- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: февраль 2017 г.

Базирующийся в Гааге Международный суд 2 февраля объявил себя компетентным при рассмотрении спора между Кенией и Сомали относительно линии прохождения морской границы между ними в Индийском океане. Он возник во многом из-за того, что в этой зоне обнаружили большие запасы нефти и природного газа. Суд постановил, что он «компетентен для рассмотрения иска, поданного Сомали 28 августа 2014 г., и что этот иск является принимаемым».

Сомали и Кения оспаривают обширный участок морской акватории площадью свыше 100 тысяч кв. км. Кения уже выдала три разрешения на ведение разведки на углеводороды итальянской компании Eni SpA, что вызвало протесты со стороны Сомали.

Могадишо считает, что морская граница между двумя странами должна проходить в юго-восточном направлении от их границе на побережье, в то время как Найроби считает, что она должна идти строго на восток. По логике Кении, она осуществляет суверенитет над образовавшимся треугольником с 1979 г., с момента объявления ее суверенитета над эксклюзивной экономической зоной.

Решение Международного суда означает, что тяжба между Сомали и Кенией будет рассмотрена в нем. Этот процесс может затянуться на несколько лет. Глава кенийской делегации на переговорах генеральный прокурор Гиту Мигай немедленно выразил сожаление в связи с этим решением, отметив, что судебная процедура может повлиять на «вопросы безопасности». Тем самым он недвусмысленно дал понять, что Кения может пересмотреть участие своего воинского контингента в составе миротворческой миссии Африканского союза в Сомали (Amisom).

8 февраля 275 депутатов парламента Сомали и 54 сенатора избрали президента страны, завершив тем самым сложным процесс выборов. На этот пост претендовали 23 кандидата, в том числе уходящий глава государства 61-летний Хасан Шейх Махамуд и бывший до него президентом Сомали 52-летний Шариф Шейх Ахмед. Оба они представляют клан хавийе. Основными кандидатами от клана дарод являлись действующий премьер-министр 56-летний Омар Абдирашид Али Шармарке и бывший премьер 55-летний Махаммед Абдуллахи Махаммед Фармаджо (он был премьером в течение восьми месяцев в 2010 – 2011 годах). Оба они имеют двойное гражданство, прожив долгое время в Канаде и США соответственно.

Выборы проходили в несколько туров в одном из ангаров международного аэропорта в Могадишо. Это место было выбрано по соображениям безопасности, поскольку аэропорт с находящейся на его территории штаб-квартирой миротворцев является одним из самых охраняемых объектов.

Первоначально президентские выборы планировалось провести в августе 2016 г., однако сроки организации голосования несколько раз переносились.

Напомним, что парламентские выборы прошли на основе клановой системы в октябре – декабре 2016 г. В них приняли участие около 14 тысяч выборщиков – делегатов, представлявших различные кланы 12-миллионного населения Сомали.

Ранее предполагалось провести парламентские выборы на основе всеобщего избирательного права. Однако от этих планов отказались в 2015 г. Тем не менее даже в таком виде новые выборы признаны более демократическим по сравнению с тем, как проводились выборы 2012 г., когда депутатов парламента назначили 135 старейшин.

Теперь проведение парламентских выборов на основе всеобщего избирательного права перенесено на 2020 г.

Накануне выборов столица Сомали была фактически блокирована в связи с введенными повышенными мерами безопасности.

Уже к вечеру 8 февраля стало известно имя нового президента Сомали. Достаточно неожиданно им стал представитель клана дарод Махаммед Абдуллахи Махаммед Фармаджо, имеющий кроме сомалийского американское гражданство. В первом заявлении для прессы он пообещал бороться против двух явлений, мешающих развитию Сомали – коррупции и джихадистского движения «Аш-Шабаб».

Голосование проходило в два тура и продлилось 6 часов. После чего уходящий президент Хасан Шейх Махамуд признал свое поражение и призвал сомалийцев поддержать нового главу государства. Известно, что новый президент очень популярен среди сомалийцев как человек, не боявшийся поддерживать наиболее бедные слои населения и беженцев, а также как политик, открыто защищающий интересы страны. В период его премьерства он заявил о себе, заметно сократив число министерских постов, запретив для высокопоставленных чиновников зарубежные поездки, признанные не актуальными, а также начав войну против коррупции. Он также запомнился тем, что именно в период его премьерства движение «Аш-Шабаб» было вынуждено уйти из Могадишо, а это было очевидной военной победой.

