- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Развитие украино-израильских отношений

13 марта 2017 г. стало известно о состоявшихся телефонных переговорах между премьер-министром Украины В.Гройсманом и его израильским контрпартнером Б.Нетаньяху. В силу того, что глава украинского правительства получил в рамах беседы приглашение посетить Израиль, данное событие было воспринято в СМИ как очередной символ примирения между государствами, столкнувшимися с кризисом в своих отношениях в конце декабря 2016 г. Напомним, поводом к нему послужила поддержка Украиной резолюции Совета Безопасности (СБ) № 2334. Согласно ее тексту, израильские поселения на Западном берегу р. Иордан признавались противоречащими нормам международного права. Выбранная Киевом позиция привела к отмене визита В.Гройсмана в Израиль, где Б.Нетаньяху распорядился применить жесткие меры в адрес государств, проголосовавших за документ в СБ ООН.

О сути состоявшихся 13 марта 2017 г. переговоров в открытых источниках украинской стороной опубликовано крайне мало информации. Сообщается лишь, что главы правительств обсудили актуальные вопросы двусторонних контактов с особым акцентом на экономической и научно-технической составляющей взаимоотношений. Отдельно была подчеркнута возможность заключения украино-израильского соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) до конца 2017 г. Стоит отметить, что свидетельства прогресса на данном направлении стали появляться несколько ранее. Еще в январе 2017 г. в рамках предыдущего этапа консультаций были определены наиболее перспективные экспортно-импортные отрасли. 10 марта 2017 г. заместитель министра экономического развития и торговли Украины Н.Микольская на своей странице в сети Facebook сообщила об успешном завершении прошедшего в Израиле пятого раунда переговоров по доступу на рынки промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции. Также было заявлено о скором переходе к новому этапу обсуждений, однако, конкретные сроки завершения всех необходимых для подписания договора о ЗСТ процедур упомянуты не были. Кроме того, с 6 по 8 марта 2017 г. в Израиле под руководством заместителя министра аграрной политики и продовольствия республики О.Трофимцевой  проходила украинская бизнес-миссия, направленная на укрепление прямых контактов предпринимательского сообщества.

Впрочем, в повышении внимания украинских властей к ближневосточному партнёру свою роль сыграло еще одно обстоятельство. Разумеется, декабрьская позиция Украины была прямо и косвенно связана с ситуацией вокруг Крыма и Донбасса. С одной стороны, государство получило возможность ответить на израильскую «сдержанность» в ООН в период определения вопроса о территориальной целостности Украины в условиях самоопределения жителей Крыма и Севастополя. С другой стороны, на официальном уровне заявляя о приверженности принципам международного права, обязательным для всех, на фоне собственных территориальных споров страна попросту не могла себе позволить поддержать поселенческую активность, опасаясь создания прецедента. Такая позиция в целом объяснима и во многом ожидаема. К примеру, в случае с признанием Косово в поддержку независимости выступил Тайвань, а против – КНР, Греция и Испания.  Однако необходимо учесть, что не последнее значение имела тогда позиция США. По сути, самим фактом проведения голосования ООН обязана допущению Б.Обамы, решившего на исходе своего президентского срока проучить союзника.

Большие надежды украинского руководства возлагались на новую американскую администрацию. В феврале 2017 г. между Д.Трампом и президентом Украины состоялся телефонный разговор, в рамках которого украинский лидер получил поддержку территориальной целостности страны и одобрение за проводимый курс на демократизацию. В духе подобных настроений прошла и февральская встреча в Мюнхене между П.Порошенко и вице-президентом США М.Пенсом. Однако уже в начале марта Конгресс выступил с инициативой сокращения военной помощи США Украине с 350 млн долл. до 150 млн долл. при общем увеличении данной статьи расходов. Более того, для Киева важен не только сам факт урезания американских ассигнований, но и то, как Вашингтон предпочел их перераспределить. Здесь на первое место вновь вышли ближневосточные нужды, а именно необходимость гарантий безопасности Израиля и борьбы с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России).

Таким образом, стремление интегрировать бизнес в новые для себя рынки нельзя считать ключевым компонентом всплеска интереса Украины к сотрудничеству с Израилем. Большое значение для страны сегодня имеет необходимость развития отношений с новой американской администрацией с особым акцентом на военной помощи, которую в Киеве считают своего рода залогом победы в борьбе на Донбассе. При этом Украина, как и многие другие государства, полагает, что взаимодействие с ближневосточным партнером может содействовать реализации поставленных задач. Для Израиля Украина также представляет собой, скорее, средство для достижения целей, а не действительно важного союзника. После ухода лидера НДИ А.Либермана с поста главы израильского внешнеполитического ведомства, о курсе на сближение с государствами бывшего СССР фактически забыли, продолжая развивать контакты лишь со стратегически важными странами региона. Как следствие, диалог с Украиной, включая вопрос заключения соглашения о Зоне свободной тоговли, стал подчиняться изменившимся внешнеполитическим ориентирам. При этом первостепенное значение в развитии связей стало иметь то, в какой степени взаимоотношения с Киевом будут влиять на соблюдение баланса интересов между Вашингтоном и Москвой.