- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Агитационная брошюра Партии справедливости и развития к конституционному референдуму 16 апреля 2017 года. Часть 4

Продолжаем цикл статей, посвященных агитационной кампании Партии справедливости и развития (ПСР) и, в частности, наполнению брошюры «Система президентского правления», рассчитанной на широкий круг будущих избирателей — а точнее решателей судьбы политической реформы в Турции.

Итак, продолжаем вычитывание с раздела, касающегося конкретного наполнения конституционной реформы:

Пункт 13: В выражение о независимости судопроизводства добавляется «нейтральность»

И подробнее: «независимости судопроизводства недостаточно, нужно чтобы оно ещё и было нейтральным; нейтральность – становится конституционным термином», «добавление этого термина добавит доверие  системе судопроизводства», «в будущем при реформе судопроизводства (прим. авт.: этот термин) будет взят за основу», «это предотвратит усиление ФЕТО (прим. авт.: террористическая организация Фетхуллаха Гюлена) и подобных террористических структур внутри судопроизводства».

Здесь добавим то обстоятельство, что согласно действующей Конституции от 1982 года президент страны является фигурой равноудаленной. Однако, та ситуация, которая сложилась в настоящее время в Турции – весьма далека от этого ключевого (!) требования Основного закона, которое делает президента страны своего рода равноудаленным модератором и третейским судьёй в спорах между всеми игроками на внутриполитической арене.

Пункт 14: Судопроизводство становится гражданским

Расшифровка: «военное судопроизводство ликвидируется полностью, разрешаются только дисциплинарные суды», «военные суды формируются только в ситуации войны», «в судопроизводство привносится единство; разделение на военное и гражданское устраняется; все граждане страны подлежат одному и тому же судопроизводству», «это положение корреспондируется с требованиями ЕС и повышает демократические стандарты».

Пункт 15: Реорганизуется Высший совет судей и прокуроров

Подробнее: «меняется структура и порядок выборов в Высший совет судей и прокуроров; изменяется название на просто Совет судей и прокуроров» (тот случай, когда очень важно «языкознание»: не стоит недооценивать исключение «всего лишь одного слова» из названия), «Число членов уменьшается с 22 до 13; число палат с 3 до 2», «министр юстиции и заместитель министра юстиции сохраняют свое положение», «4 члена Совета судей и прокуроров, как и раньше, выбираются со стороны президента» (иными словами в абсолютном выражении ничего не изменяется, зато в относительном влияние президента на судейский корпус возрастает многократно), «большинство членов Совета судей и прокуроров – 7 членов – выбираются со стороны Меджлиса квалифицированным большинством», «через парламентские выборы (членов коллегии судей и прокуроров) укрепляется демократическая законность», «исключается конкуренция и группировка между членами судебного органа; приоритет получает воля Меджлиса», «через новую организацию у организаций типа ФЕТО пропадает возможность повлиять на Совет судей и прокуроров» (этот тезис нуждается в расшифровке в том смысле, почему перенос центра тяжести в Меджлис помогает избавиться от «опасного влияния»).

Дальнейший раздел документа посвящен тому, что приводится полный текст конкретных конституционных поправок – 18 статей – и к ним приводится краткие смысл вносимого изменения, чтобы читатели – не специалисты в сфере конституционного права смогли бы в юридическом тексте, представляющем немалую сложность для прочтения его неспециалистами, разобраться. Поскольку суть поправок была уже изложена выше, а самой конституционной реформе нами уже был посвящен отдельный материал, с постатейным разбором, на них уже останавливаться не будем, лишь подчеркнув ранее высказанную идею о том, что та реформа, которая ожидает или же не ожидает (в зависимости от решения избирателей) Турции носит отнюдь не косметический характер. А восемнадцать конституционных поправок по сути дела меняют текст и характер всего документа.

В данном случае куда как интереснее те несколько тезисов, вокруг которых правящая Партия справедливости и развития, в союзе с националистами, а если выражаться совсем уж точно, то президент Р.Т.Эрдоган решили построить свою агитационную кампанию.

На самом деле, таких тезисов и не так, чтобы уж очень много. Перечислим их безотносительно значимости, а по мере возникновения в программном документе.

  1. Тезис о перманентной угрозе нестабильности, которые возникают при формировании коалиционных правительств. – Апеллирование к внутренним страхам в обществе, которое этих коалиций в прошлом уже «наелась».
  2. Тезис о том, что реформы сбоят из-за бюрократии, а устранение лишних звеньев управления (института премьер-министра) откроет новые горизонты развития страны. – Эксплуатируется природная нелюбовь граждан любой страны, включая и Турции, к обобщенному понятию «бюрократия».
  3. Тезис о том, что реформа будет способствовать борьбе с терроризмом и исключать проникновение террористических организаций, включая ФЕТО, во властные структуры. – Терроризм воспринимается большинством граждан страны в качестве главной угрозы, тем более, что используются эпитеты со словом «сильный» — сильная власть, сильное правительство, сильный Парламент и т.д. изначально привлекательные для рядового избирателя. Впрочем, и появление «единства и консенсуса» — неизбежный реверанс в сторону считающих себя либералами.
  4. Тезис о том, что Турция окончательно становится гражданским государством, чьи нормы соответствуют евростандартам. – Здесь комментарии излишни, поскольку он уже неоднократно и успешно эксплуатировался.
  5. Тезис о том, что «молодым везде у нас дорога». – Должен глянуться молодым избирателям чей возраст находится в диапазоне от 18 до 25 лет. Очевидно, что это серьезная сила в составе молодого турецкого населения, а сама принципиальная возможность избираться в Меджлис с 18 лет должна им понравиться.

Итак, с тезисами и стратегией правящей Партии мы ознакомились. В следующих материалах то же самое сделаем с материалами оппозиционных партий.