- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: в Кнессете официально создано лобби за Храмовую гору

В минувший понедельник на специальной конференции, проведенной в Кнессете, было объявлено о создании нового парламентского лобби, ставящего своей официальной целью укрепление связи евреев с Храмовой горой. Его возглавили депутаты Кнессета Иегуда Глик (Ликуд) и Шули Муалем-Рефаэли («Еврейский дом»).

Принимавший участие в конференции археолог Асаф Авраам, бывший директор национального парка «Стены Иерусалима», представил в своем докладе научные свидетельства того, что здание «Купол скалы» («Масджид куббат ас-сахра» — в араской традиции) было построено в качестве подражания стоявшему ранее на этом месте еврейскому Храму.

В ходе конференции, в которой приняли участие все внепарламентские израильские организации, занимающееся укреплением связи евреев с Храмовой горой, были сформулированы основные требования нового лобби:

  1. Расширение часов, в которые разрешает доступ евреев на Храмовую гору.
  2. Разрешение доступа евреев на Храмовую гору по субботам.
  3. Изменение поведения полиции, которая ограничивает передвижение евреев по Храмовой горе.
  4. Разрешение проведения еврейской молитвы на Храмовой горе.

Помимо этого, члены лобби договорились о необходимости действовать в рамках израильской системы образования с тем, чтобы изменить концепцию, согласно которой самым святым местом для еврейского народа является так называемая «Стена плача», которая представляет собой западную опорную стену насыпи, при помощи которой иудейский царь Ирод Великий расширил в I веке до н.э. Храмовую гору.

Принявший участие в конференции министр сельского хозяйства Ури Ариэль («Еврейский дом») заявил: «Можно сказать здесь доброе слово о полиции Израиля. Она не предоставила премьер-министру алиби по поводу того, что есть проблемы безопасности, препятствующие подъему на Гору депутатов Кнессета (имеется в виду, что у премьер-министра нет оправдания в виде соображений безопасности для того, чтобы сохранять запрет подъема депутатов на Храмовую гору – В.Ч.). Факт того, что есть разные странные ограничения для евреев, которые хотят подняться (на Храмовую гору – В.Ч.), унижает не только самих поднимающихся, но и само государство».

Депутат Иегуда Глик сказал в своем выступлении, что «Храмовая гора это самое святое место для еврейского народа. Это такой же факт, как то, что Иерусалим это столица еврейского народа. Признают это другие народы или нет, это их проблема. На этой неделе министрами Регев (Мири Регев, министр культуры – В.Ч.) и Элькиным (Зеэв Элькин, министр экологии и по делам Иерусалима – В.Ч.) было принято важное решение о создании управления по наследию Храмовой горы. Вопреки опасениям и угрозам, земля от этого не запылала. Уже в прошлом, когда полиции требовалось удалить (арабских – В.Ч.) нарушителей порядка за пределы Горы, ее предостерегали, что если она это сделает, то весь мир перевернется. Нарушители были удалены, число поднимающихся (на Храмовую гору – В.Ч.) евреев увеличилось, а война не началась».

Депутат Шули Муалем-Рефаэли сказала: «Наша связь с Эрец-Исраэль и с Храмовой горой подтверждается многочисленными археологическими памятниками. Поведение арабов всегда одно и то же – отрицание фактов и создание альтернативного нарратива. Наше возвращение в страну после двух тысяч лет Изгнания они представляют в качестве нарратива колониализма. С их точки зрения мы не связаны с этим местом. Они отвергают библейские истории, привязывающие нас к этому месту. Несколько дней назад был вынесен приговор (арабской – В.Ч.) женщине, которая напала на меня на Храмовой горе, на которую я поднялась через несколько дней после покушения на Иегуду Глика (29 октября 2010 года Муатаз Хиджази, араб-житель иерусалимского квартала Абу-Тор совершил покушение на жизнь Иегуды Глика с применением огнестрельного оружия. Иегуда Глик был тяжело ранен, но выжил. Покушение было связано с его общественной деятельностью, направленной на организацию посещения евреями Храмовой горы, вызывающей негодование исламистов – В.Ч.). В этом приговоре, вынесенным судьей в Государстве Израиль, прямо написано, что Храмовая гора — это святое место для евреев. Однако до сих пор, несмотря на то, что полиция Израиля заявляет, что нет препятствий для подъема депутатов Кнессета на Гору, депутаты Кнессета не могу подниматься на Гору (из-за запрета, введенного по политическим соображениям премьер-министру Биньямином Нетаньяху – В.Ч.). Я требую от премьер-министра исправить эту ситуацию».

