- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжирские власти пытаются решить «продуктовый кризис»

Рост стоимости продуктовых товаров создает серьезные опасности для алжирского правящего режима, представители которого пытаются исправить фактически созданную ими же ситуацию.

Так, например, они заявляют о намерении расширить свое присутствие во внутренней торговле страны, хотя пока инфраструктура оптовых и тем более розничных продаж продуктов контролируется ими весьма слабо.

Это же касается проблемы нехватки необходимого количества специально оборудованных складов для хранения урожая. Следует заметить, что еще в 2015 г. алжирские власти объявили о запуске пятилетней государственной программы по реформированию системы торговых рынков в стране, рассчитанной до 2020 года, благодаря которой предполагалось уменьшить издержки производителей продуктов и вытеснить посредников из этой системы отношений, но, судя по всему, из-за влияния кризиса сроки ее реализации будут как минимум сильно сдвинуты.

Кроме того, власти рассчитывают снизить масштабы проблемы развитием алжирского товарного овощеводства и садоводства. Так, по информации Министерства сельского хозяйства, развития сельских районов и рыболовства (MADRP), оно с этой целью закупило за рубежом около миллиона саженцев яблонь. Также в ближайшее время будут реализованы и соответствующие программы по стимулированию производства других фруктов, например, персиков.

И, наконец, алжирские власти рассчитывают в ближайшие месяцы и годы заметно расширить площади обрабатываемых земель под выращивание зерновых и овощеводство.

Благодаря этому алжирские власти не только рассчитывают «сбить» рост цен, но и получать доходы от экспорта фруктов и овощей за рубеж.

Однако ожидать «товарного» роста здесь следует не раньше, чем через два – три года, да и то при сочетании целого ряда благоприятствующих этому факторов.

Ведь здесь имеется немало подводных камней, включая недостаток плодородных земель и прежнюю зависимость алжирского сельского хозяйства от климатических капризов и при этом властям требуется гарантировать отсутствие дальнейшего взрывного роста цен на данную продукцию в АНДР.

Одновременно власти готовятся выбросить на рынок закупленные ими мясо и картофель, чтобы сбить цены. Однако в лучшем случае эти меры будут иметь разовый эффект, а в целом они представляются неэффективными, исходя из суммирования затрат государственных средств при изначально поставленной задачи «экономии средств».

Дело в том, что они не собираются отказываться от своего прежнего ограничительного курса в отношении иностранной продукции, который во многом и привел к нынешней безотрадной ситуации. Так, исполняющий обязанности министра торговли страны Абдельмаджид Теббун откровенно заявляет: «Мы не запрещаем ничего, мы регулируем наш импорт, чтобы защитить наши доходы (валютные запасы), страдающие от снижения стоимости барреля нефти».

Иначе говоря, одной рукой алжирские власти за счет ухудшения жизни населения пытаются сэкономить средства, а другой рукой они залезают в эту «кубышку», чтобы неэффективно их потратить.

Подобные решения властей представляются откровенно глупыми. Возможно, в них можно было бы усмотреть рациональное зерно, если бы они к этому времени развили собственный производящий сектор, способный обеспечить все потребности растущего населения, чего реально не наблюдается.

И, кроме того, хотя власти указывают на влияние спекулянтов на рост цен, пока они не предпринимают против них реальных мер воздействия, с одной стороны, не желая «самим себя бить по рукам» (многие из представителей правящего режима кормятся от них), а с другой стороны, опасаясь разрушения уже сложившихся торговых цепочек на рынке и, как следствие, опасений еще большего подорожания продуктов.

И, исходя из заявлений «сверху», можно предположить, что, указав на неверные причины подобного положения дел, алжирские лидеры одновременно изберут неэффективные методы устранения проблемы.

