- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Почему отложено голосование о распространении израильского суверенитета на город Маале-Адумим

5 февраля на еженедельном заседании кабинета министров Израиля должно было состояться голосование по законопроекту о распространении израильского суверенитета на еврейский город Маале-Адумим, расположенный к востоку от Иерусалима. Этот законопроект уже более полугода продвигает парламентское лобби «Эрец-Исраэль», состоящее в основном из депутатов от входящих в правящую коалицию партий Ликуд и «Еврейский дом». Более того, идея распространения израильского суверенитета на Маале-Адумим пользуется в Израиле широчайшей поддержкой, в том числе у многих сторонников находящихся в оппозиции партий «Еш атид» и «Сионистский лагерь». Тем не менее, заранее назначенное голосование не состоялось.

С заявлением по этому поводу выступил лидер партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), министр обороны Авигдор Либерман. По его словам, «мы получили сообщение их США  о том, что распространение суверенитета на Иудею и Самарию означает немедленный кризис в отношениях с администрацией. Так что если кто-то хочет такой кризис, то пусть он это сделает». А.Либерман сказал также, что Израиль не должен интегрировать палестинцев в израильское общество, а должен отделяться от них. Он напомнил о том, что распространения израильского суверенитета на всю территорию Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) среди прочего потребует от Израиля колоссальных денежных расходов на одни только социальные выплаты израильского Института национального страхования палестинцам, которые в случае аннексии получат статус постоянных жителей (этот статус отличается от статуса израильского гражданина отсутствием права на участие в выборах в Кнессет, но полностью равен ему в смысле социальных гарантий). Министр обороны назвал сумму более 20 миллиардов шекелей (более 6 миллиардов долларов США). Авигдор Либерман призвал правительство сделать заявление о том, что Израиль не собирается распространять своего суверенитета на территорию Иудеи и Самарии.

На него тут же обрушились с самой резкой критикой, особенно представители тесно связанной с поселенческим движением религиозно-сионистской партии «Еврейский дом». Авигдора Либермана обвиняли в том, что он только притворяется правым, что он противник поселенческого движения, несмотря на то, что много лет живет в поселении Нокдим, и т.п. Представители «Еврейского дома» упрекнули лидера НДИ в «передергивании», поскольку они призывают распространить израильский суверенитет только на районы С (районы Иудеи и Самарии, находящиеся, согласно Норвежским соглашениям, под полным контролем Израиля, в отличие от районов А, которые находятся, согласно тем же соглашениям, под полным контролем Палестинской национальной администрации (ПНА), и районов В, находящихся под гражданским контролем ПНА и военным контролем Израиля), в которых проживают еврейские поселенцы и очень мало арабов, а не на всю территорию Иудеи и Самарии. Прозвучала даже мысль о том, что он выдумал упомянутое «сообщение из США» и что на самом деле администрация Дональда Трампа не угрожала Израилю никакими существенными кризисами двусторонних отношений в случае распространения израильского суверенитета на Маале-Адумим.

Вечером того же дня в поддержку Авигдора Либермана неожиданно публично выступил министр экологии и по делам Иерусалима Зеэв Элькин (Ликуд), житель поселения Кфар-Эльдад. Он не стал касаться вопроса о финансовой стоимости возможной аннексии Израилем Иудеи и Самарии, а сосредоточился на сугубо политических аспектах такого шага. Представленный им анализ ситуации представляет большой интерес для понимания нынешних отношений между Израилем и новой американской администрацией Дональда Трампа.

Известно, что Зеэв Элькин поддерживает распространение израильского суверенитета на город Маале-Адумим. Более того, он является одним из лидеров упомянутого выше парламентского лобби «Эрец-Исраэль». Вместе с тем министр экологии и по делам Иерусалима выразил полное согласие с министром обороны относительно того, что в настоящий момент решение о распространении израильского суверенитета на Маале-Адумим, не говоря уже о других территориях Иудеи и Самарии, должно быт отложено. Он заявил в беседе с корреспондентом израильского новостного интернет-сайта NRG следующее: «Я не буду вдаваться в вопрос, какие сообщения мы получили или не получили от американцев. Есть такие, о которых я знаю в качестве члена кабинета, а есть такие, о которых я не знаю и поэтому не могу ничего сказать по этому поводу. Вместе с тем, если бы мы проголосовали в воскресенье за распространение суверенитета на Маале-Адумим, и кто-то полагает, что американцы стали бы нам аплодировать, то это наивное видение (ситуации – В.Ч.).

