- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сомали: первые шаги нового президента

Избрание 8 февраля президентом Сомали Махамеда «Фармаджо» встретило одобрительную реакцию широкой общественности и многих политиков на большей части страны и за её пределами. Стихийные митинги в поддержку нового президента прошли в Могадишо и других крупных городах Сомали.

На волне всеобщей эйфории о своей поддержке нового президента и намерении  вооруженных формирований «Ахлю Сунна уаль-Джамаа» войти в состав Сомалийской национальной армии (СНА)  заявил один из лидеров этой суфийской военно-политической группировки шейх Исхак Хусейн Мурсал. Её вооруженные формирования насчитывают приблизительно 3 тыс. бойцов и контролируют отдельные районы в пров. Мудуг, Гальгудуд, Хиран и Гедо.

В Галькайо по инициативе местного населения было восстановлено транспортное сообщение между южной и северной частями города, разделенного между Гальмудугом и Пунтлендом. (Оно было прервано ещё с августа прошлого года). Вскоре на юго-востоке пров. Мудуг подразделения спецназ СНА и территориальных войск Гальмудуга и Пунтленда при содействии американских военных советников начали совместную наступательную операцию против боевиков «Аш-Шабаб». Похожая  операция готовится и на юге Сомали — в пров. Ниж. Джуба.

Некоторые полевые командиры «Аш-Шабаб» заявили о своей готовности к переговорам с новой властью о прекращении вооруженной борьбы. Другие же намерены продолжать её, что подтверждают новые атаки боевиков на расположения СНА в пос. Уармахан (Ниж. Шабелле) и Калимоу (Сред. Шабелле).

Впервые за последние годы существенно окрепла национальная валюта Сомали (с 22 тыс. до 14-15 тыс. шиллингов за 1 доллар США). Правда, данный факт обусловлен появлением на рынке большой денежной массы в иностранной валюте (сказываются крупные взятки в ходе предвыборной кампании). В то же время глава Центробанка Сомали заявил о планах ввести уже в этом году новую национальную валюту, на что потребуется, по его словам, около $60 млн (чрезмерно высокая сумма для Сомали!)

На этом обнадёживающем фоне избранный президент развернул активную политическую и организационную деятельность даже ещё до официального вступления в должность. Первым делом были заморожены все счета в Центробанке Сомали и запрещен несанкционированный выезд за рубеж членам уходящего правительства для предотвращения хищений госимущества. Для сообщения предложений и жалоб президенту был объявлен специальный электронный адрес.

Одновременно начались интенсивные переговоры с иностранными дипломатами и представителями международных организаций о предоставлении экстренной гуманитарной помощи сомалийскому населению, наиболее пострадавшему от засухи.

Также были даны указания действующему пока Совмину срочно доработать госбюджет на текущий год для представления его на рассмотрение нового федерального парламента. 14 февраля обновленный бюджет был утвержден Совмином.

Когда в уходящем правительстве Сомали появились опасения в том, что воздушное пространство страны будет передано Международной организацией гражданской авиации (ICAO) под управление соседним странам, президент «Фармаджо» срочно направил в штаб-квартиру ICAO в Монреале и.о. министра ГА Сомали для прояснения этого вопроса и изложения позиции сомалийской стороны. Министр получил инструкции добиваться ускорения процесса передачи Сомали функций по управлению воздушным движением над территорией страны, что является её суверенным правом.

16 февраля Махамед «Фармаджо» официально вступил в должность президента Сомали и переселился из отеля «Джазира», где он временно проживал, в правительственную резиденцию «Вилла Сомалия». Сразу же по окончании скромной, заранее не объявленной, церемонии передачи власти район, в котором находится резиденция, был обстрелян из минометов, якобы  диверсионной группой «Аш-Шабаб», хотя накануне были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Поэтому не исключено, что к данному теракту имела причастность верная бывшему президенту спецгруппа Службы национальной безопасности и разведки. Мины взорвались неподалеку и смертельно ранили несколько человек. Накануне же в течение недели из президентской резиденции было тайно вывезено дорогостоящее государственное имущество, включая партию бронированных автомашин, значительное количество оружия и боеприпасов. Не удивительно, что вскоре в пров. Ниж. Шабелле и Сред. Шабелле возобновились ожесточенные бои между вооруженными формированиями племен хавие и ополченцами из других местных племен. Похоже, некоторые старейшины хавие, понимая ослабление своей власти с уходом Хасана Шейха, решили таким образом воспользоваться переходным периодом для достижения своих экспансионистских целей.

