- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Предвыборные процессы в ИРИ: новая коалиция консерваторов

До очередных президентских выборов в Иране осталось менее пяти месяцев. Голосование назначено на 19 мая 2017 года. Реформаторы уже определились со своим главным кандидатом в лице действующего президента ходжат оль-ислама Хасана Роухани. Что касается консервативного крыла политического истеблишмента, то среди консерваторов все еще продолжают формироваться новые союзы и фракции с целью составить конкуренцию Х.Роухани на выборах, и вновь на помощь к ним пришел Корпус стражей исламской революции.

25 февраля президент Х.Роухани обратился к служащим избирательных органов и дал им указания на предстоящих выборах. Он заявил, что ни одна политическая партия или группа, будь то исполнительная власть, судебная или военные органы, не должна использовать государственные ресурсы для своей предвыборной кампании.

Президент сделал также важное замечание относительно Совета стражей конституции, консервативного органа, который проверяет квалификацию кандидатов и допускает их на выборы. Х.Роухани подчеркнул, что ответственность за проведение здоровых выборов лежит не на Совете стражей, а на Министерстве внутренних дел и органах местного самоуправления. Президент заявил: «Я не могу принять утверждение о том, что Совет стражей является главным ответственным органом за проведение выборов. Это не так. Местная администрация несет ответственность. Совет стражей лишь наблюдательный орган». Таким образом, Х.Роухани донес до общественности, что первоочередную роль в управлении страной должно нести правительство, а не дополнительные структуры. Давний конфликт председателя Совета стражей аятоллы Али Джаннати с президентом Хасаном Роухани связан именно с определением обязанностей Совета стражей. Регистрирует кандидатов МВД, а Совет стражей, зачастую, отсекает неугодных консерваторам кандидатов.

Послание президента Х. Роухани, однако, был направлено тем, кто владеет наибольшей возможностью использовать государственные ресурсы, СМИ, телевидение — Корпусу стражей исламской революции.  Крупнейшая военно-политическая консервативная структура ИРИ и аффилированные с ней организации на сегодняшний день контролирует весомую часть политической, экономической и культурной сферы. За годы президентства Хасана Роухани влияние и финансирование КСИР значительно сократились по сравнению с периодом президентства Махмуда Ахмадинежада. На предстоящих выборах в мае КСИР попытается вернуть свои позиции в жизни страны. Об этом свидетельствуют некоторые события.

КСИР уже имеет опыт влияния на результаты голосования. Когда неоконсерватор Махмуд Ахмадинежад одержал победу на президентских выборах 2005 года, заместитель командующего КСИР Мохаммад Багер Золькадр сделал следующее заявление: «Благодаря верно спланированному, многоэтапному плану нам удалось сделать Ахмадинежада – символа фундаментализма, религиозности, революции и справедливости – президентом».

Теперь, когда до выборов в Иране осталось менее пяти месяцев в СМИ вновь появилось имя генерала Мохаммада Багера Золькадра. Десять консервативных деятелей недавно заявили о создании «Народного фронта исламской революции», который должен выбрать единого кандидата от консерваторов. Генерал М.Б.Золькадр возглавил Народный фронт.

Попытки заняться политической деятельностью генерал предпринимал неоднократно. М.Б.Золькадр вместе с лидерами правых фракций создали «Организацию моджахедов исламской революции», однако после указа Верховного лидера ИРИ Имам Хомейни о том, что военным запрещается любая политическая деятельность, левые силы покинули корпус, однако правые силы остались и продолжили политическую деятельность. Они выступали в качестве «защитников» правоведческого ислама, и координировали свои действия с аятоллой Расти Кашани.

В 2012 году глава судебной власти ИРИ Садек Лариджани назначил М.Золькадра своим заместителем по стратегическим вопросам, затем на пост главы департамента социальных вопросов и предупреждения преступлений.

На выборах 1997 года генерал использовал все свои возможности и ресурсы для продвижения кандидата Али Акбара Натег-Нури. Однако, победу одержал реформатор Мохаммад Хатами.

Как уже было сказано выше, КСИР учел свои ошибки, и уже в 2005 году удалось довести до победного конца своего протеже мэра Тегерана М.Ахмадинежада.

Учитывая прошлый опыт вмешательства КСИР в процесс выборов, новость о создании генералом Народного фронта вызвала недовольство у реформаторов и умеренных. Они утверждают, что один из командующих КСИР и советник главы Судебной власти не может создавать партии, фракции или организации с целью составить конкуренцию действующему президенту.