Фармаджо также всегда пользовался поддержкой среди сомалийских военных, хорошо запомнивших, что при его премьерстве у них никогда не было задержек с выплатой жалованья.

До этого в США он изучал историю и политологию в университете Буффало. После падения режима Сиада Барре одно время работал дипломатов в Вашингтоне. Наблюдатели в этой связи отметили, что очевидные качества нового президента могут сыграть против него.

Новый президент имеет репутацию сторонника сильного центрального государства, даже если оно будет иметь федеративный характер. Он намерен вести переговоры с существующими непризнанными автономиями типа Пунтленд, Джубаленд и Гальмудуг с тем, чтобы уточнить контуры федеративного государства. В то же время он считается противником вмешательства Эфиопии в дела Сомали, хотя эта страна играет одну из заглавных ролей в операциях Amisom. Такая позиция обеспечила ему поддержку среди молодых депутатов сомалийского парламента и сената. Однако известно, что те в Сомали, кто выступает против Эфиопии, впоследствии сталкиваются с огромными проблемами.

16 февраля, за несколько дней до приведения нового президента Сомали к присяге, боевики движения «Аш-Шабаб» обстреляли из минометов кварталы, прилегающие к президентскому дворцу. В результате обстрела погибли пять человек, в том числе двое детей. Сразу после обстрела ответственность за него взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

19 февраля в результате взрыва заминированной автомашины на юге  Могадишо в квартале Мадина погибли по меньшей мере 39 человек, свыше 30 получили ранения. Этот теракт, совершенный смертником, стал первым со времени избрания нового президента Сомали. Первоначально никто не взял на себя ответственность за его совершение. Однако нападение было совершено в день, когда движение «Аш-Шабаб» пообещало начать «беспощадную борьбу» против новых властей Сомали. Представитель джихадистов Шейх Хасан Якуб Али отметил, что его движение считает Фармаджо самым опасным среди всех его предшественников, поскольку он имеет кроме сомалийского американское гражданство.

Церемония приведения к присяге нового президента Сомали прошла на территории международного аэропорта Могадишо при повышенных мерах безопасности 22 февраля. В тот день были отменены все коммерческие авиарейсы. На церемонии присутствовали президенты Джибути и Кении,  премьер Эфиопии, а также делегации Кувейта и Египта. Фармаджо приступил к исполнению своих новых обязанностей еще 16 февраля.

На церемонии вступления в должность новый президент Сомали пообещал обратить особое внимание на повышение боеспособности национальной армии.

Уже 23 февраля последовало назначение на пост премьер-министра Сомали. Им стал 49-летний Хасан Али Хейр, ранее успевший поработать на ряд гуманитарных организаций, и на британскую нефте- газодобывающую  компанию Soma Oil and Gas. Как и президент, он кроме сомалийского имеет американское гражданство. Британская компания, на которую работал новый премьер, не раз оказывалась в центре коррупционных скандалов в том, что касалось ее работы в Сомали. Хейр считается человеком, близким к прежнему президенту, и является выходцем из клана хавийе. Его назначение состоялось в логике поддержания равновесия между кланами хавийе и дарод. Назначение Хейра на пост премьера должно быть подтверждено парламентом.

Первым жестом нового президента Сомали стало объявление состояния «национальной катастрофы» в ряде районов страны, что было вызвано засухой.

9 февраля Верховный суд Кении признал «не имеющим юридических последствий» решение правительства о закрытии лагеря сомалийских беженцев в Дадаабе – самого большого в мире, и высылке его обитателей из страны.

18 февраля стало известно, что Бурунди провела ротацию своего батальона в составе Amisom. После годичной миссии в Сомали оттуда был выведен 34-й пехотный батальон. Там его сменил 40-й батальон численностью 925 человек, что говорит, что это подразделение достаточно усиленно. Ротация бурундийских батальонов проходит регулярно с периодичностью один раз в год. При этом бурундийские власти утверждали, что проблема выплаты зарплат военнослужащим из состава миссии Amisom полностью урегулирована.

В любом случае у нового президента Сомали впереди решение сложнейших проблем. При их решении многое будет зависеть от клановых особенностей страны, то есть в какой мере он получит поддержку других кланов.