- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экономическом кризисе в Сомалиленде

Государственное образование на территории бывшего Сомали Сомалиленд, которое долгое время, благодаря помощи из соседней Эфиопии и аравийских монархий, избегало серьезных финансовых и экономических потрясений, похоже, превращается в еще один район нестабильности в регионе Африканского Рога. По крайней мере, зарубежные эксперты фиксируют серьезные экономические потрясения, которые в состоянии основательно поколебать монополию на власть нынешнего бессменного пока президента Сомалиленда Ахмеда Махамеда Махамуда (Силаньо) и его клана. По крайней мере, нынешние действия последнего вполне могут ввергнуть это образование в тяжелейший кризис с непредсказуемыми последствиями. Поводом для такой жесткой конфронтации властей и населения стал вопрос о фиксированном курсе местного шиллинга. 24 января с.г. на встрече кабинета министров под явным давлением президента был принят президентский декрет, который устанавливает фиксированный курс шиллинга (6800 за 1 американский доллар). Такое спорное решение, которое нарушает основной закон Сомалиленда о безусловном приоритете «свободного рынка и торговли», было принято под давлением массовых протестов, которые произошли 21 и 22 января с.г. на двух самых крупных торговых площадях столицы Харгейсы. Поводом для волнений стала галопирующая инфляция: за считанные дни обменный курс доллара достиг 9 000 шиллингов, в связи с чем обменники и основные трейдеры отказались проводить обменные операции с национальной валютой. Указ также ограничивал сумму переводов и транзакций в 100 долларов США. Масла в огонь добавило убийство 26 января арестованного полицией председателя местной Money Exchangers Association [1] Абдиллахи Абди Барре, который отказался вводить для частных трейдеров установленный президентом фиксированный курс обмена. 1 февраля был арестован директор местного отделения Сомалийской компании по финансовому сервису Dahabshiil [2]Салебан Абдиллахи Адиб, который отказался переводить депозиты в шиллингах своего филиала на хранение в сейфы центрального банка Сомалиленда. Отметим, что ранее появлялась информация о том, что указанная компания в Сомали используется для проведения операций по «отмыву» финансов, которые были получены в результате пиратских действий и принадлежат исламистам из «Аш-Шабаб».

Согласно президентскому указу запрещались любые валютные спекуляции с национальной валютой и обменные операции всех основных трейдеров и операторов, которые работают на территории анклава: Dahabshiil,Telesom [3]Omar [4]Deero [5] и Premier [6]. Это спровоцировало панику населения: 80 процентов жителей Сомалиленда имеют сим-карты и электронные долларовые счета в Telesom [3]. Они начали массово снимать деньги со своих счетов, что вынудило руководство компании срочно направлять в Сомаленд два грузовых судна с долларами из Джибути. Общая ситуация при этом продолжает ухудшаться, что заставило президента и его окружение прийти к решению по переносу президентских выборов с марта на октябрь с.г.

При этом Силаньо начинает испытывать серьезный дипломатическое давление со стороны Эфиопии, которая была самым серьезным образом обеспокоена фактом продажи крупнейшей военно-морской и военно-воздушной базы Бербера ОАЭ с явной перспективой появления там египетских военных самолетов и кораблей. При этом эфиопские спецслужбы с тревогой фиксируют попадание Силаньо в плотную орбиту влияния ОАЭ, которые используют в данном случае инструмент прямого подкупа как самого президента, так, что является определяющим, его жены. Нервозность Аддис-Абебы понятна и обусловлена жесткой борьбой на всех фронтах, начиная от дипломатического и заканчивая методами подрывной войны с Египтом по вопросу окончания строительства плотины «Возрождение» на Голубом Ниле. Реализация этого проекта, по оценке Каира, напрямую угрожает продовольственной безопасности страны. Одновременно в самой Харгейсе растет и беспокойство по поводу перспективы втягивания Сомалиленда в йеменский конфликт с учетом использования ОАЭ базы в Бербере для проведения непосредственных операций как против хоуситов, так и иранских логистических маршрутов в Сомали, через которые направляется оружие в Йемен. Сейчас они осуществляются через порт Боссасо в Пунтленде. Причем в последнее время через этот пункт идут ракеты «СКАД» украинского производства. Наличие эмиратовских войск на территории анклава, а также перспектива их прямого участия в боях против хоуситов с этого направления ставит под угрозу главную статью бюджета Сомалиленда. Хоуситы покупают порядка 90 процентов поголовья крутого рогатого скота в анклаве, который потом реэкспортируется в страны Персидского залива, и прежде всего в Саудовскую Аравию. Йемен таким образом является вторым торговым партнером Сомалиленда после Эфиопии.

Ряд экспертов в этой связи полагают, что нынешний экономический кризис является рукотворным итогом работы эфиопских спецслужб, которые воспользовались ошибками руководства анклава в экономической сфере, и практически монопольными рычагами управления экономикой Сомалиленда, которыми сейчас располагает Эфиопия, для того, чтобы раскачать там ситуацию. По некоторым данным отмашку на проведение такой операции по дестабилизации режима в анклаве через экономический кризис дал лично премьер-министр Эфиопии Десалень, который остался очень недоволен личным разговором с Силаньо в конце прошлого года. Силаньо тогда не внял предупреждению в отношении минимизации своих контактов с Абу-Даби и Каиром. В этой связи на кону стоит судьба базы в Бербере, а вернее, сохранение сделки по ее продаже ОАЭ. Напомним, что эта сделка не имеет никакой международной легитимности в силу отсутствия таковой у Сомалиленда, как субъекта международного права. Таким образом, выполнение ее условий зависит исключительно от длительности политического выживания самого Силаньо, который в настоящее время откровенно «закачался».