На эти обвинения пресс-секретарь КСИР генерал Рамазан Шариф 6 февраля дал ответ на пресс-конференции, сообщив, что генерал М.Б.Золькадр был недавно отправлен в отставку.

В свою очередь целый ряд принадлежащих КСИР консервативных СМИ, среди которых наиболее известное агентство Fars, выступают в поддержку Народного фронта. Fars пишет, что на посту заместителя главы Судебной власти законодательством ИРИ допускается создание партий или фракций.

Агентство Tasnim, также принадлежащее КСИР, сообщило, что в конце декабря прошлого года прошло собрание «Народного фронта исламской революции», на котором выступил глава фронта Мохаммад Багер Золькадр. В своей речи он отметил: «Мы являемся свидетелями влияния контрреволюционных сил, которых нужно выявить и противостоять им». Генерал в отставке призвал «всех революционеров объединиться в джихадистский фронт против контрреволюционеров».

В Народный фронт входят также политические и общественные деятели, как Хасан Рахимиан, Алиреза Маранди, Марзие Вахид Дастджерди, Мехди Чамран, Йахья Аль Эсхак, Хамидреза Хаджи Бабаи, Надер Талебзаде, Махмуд Хосрови Вафа, Реза Рустаазад, Мехди Мохаммади.

Присутствовавший на встрече аятолла Мовахеди Керман, в свою очередь, отметил, что главной чертой следующего президента будет антиамериканизм. Консерваторы, которые выступают против налаживания отношений с Западом, намерены использовать в предвыборной борьбе фактор США. Президента Х.Роухани консерваторы обвиняют в уступках Западу, предательстве иранского народа и отказе от ядерной программы.

Единственная женщина в Народном фронте Марзие Вахид Дастджерди. Она стала первой женщиной министром здравоохранения в правительстве М.Ахмадинежада. Появление М.Дастджерди в новообразованной коалиции заставило ряд СМИ предположить, что она может стать первой женщиной кандидатом в президенты Исламской Республики, ссылаясь на то, что арабское слово «раджиль» в Конституции ИРИ, использующееся для имеющих право стать президентом, переводится не только как «мужчина», но и как «деятель». Однако в одном из своих интервью М.Дастджерди не только опровергла возможность своего выдвижения, но и отметила, что члены Народного фронта не могут сами выдвигать свою кандидатуру, а лишь выбирают единого кандидата от консерваторов.

Возможность своего выдвижения в качестве кандидата от Народного фронта прокомментировал секретарь Совета по целесообразности генерал Мохсен Резаи, который недавно вернулся в КСИР. Несмотря на то, что он не имеет права заниматься политической деятельностью в пользу какой-либо политической силы, М.Резаи выразил поддержку Народному фронту и отметил, что ему будет сложно отклонить подобное предложение. Также он подчеркнул, что следующий президент будет революционером. М.Резаи уже пробовал свои силы на президентских выборах и на выборах в Меджлис, но потерпел неудачу.

С целью составить конкуренцию кандидату Х.Роухани ранее уже был сформирован фронт «Единство», состоящий из сторонников или бывших членов правительства Махмуда Ахмадинежада. В отличие от Народного фронта «Единство» определилось со своим кандидатом в лице бывшего вице-президента при правительстве М.Ахмадинежада Хамида Багаи.

Свою поддержку Х.Багаи выразил правая рука М.Амадинежада, первый вице-президент и по совместительству его зять Ибрагим Рахими-Машаи. Прервав длительное молчание, И.Раими-Машаи выступил на пресс-конференции 26 февраля с.г., на которой заявил: «Мы продолжим путь доктора Ахмадинежада», и подчеркнул, что он гордится своим сходством с М.Ахмадинежадом, но Х.Багаи похож на него еще больше.

Несмотря на стабильность в лагере реформаторов, возможно, все же вскоре станет известно имя нового кандидата. Дело в том, что по словам одного из приближенных бывшего главы Совета по целесообразности покойного Али Акбара Хашеми-Рафсанджани Хосейна Мараши в интервью агентству ISNA, перед своей смертью А.А.Хашеми-Рафсанджани разработал стратегию участия реформаторов в выборах. Подробности стратегии неизвестны, но суть состоит в то, чтобы выдвинуть еще одного кандидата от реформаторов для «подстраховки» Х.Роухани. Возможно, бывший президент и главный соратник Х.Роухани имел в виду свою кандидатуру, ведь после выборов в Совет экспертов 26 февраля 2016 года стало ясно, что у последнего большое количество сторонников.

Х.Мараши сообщил также, что данная стратегия была согласована с президентом Хасаном Роухани и он дал согласие. Кто может подкрепить реформистский лагерь, пока неизвестно.