22 февраля в Могадишо, на территории штаба ВВС Сомали, в присутствии многочисленных высоких иностранных гостей состоялась торжественная инаугурация нового президента ФРС. В своей первой программной речи в качестве президента М. «Фармаджо» выделил главные направления внутренней и внешней политики Сомали.

Внутри страны это:

— качественное и количественное обновление СНА в целях обеспечения национальной безопасности собственными силами, без масштабного иностранного присутствия;

-восстановление гражданского мира и согласия в обществе;

— модернизация судебной системы и повсеместное обеспечение верховенства закона, единого для всех граждан;

— восстановление утраченного доверия населения к органам власти;

— подъем основ национальной экономики на базе разработанного уходящим правительством 3-летнего государственного плана развития, преодоление нищеты, создание рабочих мест для молодежи;

— развитие федерализма, налаживание справедливых экономических отношение между Центром и федеральными регионами.

Всё вышеперечисленное, по замыслу президента, лишит «Аш-Шабаб» социально-экономической и идеологической основы, поможет вернуть обманутых и заблудших молодых людей к мирной созидательной жизни.

Главными принципами внешней политики, по заявлению президента, должны стать:

1) развитие взаимовыгодного сотрудничества и торговли с соседними и другими государствами, поощрение капиталовложений в национальную экономику;

2) взаимоуважение и невмешательство во внутренние дела друг друга.

Вместе с тем, президент призвал международное сообщество к оказанию экстренной гуманитарной помощи сомалийскому населению, страдающему от жестокой засухи.

Уже на следующий день президент Сомали отправился в свою первую зарубежную поездку – в Саудовскую Аравию, где провел переговоры с королем и высокопоставленными членами его семьи. В частности, поднимались вопросы о финансовой поддержке бюджета ФРС и о снятии введенного в прошлом году запрета на поставки живого скота из Сомали в Саудовскую Аравию. Король Сальман, как утверждает местная пресса, обещал оказать Сомали финансово-экономическую помощь, как в виде дотаций госбюджета, так и в деле восстановления инфраструктуры страны, не говоря уж о гуманитарной помощи. По неофициальным сведениям, Саудовская Аравия единовременно выделила Сомали $11 млн на экстренные нужды. В случае реализации задуманного, Королевство может потеснить Турцию и ОАЭ из Сомали или даже стать там основным политическим игроком. Однако, как известно, саудовские обещания частенько расходятся с  делами.

Буквально в тот же день Махамед «Фармаджо» принял еще одно важное и, пожалуй, неординарное политическое решение, назначив премьер-министром страны малоизвестного общественного деятеля и бизнесмена Хасана Али Хайрэ.

Будущий глава правительства родился в Могадишо, происходит из племени мурусадэ/хавие, ему около 50 лет. Большую часть своей взрослой жизни он прожил в Западной Европе, имеет норвежское гражданство. Закончил университеты в Осло и Эдинбурге (специализация – социально-политические науки). Работал в различных благотворительных и научных организациях, занимался  бизнесом. С 2013  г. он работал в пресловутой компании Soma Oil and Gas, в отношении которой проводилось международное расследо-вание в связи с ее причастностью к коррупции, а в 2014 г. обвинялся в связях с «Аш-Шабаб», хотя позднее эти обвинения были с него сняты.

В сомалийском обществе неоднозначно восприняли данное назначение с учетом отсутствия у нового премьера необходимого политического опыта. Особенно не довольны этим назначением вожди и политики крупнейших племен маджертен, абгаль и хабар-гидир, оставшихся вообще без высоких государственных постов. Настороженно относятся к новому премьеру и вожди его родного племени мурусадэ, с которым он давно утратил связь. Сам же президент при выборе кандидатуры первого министра, вероятно, руководствовался личным знакомством с ним по прежней работе и желанием избежать в дальнейшем какого-либо давления на премьер-министра со стороны влиятельных сомалийских кланов. Впрочем, выдвинутую президентом кандидатуру должен ещё одобрить парламент Сомали.

В целом же, по опросам населения Могадишо, активная работа нового президента Сомали с первых дней вселяет надежду в сердца многих сомалийцев на постепенные изменения жизни к лучшему.