- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Состояться ли досрочные выборы в Израиле?

Многие обозреватели уже предрекают, что нынешнее правительство не доработает до конца установленного срока его полномочий – ноября 2006 года. Печальная тенденция преждевременного распада правительственных коалиций стала традицией, и действующее правительство, сформированное в начале 2003 года, похоже, не станет исключением. Сложнейшие задачи, стоящие перед страной в политической, экономической и оборонной сферах, не только спровоцировали кризис внутри израильского общества, но и обнаружили наличие острых противоречий в политическом истэблишменте страны, в том числе, и в самой правящей партии Ликуд. Главный вопрос, который стоит сегодня на повестке дня заключается не в том, состоятся ли досрочные выборы, а в том, когда это произойдет. При этом график политической жизни страны на ближайшее время более чем напряженный.

Проблема досрочных выборов напрямую связана с политическими инициативами премьер-министра А. Шарона, которые должны в течение зимней сессии Кнессета, открывшейся 11 октября, получить одобрение парламента и правительства. А. Шарон планирует двойной ход, в результате которого Кнессет одобрил бы вывод поселений и назначил бы первое слушание «акта о реализации», который станет юридической базой для эвакуации еврейских поселений из сектора Газа и четырех поселений с территории Западного берега, а также для выплаты компенсаций поселенцам.

После этого останется всего две недели для завоевания сторонников и усмирения оппозиции, так как 24 октября кабинет министров должен одобрить «акт о реализации», а на следующий день А. Шарон должен представить декларацию о принципах размежевания в Кнессете. Уже известно, что заявление кабинета по этому вопросу будет практически слово в слово повторять заявление от 6 июня. Одобрение кабинета придаст плану необходимый политический вес, что облегчит задачу убеждения депутатов от Ликуда голосовать в его поддержку.

1 ноября начнется крайне напряженная неделя для законодателей, так как для первого чтения будет представлен весь комплекс законопроектов, связанных с эвакуацией поселений и компенсациями, а уже через два дня — государственный бюджет на 2005 год.

А. Шарон, по понятным причинам, хочет сначала закончить с политическим блоком, и лишь потом приступить к обсуждению бюджета. При этом прогнозируемая раскладка голосов по этим двум вопросам, является убедительным доказательством того, насколько политическая система оказалась дезинтегрирована в последнее время. По бюджету предварительная раскладка голосов выглядит примерно так: 58 депутатов готовы поддержать проект бюджета, 57 находятся в оппозиции, и 5 депутатов занимают центристскую позицию (Эфи Эйтам, Ицхак Леви, Давид Таль, Михаил Нудельман, Йосеф Парицки). Иная картина складывается, когда речь заходит о плане одностороннего размежевания: в Ликуде — раскол, как минимум 10 депутатов от правящей партии выступают однозначно против плана, а партия Труда – за. Таким образом, в Кнессете отсутствует единство позиций по наиболее принципиальным вопросам, он оказывается разделен на две различные коалиции – по вопросу о бюджете и по вопросу о размежевании.

Общее мнение в Канцелярии премьер-министра таково, что законопроекты, инициированные А. Шароном, будут одобрены большинством голосов. Эксперты считают, что план премьер-министра получит поддержку от партии Труда, Шинуя, большинства депутатов Ликуда, а также арабских партий, которым будет сложно выступить против эвакуации еврейских поселений.

Самая большая интрига, таким образом, заключается не в том, пройдут ли акты голосование, а в том, как проголосуют депутаты от Ликуда. Сколько из них решится открыто выступить против лидера партии и предлагаемой им политической линии, и какую форму примет этот протест: депутаты решат воздержаться при голосовании или подадут свои голоса «против»?

Завершающая стадия запланирована на март, когда кабинет должен будет принять окончательное решение по вопросу эвакуации поселений, а Кнессет по «акту о реализации». При этом очевидно, что одобрение плана одностороннего размежевания только усложнит ситуацию, в которой находится премьер-министр, учитывая, что за этим с большой долей вероятности последует выход из коалиции трех представителей МАФДАЛ.

С выходом МАФДАЛ из коалиции, А. Шарон окажется практически один на один с оппозиционно настроенным Кнессетом, в котором он столкнется с частыми вотумами недоверия и частными законодательными инициативами, стремящимися поставить под вопрос политическую легитимность действующего премьер-министра. Временной фактор в этой ситуации имеет принципиальное значение: чем раньше МАФДАЛ покинет правительство, тем больше шансов для формирования альтернативной коалиции, в которую предположительно могли бы войти Яхдут га-Тора, партия Труда, а место Шинуя, возможно, занял бы ШАС. Чем позже произойдет выход из коалиции, тем больше будет напряжение, связанное с приближением выборов, и тем меньше будет желание партий вступать в коалицию.

