коридор с территории Джамахирии до Судана и Чада с тем, чтобы обеспечить доставку помощи беженцам из района конфликта на западе Судана.

Предыдущий раунд переговоров по Дарфуру прошел 18 июля между представителями Хартума и повстанцев в Аддис-Абебе. Переговоры, проводившиеся под эгидой Африканского Союза, не принесли каких-либо результатов.

Конфликт в Дарфуре вспыхнул между арабскими полувоенными формированиями, которых поддерживают центральные власти, с одной стороны, и двумя повстанческими группировками с другой. В ходе конфликта, по данным ООН, погибли до 50 тысяч человек, свыше 1 млн стали беженцами, около 150 тысяч укрылись в соседнем Чаде.

30 июля лидер ливийской революции Муамар Каддафи выступил с резкой критикой выдвинутой днем ранее саудовской инициативы о направлении в Ирак арабо-мусульманского контингента.

«Посылать арабский или мусульманских контингент в Ирак можно только в том случае, если оккупационные войска покинут эту страну, уступив место силам, направленным туда в соответствии с решением ООН, — заявил Каддафи. — В противном случае арабо-мусульманский контингент станет частью оккупационных сил».

В течение июля несколько интересных мероприятий провел сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам Каддафи. 24 июля в отеле «Бавабат Ифрикия» в Триполи он председательствовал на церемониях рождения двух новых институтов: Сиртского форума /в городе Сирт 9 сентября 1999 года на африканском саммите было принято решение о создании Африканского Союза/ и Африканской инвестиционной компании /АИК/. Первый институт создается по образцу и подобию Давосского экономического форума. Второй при рождении получил капитал в размере 1 млрд. евро. Основная цель создания АИК финансирование ряда проектов в сферах нефтедобычи, туризма, телекоммуникаций, горнорудной промышленности, реализация которых запланирована Африканским Союзом.

Основателями АИК выступили две государственных структуры Компания нефтяных инвестиций и Компания по инвестициям в Африке. Им принадлежит 25 проц. уставного капитала АИК. Еще один основатель АИК действующая в Габоне компания «Ливия». Еще один важный основатель южноафриканская национальная нефтяная компания, однако ее вклад пока неизвестен. Однако главной новостью стало присутствие среди основателей АИК канадской компании «Петро-лайн», специализирующейся на строительстве нефте- и газопроводов. Ее вклад также неизвестен. Ливийцы утверждают, что капитал АИК остается открытым для других иностранных инвесторов. Цель мобилизовать не менее 10 млрд. евро в ближайшие несколько лет.

Подобная активность Каддафи- младшего в очередной раз подтвердила прогнозы некоторых экспертов, согласно которым он будущий преемник лидера ливийской революции, который действует в паре с придерживающимся ультралиберальных взглядов главой кабинета министров Джамахирии Шукри Ганемом. Она же стала подтверждением того, что Каддафи-младший намерен продолжить африканскую политику своего отца. Учреждение Сиртского форума и АИК стало вторым большим континентальным проектом Сейфа аль-Ислама. Он считается инициатором создания Африканских сил по поддержанию мира, предложение о создании которых прозвучало на саммите Африканского Союза в Претории в октябре 2001 года. В составе этих сил с годовым бюджетом в 250 млн. долларов предполагается иметь Объединенный штаб численностью 400 человек, сухопутные войска /20 тысяч человек/, ВВС и ВМС /по 4 тысячи человек/. Предполагается, что основные контингенты войск выделят Ливия, ЮАР, Нигерия, Эфиопия, Алжир и Египет.

В то же время внутри революционных комитетов наметилась оппозиция курсу Каддафи-младшего и Ганема, особенно в части, касающейся американского вектора политики. Как пишет в этой связи журнал «Нувель Африк Ази» /НАА/, «невозможно безнаказанно повернуться спиной к революционной идеологии, которая преобладала в течение 3-х десятилетий». Впрочем, у подобной реакции отторжения новых веяний есть и более материальная основа — нежелание аппарата расставаться со своими привилегиями. И, как считает НАА, «эти кланы готовы идти до конца с тем, чтобы парировать новый вираж, который, как они считают, угрожает их политическим позициям и финансовым интересам».

Оппоненты Каддафи-младшего в штыки восприняли его стремление курировать переговоры с США, Великобританией и Францией, а также его обязательства в части, касающейся нормализации отношений с Израилем. Сейф аль-Ислам пообещал выплатить компенсации ливийским евреям, в свое время выехавшим из страны. «Эта инициатива была расценена как преждевременная большинством кланов режима», — пишет НАА. Первое предупреждение в адрес клана Каддафи последовало от Абдеррахмана аль-Ходейри — главного редактора газеты «Аз-Захф аль-Ахдар», органа революционных комитетов. Он открыто предложил Муамару Каддафи отказаться от титула «лидер ливийской революции» и называться просто «президент республики». В ответ последовали санкции против газеты.

В этой борьбе кланов за доступ к государственной кормушке вопреки общему курсу на сближение с США в газете «Аз-Захф аль-Ахдар» появилась редакционная статья, подписанная спикером парламента и двоюродным братом Каддафи Ахмедом Ибрагимом. В ней последний выразил мнение, согласно которому США «ведут переговоры только с двумя видами режимов: либо с их жалкими агентами, которые делают только уступки, либо с достойными противниками». Подобная вольность не осталась незамеченной главой государства, тем более, что она исходила от самой радикальной и жесткой фракции режима. Несколько дней спустя эта же фракция направила режиму еще один сигнал, организовав десятки тысяч ливийцев на манифестацию в столице страны в поддержку иракского сопротивления в городе Эль-Фаллуджа. Участники манифестации скандировали лозунги, враждебные символам «капитуляции» Сейф аль-Исламу и Ганему. Другой симптоматичный знак в манифестации приняли участие зять Каддафи старший полковник Аль-Муатасем Биллах Муамар аль-Каддафи, а также Халед аль-Хелди Лахмиди жених Аиши Каддафи, дочери лидера ливийской революции, и один из руководителей революционных комитетов. Порядок в ходе манифестации обеспечивали силы безопасности ревкомов. Одновременно в ходе встреч с различными европейскими переговорщиками представители Ливии дали им неофициально понять, что в Джамахирии никто не сможет гарантировать осуществление того или иного курса без согласия всех составных частей систем. Так, в ходе встречи в Париже с Жаком Шираком глава ливийского внешнеполитического ведомства Абдеррахман Шальгам удивил всех, заявив, что Джамахирия «хорошо структурированная система». При этом он добавил:»Я советую нашим французским друзьям перестать ограничиваться только сыновьями или двоюродными братьями».

События в июле в очередной раз подтвердили прогноз, согласно которому Ливия может вновь стать одним из важных потенциальных покупателей российского оружия. Как заявил 10 июля в ходе работы Нижнетагильской выставки вооружений и военной техники директор Союза предприятий ВПК Свердловской области Виктор Батуев, «можно говорить о том, что состоялись контракты танкового производства «Уралвагонзавода» с Пакистаном, а также химзавода «Планта» с Ливией на поставки снарядов».

В ходе выставки делегация Ливии проявила интерес к модернизации танка Т-72, динамической защите для бронетехники, а также ознакомилась с танком Т-90С и БМП-3. Подобный интерес не случаен. По данным вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, на вооружении ливийской армии и в резерве состоят до 2 тысяч танков советского производства, преимущественно Т-72. По понятным причинам их техническое состояние оставляет желать лучшего.