Археолог Асаф Авраам рассказал, что «в мусульманском мире понятие «Байт аль-Мукдас» известно на сегодняшний день как синоним названия «Иерусалим». Однако на основе археологических свидетельств, письменных памятников ранней исламской эпохи (т.е. VIIXI вв. – В.Ч.) и старинных рисунков можно увидеть, что этот термин восходит к еврейскому названию Храма – «Бейт га-микдаш». Древние источники указывают, что «Байт аль-Мукдас» это Храм, который был построен царем Соломоном. Были найдены монеты VII века со стихами из Корана с одной стороны и менорой (храмовый семисвечник, один из символов иудаизма – В.Ч.) – с другой стороны». Асаф Авраам также подчеркнул в своем выступлении, что имеются древние изображения эпохи раннего ислама, свидетельствующие о том, что мусульмане молились тогда в направлении «камня основания» на Храмовой горе, а не в направлении Мекки. «Там (на Храмовой горе – В.Ч.) проводились совместные для евреев и мусульман церемонии в подражание Храмовой службе: воскурение благовоний, зажигание свечей и др.», — подчеркнул археолог.

Том Нисани из движения «Студенты за Храмовую гору» заявил: «Это место (Храмовая гора – В.Ч.) управляется как экстерриториальное, как будто оно не входит в состав нашего государства. Это недопустимая ситуация. У полиции есть обязанности и она должна действовать в рамках своей ответственности и не выходить за эти рамки. Их (полицейских – В.Ч.) задача не состоит в том, чтобы следить за евреями с целью удостовериться, что они не молятся. Помимо этого, есть тенденция в обществе, которую следует изменить. Я имею  виду отношение к Западной стене (Стена плача – В.Ч.) в качестве альтернативного святого места».

Адвокат Ицик Бем из организации «Юридический форум за Эрец-Исраэль» сказал, что, «согласно Закону о святых местах, наказание, предусмотренное для человека, который препятствует другому человеку посещать святые места, — до пяти лет тюремного заключения. Однако абсурд тут состоит  том, что именно полиция делает это. Евреев задерживают по подозрению, что они молились на Горе, но суд ничего не может против них (молившихся на Храмовой горе евреев – В.Ч.) сделать. Надо разрешить еврейскую молитву на Горе».

Раввин Менахем Маковер подчеркнул в своем выступлении, что «не надо теряться и бояться. Надо подготовиться и открыто говорить о строительстве Храма (…) есть этапы, и мы должны начать с помещения для жертвенника. Как же наше право на религиозный культ? Разве мы не имеем права установить жертвенник и приносить жертвы? Вот она цель —  на вершине Храмовой горы должен быть Храм».

Верующие евреи как минимум трижды в день произносят в своих молитвах фразу «Да будет воля Твоя, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы был отстроен Храм в скорости, в дни наши». В первые века после того, как в 70 году н.э. Второй Храм был разрушен римлянами, неоднократно предпринимались попытки восстановления еврейского богослужения на Храмовой горе. Последние попытки такого рода предпринимались вскоре после завоевания Иерусалима арабами в VII веке. Позднее политические условия и ужесточение отношения мусульманских завоевателей к евреям сделали такие попытки невозможными. За прошедшие с тех пор почти полтора тысячелетия возник и укоренился обычай молиться у Западной опорной стены Храмовой горы (так называемой «Стены плача») как у последнего доступного евреям фрагмента разрушенного Храма. В результате победы Израиля в Шестидневной войне 1967 году Храмовая гора перешла под контроль еврейского государства. Однако политическое руководство Израиля из опасения начала религиозной войны с мусульманским миром предпочло сохранить в этом отношении статус-кво и оставило Храмовую гору под контролем мусульманского вакфа, запрещающего немусульманское богослужение на Храмовой горе. В этом своем решении правительство опиралось и опирается на соответствующее постановление Верховного Раввината, который вслед за ультраортодоксами считает, что время для строительства Третьего Храма еще не пришло и запрещает евреям подниматься на Храмовую гору. Еще два десятка лет назад эта точка зрения была однозначно доминирующей в иудаизме, и сторонники немедленного возобновления еврейского богослужения на Храмовой горе воспринимались в качестве маргиналов. Однако с тех пор они смогли стать влиятельной религиозной и политической силой, о чем в частности свидетельствует создание в Кнессете лобби за Храмовую гору.