Почти что с самого первого своего дня администрация Д.Трампа поставила для себя шанс достижения урегулирования (конфликта Израиля – В.Ч.) с палестинцами на высокое место в порядке предпочтений. Это было неожиданностью в сравнении с избирательной кампанией (Дональда Трампа – В.Ч.) и надеждами различных (израильских – В.Ч.) правых политиков. Само по себе назначение одного из членов семьи в качестве ответственного за это дело (имеется в виду зять Дональда Трампа, еврей Джерад Кушнер, которого он назначил своим советником – В.Ч.) в сочетании с однозначным заявлением, что от него ожидают достижения успеха в отношениях Израиля и палестинцев – и если он этого не добьется, то и никто другой не добьется — показывает, что есть стремление добиться результатов в этом деле. Эта администрация хочет создать какой-либо политический процесс между нами и арабами – даже не только с палестинцами, но нечто более широкое и региональное – под американской эгидой. И поэтому нет сомнения, что каждый наш драматический шаг в этом деле торпедирует такой процесс. Пока администрация считает себя обязанной двинуть вперед какой-то (политический – В.Ч.) процесс и преуспеть там, где другие потерпели фиаско, ясно, что такой шаг с нашей стороны приведет к столкновению. Насколько велик будет кризис? Это уже можно обсуждать на заседании кабинета при закрытых дверях.

Мы имеем дело с администрацией, которая, как представляется, дружелюбнее многих, которые были до нее – и я опасаюсь, что и тех, что будут после нее. Поэтому не будет разумным  с нашей стороны с легкостью идти на ссору с ней. У нас впереди еще четыре года, чтобы посмотреть, что можно извлечь из хороших отношений с администрацией Трампа и как можно себя вести, стараясь не ссориться, или, по меньшей мере, контролируя интенсивность конфликта.

Должны ли мы забыть о мечте распространения суверенитета (на территории Иудеи и Самарии – В.Ч.)? Нет. Я готов ссориться. Надо  только знать, как это делать и при каких обстоятельствах. Всегда приводят знаменитое высказывание Бегина о суверенитете на Голанских высотах (премьер-министр Израиля Менахем Бегин провел в 1981 году закон о распространении израильского суверенитета на Голанские высоты, перешедшие под контроль Израиля в результате Шестидневной войны 1967 года – В.Ч.). Это верно. Он сказал: «Я не собираюсь спрашивать американцев» — потому что он знал, что они ему ответят – «Я собираюсь делать». Но при этом рассказывают не всю историю. Этому предшествовало углубленное обсуждение (…) в правительстве относительно сценариев возможной реакции (со стороны США – В.Ч.). Объяснение, которое Бегин дал на вопрос, почему это сработает, состояло в том, что он знал, что собирается отступить с Синайского полуострова (Синайский полуостров был возвращен Израилем под контроль Египта в 1982 году в рамках выполнения Кемп-Девидских соглашений – В.Ч.). Он полагал, что ни американцы, ни египтяне не станут ставить под угрозу отступление с Синая, и поэтом их реакция на решение относительно Голан будет ограниченной. Он сделал колоссальную уступку на Синае и поэтому знал, что ему можно «сходить с ума» на Голане, потому что он платит цену в другом месте. Не думаю, что кто-то хочет того, чтобы мы оказались в такой же ситуации, чтобы мы сначала пошли на тяжелую уступку в виде отступления, а потом сказали бы, что теперь можно немного «побезумствовать». Не уверен, предпочел бы я отступление с Синая в сочетании с распространением суверенитета. Не уверен, что я выбрал бы эту возможность. Реальность сложнее лозунгов».

В контексте этого интервью следует напомнить о том, что всего две недели назад тот же самый министр Зеэв Элькин заявил, что «всегда — подходящее время сделать это (распространить израильский суверенитет на территории Иудеи и Самарии – В.Ч.) без связи с американской администрацией. Сама по себе готовность правых к такому шагу — это новость. Правые очень опасались распространения суверенитета (на Иудею и Самарию – В.Ч., даже на часть (Иудеи и Самарии – В.Ч.). Только теперь постепенное распространение суверенитета стало идеей правых, и это правильная и практичная перемена».

Относительно сказанного Зеэвом Элькином в упомянутом интервью можно сделать два основных вывода:

  1. Отношения между израильским правительством и новой американской администрацией действительно намного сложнее, чем представлялись. Более того, они на сегодняшний день еще не выстроены и новые правила игры в отношениях Израиля и США еще не до конца определены. Ясно только, что вмешательство американцев в попытки урегулирования арабо-израильского конфликта будет продолжаться и в правление президента Дональда Трампа.
  2. Израильские правые действительно формулируют сейчас свою положительную программу урегулирования, в отсутствии которой их на протяжении многих лет упрекали левые. Центральным пунктом этой формирующейся программы является распространение израильского суверенитета на части территорий Иудеи и Самарии. Поэтому можно полагать, что нынешняя задержка с принятием закона о распространении израильского суверенитета на Маале-Адумим является только временной.