- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: активизация миротворческих усилий Катара по урегулированию дарфурского конфликта

На фоне общего потепления отношений Судана и Саудовской Аравии, активизировались и Катар. Доха в общем-то и так используют суданский маршрут для переброски оружия прокатарским группировкам в Ливии, а последний по времени выпад президента Судана О.аль-Башира на саммите Африканского союза в отношении спорных с АРЕ территорий, только укрепил желание Дохи реанимировать с Хартумом прежний характер отношений в более полномасштабном объеме. В этой связи Катар стараются вдохнуть жизнь и придать новый импульс своим миротворческим усилиям по выходу из дарфурского кризиса. Интересно, что именно через Дарфур идет основной поток катарского оружия ливийским «Братьям-мусульманам», которые сейчас открыто «бросили перчатку» попыткам главнокомандующего силами Палаты представителей в Тобруке маршала Х.Хафтара поставить под свой контроль основные нефтяные месторождения страны. С учетом того, что в боях на стороне прокатарских ливийских исламистов сейчас активное участие принимают абсолютно подконтрольные суданским спецслужбам «чадские оппозиционеры», можно сделать вывод о том, что нынешние катарские «миротворческие усилия» активизировались далеко не случайно. Напомним, что Доха в общем-то с самого фактически начала кризиса в Дарфуре активно участвует в посреднических усилиях, которые то затихает, то вновь активизируется в зависимости от складывающей мировой конъюктуры. На этой неделе глава международного комитета по мирному урегулированию, заместитель премьер-министра Катара Ахмед бен Абдулла аль-Махмуд выступил с инициативой заключения нового соглашения с группами, которые участвуют в качестве участников в Doha Document for Peace in Darfur (DDPD). При этом это должно быть абсолютно новое по содержанию и смыслу соглашение, которое тем не менее входило бы официально в формат DDPD и было бы оформлено как соответствующий дополнительный протокол. Необходимо в этой связи учитывать, что по оценке Дохи, DDPD является именно тем механизмом, который позволяет Катару постоянно держать «пальму первенств» во всех миротворческих усилиях на дарфурском направлении и противопоставлять себя миротворческим усилиям панели Т.Мбеки, которая работает в этом же направлении, но «под зонтиком» Афросоюза. В прошлом году представители двух групп еще «непримиримых» дарфурских повстанцев дважды встречались с Ахмедом бен Абдуллой аль-Махмудом в Париже и Дохе, где собственно впервые и была выдвинута инициатива о создании нового формата. Причем в результате долгих дискуссий о том, что лучше: создать с нуля новый формат или продолжать использовать DDPD, победила точка зрения Катара. Ахмед бен Абдулла аль-Махмуд также объявил, что руководители Движения за справедливость и равенство (ДСР) и лидер Суданского освободительного движения (СОД) М.Минави готовы присоединится к новой по существу сделке под эгидой DDPD, который будет соответствующим образом дополнен. Эта компромиссная позиция (вроде бы новая сделка при том, что остается официально формат DDPD), по словам Ахмеда бен Абдуллы аль-Махмуда, учитывает интересы и тех сторон дарфурского конфликта, которые ранее протокол о примирении с суданскими властями  уже подписали, и уже бывшего американского спецпредставителя по Судану, который выразил озабоченность окончанием работы в старом формате. В данном случае катарец безусловно лукавит, поскольку за предыдущий период времени в рамках DDPD удалось подписать соглашения о перемирии фактически с одной проправительственной группой Движение за освобождение Судана, и с отколовшейся от ДСР группой полевых командиров. И те, и другие абсолютно «управляемые» Дохой и Хартумом согласились бы вновь подписать соответствующие документы и в новом формате. без всяких проблем. Что же касается американского представителя, то проблема Дарфура его волнует еще в меньшей степени. Для него важен результат, а не формат, в котором он достигнут. Повторим, сохранение архитектуры  DDPD важно в первую очередь для Дохи, которая таким образом старается сохранить монопольное право на миротворческие посреднические усилия.  Новый формат потребовал бы привлечение других региональных игроков, среди которых тот же Афросоюз; или отдельных стран, среди которых активность проявляла бы та же Эфиопия.  Это тем более актуально, что Афросоюз уже ведет аналогичные переговоры  и с М.Минави, и с ДСР в собственном миротворческом формате DDOP. В прошлом августе под влиянием АС обе группы потребовали от Хартума в качестве условия своего участия в переговорах безусловного выполнения ранее принятой под нажимом панели Т.Мбеки т.н. «дорожной карты». Она предусматривает возвращение беженцев в места их исторического проживания; справедливого разделения ВВП Дарфура (читай: оставление основных доходов в регионе); инкорпорацию бывших боевиков в силовые структуры или их демобилизация с соответствующей компенсацией. При этом повстанцы отказались даже рассматривать вариант каких-либо дискуссий по вопросу ее изменения или ревизии текста соглашений в формате DDPD. Это требование по выполнению «дорожной карты» является на сегодняшний день основной проблемой Дохи. «Дорожная карта» не выполнена ни в одной из существующих составляющих, что собственно Ахмед бен Абдулла аль-Махмуд и признал публично. Особенную озабоченность у него вызывает пункт о реабилитации бывших боевиков. Их обнаружилось очень много, что навевает мысль о наличии «мертвых душ» и многочисленных родственников полевых командиров боевиков. Только из числа уже подписавших соглашение с Хартумом о перемирии групп за два последних года было демобилизовано с выплатой соответствующих компенсаций 10 015 человек, еще 6800 человек было инкорпорировано в силовые суданские структуры. Остаются «не охваченными» еще 9185 человек. И это без учета ДСР и СОД М.Минави, не говоря уже о СОД-Нура. В таком раскладе вообще непонятно, как суданская армия удерживает Дарфур. Для реабилитации повстанцев Катару придется раскошелиться. Он уже объявил о том, что начал финансирование строительства 10 сервисных комплексов стоимостью 70 млн долларов «для адаптации бывших боевиков» в мирную жизнь. Ряд экспертов в этой связи вновь выражают сомнения том, что активности, и, что главное, финансовых ресурсов Дохи хватит для доведения процесса мирного урегулирования до логического конца. Достаточно вспомнить, «наполеоновские планы» Дохи по инвестициям в инфраструктуру и промышленность Дарфура 2 млрд долларов три-четыре года назад, когда формат DDPD только входил в силу. Все эти планы остались на бумаге, но свою роль «манка» для Хартума они тогда сыграли.