- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К развитию внутриполитической ситуации в Ираке

По мере приближения окончательного разгрома террористической организации «Исламское государство» в Ираке все более остро встает проблема послевоенной политической системы. Существующая в стране политическое устройство нуждается в глубоком реформировании с целью создания  стабильного государства с учетом интересов всех этносов и конфессиональных общин. В этих условиях в стране разворачиваются политические дебаты относительно будущих реформ, тесно связанные с борьбой за власть в Багдаде. От того, кто победит в данном соревновании политических проектов во многом зависит будущее Ирака.

Многие наблюдатели сходятся в том, что премьер-министр страны Хейдар аль-Абади, выдвинутый к власти в качестве компромиссной фигуры в период наибольшей экспансии «Исламского государства» и опасности для Багдада в августе 2014 года теряет популярность. Несмотря на то, что правительству под его руководством удалось нанести крупные военные поражения ИГ, поддеержка правительства в шиитских регионах Ирака  снижается, что обусловлено двумя факторами. Во-первых, тяжелой экономической ситуацией в стране. Массовая безработица усугубляется бытовыми проблемами. Например, даже в южных мухафазах Ирака, не затронутых боевыми действиями и относительно стабильных, наблюдаются постоянные перебои с подачей электроэнергии, инфраструктура находится в аварийном состоянии. Во-вторых, неспособностью руководства Ирака решить проблему терроризма, остро стоящую в Багдаде и иногда проявляющуюся также в южных районах страны. О северных провинциях Ирака, населенных суннитами, мы умолчим. Здесь недовольство носит всеобъемлющий характер, так как правительству не удалось выработать эффективную и удовлетворяющую суннитскую общину модель раздела власти. Еще одной проблемой, вплотную встающей перед правительством Ирака после разгрома ИГ, является вопрос, что делать с Отрядами народной мобилизации «Хашед аш-Шааби», игравшими на протяжении последних двух лет центральную роль в сопротивлении ИГ\. Данные вооруженные формирования стали большой не только военной, но и политической силой.  В этих условиях лидерство Х.аль-Абади подвергается острой конкуренции со стороны так называемого «шиитского трио» — Нури аль-Малики, Муктады ас-Садра и Аммара аль-Хакима, стремящихся к тому, чтобы возглавить иракское правительство. Эти политические лидеры не любят друга и во многом соперничают, но при этом каждый из них хотел бы руководить страной, оттеснив конкурентов.

Лидер движения «Ахрар» Муктада ас-Садр на протяжении последних двух лет нередко выступал организатором массовых акций протеста, в которых участвовали представители обездоленных и бедных слоев шиитской общины (мустазеффин). М.ас-Садр до сих пор остается верен своей тактике. 28 февраля сотни его сторонников забросали кортеж премьера камнями и бутылками с водой во время посещения им южноиракского города Кут. Охрана Х.аль-Абади вынуждена была применить резиновые пули и слезоточивый газ. Тактика народных процессов, реализуемая М.ас-Садром, вызывает большое недовольство у значительной части иракского и иранского шиитского духовенства. Необходимо отметить, что в отличие от других представителей высшего шиитского духовенства Ирака Муктада ас-Садр всегда был слабо связан с Кумом. Его отец, аятолла Мухаммед Садык ас-Садр, убитый спецслужбами Саддама Хусейна в 1999 году, был ярким представителем народного ислама, оппонировавшим таким аятоллам как Касим аль-Хои и Али ас-Систани. Садр-страший считал, что они слишком погрузились в обрядовые и теологические вопросы и забыли о нуждах простых верующих. Подобную ориентацию своего отца унаследовал и Муктада ас-Садр. В феврале он вступил в ожесточенную полемику с проиранским шиитским клерикалом Камалем аль-Хайдари, критиковавшим М.ас-Садра и его сторонников. К.аль-Хайдари считает, что «политические вопросы не должны решаться на улицах, а демонстрации Садра не способствуют реформам».