Примечательно, что на их настроения практически не влияют и позиции независимых экспертов, предлагающих приобрести современные технологии ведения земледелия, благодаря которым они рассчитывают в целом ряде районов увеличить урожайность тех или иных культур втрое и даже больше – до шести тонн продукции с гектара. Например, как это демонстрируют многие китайские фермеры за счет более активного использования химических компонентов.

В этой связи сами производители сельскохозяйственной продукции призывают ответственных лиц за аграрный сектор активизировать усилия в поставках удобрений и пестицидов, которые они вынуждены покупать у неофициальных дилеров по завышенным в два – три раза ценам.

Впрочем, негативным последствием этого служит быстрое истощение и загрязнение почв.

Но и это еще не все. Также алжирские власти и простого обывателя тревожит ситуация на рынке молочных продуктов, остающихся наряду с хлебобулочными изделиями одними из основных составляющих пищевого рациона простых алжирцев.

Основные причины, сдерживающие рост производства молока – неудовлетворительная ситуация на рынке кормов и низкая продуктивность коров (менее 3000 литров на одно животное в год), тогда как в странах Европейского союза эти показатели составляют в среднем около 7000 литров на корову.

Это, в свою очередь, обусловлено, кормлением в Алжире коров «по старинке», несмотря на наличие современных соответствующих методик их питания, позволяющего увеличить соответствующие показатели и высоким процентом среди их поголовья местных животных (почти 70 процентов), заметно уступающих в производительности представителям более продуктивных зарубежных «молочных пород».

Кроме того, в Алжире значительную часть объема молочного производства по-прежнему дают мелкие производители, тогда как в мировой практике 90 процентов его объема приходится в основном на крупные «товарные» хозяйства и в этой связи некоторые алжирские эксперты предлагают властям стимулировать их объединение в крупные компании, а также направить с этой целью на поддержку крестьян соответствующее субсидирование.

Однако этого, судя по стремлению властей АНДР «сберечь» свои золотовалютные резервы, вряд ли следует ожидать в ближайшее время.

Кроме того, некоторые специалисты в аграрной сфере рекомендуют больше внедрять среди алжирцев культуру картофеля как «дешевую, наименее трудоёмкую, и в меньшей степени зависящую от климатических капризов», что также должно помочь решению продовольственной проблемы в стране, против чего, однако, выступают многие диетологи.

Также алжирские власти рассматривают возможность введения фиксированных цен на определенные продукты, что лишь будет способствовать переходу торговли в теневой сектор и дальнейшему росту их стоимости

Впрочем, суммируя все вышесказанное, можно предположить, что пока надежды на исправление ситуации и в том числе заметное увеличение товарного производства алжирского агросектора выглядят «призрачными» в силу непредсказуемости погоды, осадков и наличия высокой коррупционной составляющей среди лиц, отвечающих за принятие решений, перекладывающей дополнительные издержки как на производителей пищевой продукции, так и на ее потребителей.

И все эти меры вряд ли достигнут своей цели без полноценного выдавливания посредников с рынка, накручивающих цены, чего пока в намерении представителей алжирского правящего режима не просматривается.

При этом ситуацию в среднесрочной перспективе заметно усугубляет то, что власти никак не пытаются обуздать растущую демографию, которая также «давит» на цены (ежегодно прибавление населения в стране варьируется в диапазоне 0.85 – 1.1 млн человек), судя по всему, не желая прогневить исламистов, в отношении которых при президенте Абдельазизе Бутефлике проводится политика «умиротворения».

И пока власти АНДР вместо исправления ранее совершенных ошибок и разработки комплексной программы по улучшению ситуации на продуктовом рынке предпочитают выбирать разовые и зачастую изначально не только неэффективные, но и ущербные акции.

Между тем, непреклонность курса алжирских властей на данном направлении, препятствующего развитию экономического сотрудничества с ЕС, лишь подчеркивает невозможность вступления Алжира в ВТО в ближайшее время.

С другой стороны, все это создает дополнительные причины для роста протестных выступлений алжирцев, положение которых стабильно ухудшается уже не из года в год, а из месяца в месяц.