А. Шарон настаивает на том, что в интересах страны избежать досрочных выборов, утверждая, что они не принесут никаких реальных изменений в расстановке политических сил. Вместе с тем, сторонники реализации плана одностороннего размежевания в Ликуде считают, что премьер-министр делает недостаточно для укрепления коалиции. После того, как на партийном съезде А. Шарон подвергся жесткой критике, а идея объединения усилий с партией Труда была категорически отвергнута, прекратились всякие коалиционные переговоры, хотя в своих заявления премьер-министр говорит о возможном присоединении к коалиции партии Труда и ШАС.

И, тем не менее, депутаты и справа и слева, религиозные и светские, евреи и арабы сходятся в одном – правительство не завершит свою каденцию, и выборы в Кнессет 17-го созыва состоятся уже в 2005 году.

Не в пользу А. Шарона, желающего избежать досрочных выборов, говорит тот факт, что он вступил в зимнюю сессию Кнессета с правительством меньшинства — 58 мест из 120. В прошлом году, А. Шарон начал свою вторую премьерскую каденцию с большинством в 67 мест. Из них, семь членов Национального единства покинули правительство в этом году из-за разногласий по плану одностороннего размежевания, и еще двое от МАФДАЛ вскоре последовали за ними.

Оставшиеся шесть представителей партии МАФДАЛ, которая сильно зависит от голосов поселенцев, не могут договориться относительно стратегии борьбы с планом одностороннего размежевания. Глава партии Эфи Эйтам и Ицхак Леви покинули кабинет по этой причине. На настоящий момент, основной конкурент Э. Эйтама в борьбе за партийное лидерство Зевулун Орлев, представляющий более умеренную позицию, выступает за присутствие в правительстве, что позволит, по его мнению, наиболее эффективно бороться с планом ликвидации поселений. В тоже время, З. Орлев установил предел, до которого он и трое его коллег, включая ветерана поселенческого движения Нисана Сломянского, будут оставаться в составе правительства. Эта группа депутатов покинет коалицию в случае, если А. Шарон от политических деклараций о размежевании и ликвидации поселений перейдет к практическим действиям.

Все решится 3 ноября, когда А. Шарон вынесет на одобрение Кнессета акт о денежных компенсациях поселенцам, оставляющим свои дома. З. Орлев определил, что принятие акта – это красная черта для присутствия членов МАФДАЛ в правительственной коалиции. Таким образом, в распоряжении премьер-министра окажется большинство лишь в 55 голосов, причем многие из депутатов уже сейчас выказывают несогласие с его планом.

При таком раскладе есть вероятность, что А. Шарон сам выступит с инициативой проведения досрочных выборов, чтобы не пасть жертвой голосования по вотуму недоверия или решения о роспуске Кнессета.

Вплоть до сегодняшнего дня самые ожесточенные баталии в связи с планом одностороннего размежевания премьер-министр ведет со своей собственной партией. Мятежная фракция внутри Ликуда уже нанесла премьерской инициативе несколько болезненных и во многом символичных внутрипартийных поражений. Мятежники заявили, что они будут воздерживаться от голосования против премьер-министра до тех пор, пока тот не станет настаивать на ускорении процедур предшествующих принятию плана по размежеванию. В случае же, если А. Шарон начнет оказывать давление на законодателей, мятежники заявили, что смогут собрать от 10 до 15 голосов «против» из 40 депутатов фракции Ликуда. Это может произойти 25 октября, когда А. Шарон должен представить план на одобрение Кнессета.

За этим должна последовать целая череда голосований по принципиальным для страны вопросам. Если хотя бы по одному из них большинство проголосует против А. Шарона, может быть принято решение о смещении премьер-министра и о временной замене его кем-то из партии. В качестве возможного кандидата называют Беньямина Нетаниягу.

Одним из условий продолжения функционирования нынешнего правительства является утверждение государственного бюджета на 2005 год не позднее 31 декабря. На практике, А. Шарон должен провести бюджет через Кнессет до 31 марта. Если ему это не удастся, досрочные выборы могут быть проведены уже в конце мая-июня 2005 года.

И все же, если А. Шарон хочет сохранить действующее правительство у него остается для этого несколько возможностей:

1. Принять решение об отказе от плана одностороннего размежевания,

2. Принять предложение оппозиции о проведении референдума по вопросу о ликвидации поселений,

3. Найти способ в максимально короткие сроки привлечь партию Труда к коалиции.

И хотя сохранение действующего правительства представляется не простой, но пока вполне еще осуществимой задачей, может оказаться так, что А. Шарон предпочтет проведение досрочных выборов, указанным способам сохранения правительства.