Свой план политических реформ в стране М.ас-Садр изложил в феврале в программе «Изначальные решения», состоящей из 29 пунктов. Сюда входит: формирование правительства профессионалов с отказом от квот по партийной принадлежности, создание специального Фонда под эгидой ООН для восстановления экономики Ирака, создания Комитета по соблюдению прав человека и национальному примирению, также под эгидой ООН. Муктада ас-Садр настаивает на том, чтобы после победы над ИГ из Ирака были выведены все иностранные войска, «как оккупационные, так и войска дружественных держав, оказывавшие помощь в борьбе с терроризмом». Под оккупационными войсками понимаются американские, а под дружественными подразделения турецкой армии, тренировавшие курдских пешмерга и подразделения КСИР.

Однако наиболее противоречивую реакцию вызвало предложение М.ас-Садра о роспуске «Хашед аш-Шааби», которые после решений иракского правительства в ноябре прошлого года приобрели легитимный статус. По мнению М.ас-Садра, в стране должны быть единые вооруженные силы и силовые структуры. «Хашед аш-Шааби» должны трансформироваться в культурную и гуманитарную организацию и сдать оружие. «Наиболее дисциплинированные бойцы «Хашед аш-Шааби» войдут в иракскую армию, остальным придется возвратиться к мирной жизни», — предлагает Муктада ас-Садр. Этот проект категорически не устраивает другие шиитские политические силы Ирака. Объясняется это той степенью влияния, которую шиитские милиции приобрели на политическую жизнь в стране. Особенно мощным оппонентом включения «Хашед аш-Щааби» в иракскую армию является бывший премьер-министр страны Нури аль-Малики. В тесном взаимодействии с ним ведут свою деятельность такие формирования шиитского ополчения как «Лива аль-Бадр» («Бригада Бадр»), возглавляемая Хади аль-Амири и «Асаиб ахль аль-хакк» во главе с Кайсом аль-Хазали. Последний является креатурой и доверенным лицом Нури аль-Малики. Некоторые иракские эксперты уверены в том, что Нури аль-Малики из своих средств финансирует «Асаиб ахль аль-хакк». Необходимо добавить, что Муктада ас-Садр является единственным крупным шиитским политиком, пользующимся доверием со стороны суннитской общины Ирака. Его программу реформ поддержали вице-президент Ирака Усама Нуджайфи и Хамис аль-Ханджар.

Свой проект выхода Ирака из политического кризиса предложил и лидер партии Высший исламский совет Ирака (ВИСИ) аятолла Аммар аль-Хаким, обнародовавший «Хартию исторического примирения». Хартия предусматривает вовлечение в процесс примирения «всех политических сил, как входящих в парламент и правительство, так и находящихся за их рамками». Она призывает подключиться к процессу все оппозиционные группы, даже вооруженные за исключением «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России).  Исключение делается для группировок, «работающих на иностранные спецслужбы а также стремящиеся к подрыву национального единства Ирака». Хартия предусматривает, помимо прочего амнистию участникам вооруженного сопротивления (кроме ИГ) и отказ от квот для занятия государственных должностей, закрепленных за религиозными общинами. Хартия была представлена Миссии содействия ООН в Ираке (UNAMI). Комментируя ее издание, Аммар аль-Хаким отметил, что «отношения между шиитской и суннитской общинами в Ираке достигли зрелости и находятся на верном пути».

Внутриполитическая ситуация в Ираке характеризуется достаточно высокой степенью турбулентности и непредсказуемости. Вместе с тем, в политической элите страны уже обозначился ряд групп с конкурирующими проектами обустройства страны. Проект бывшего премьер-министра Нури аль-Малики можно обозначить как проиранский и конфронтационный. В то же время проект Муктады ас-Садра как националистический и нацеленный на национальное примирение. Пока неизвестно, что может предложить в качестве альтернативы нынешний премьер-министр страны Хейдар аль-Абади, лавирующий между интересами США и Ирана.