- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К предстоящему визиту короля Иордании Абдаллы II в Индию

В текущем году Индию намерены посетить сразу два ближневосточных монарха. Но если даты визита короля Саудовской Аравии Сальмана еще не определены, то короля Иордании Абдаллу II в Нью-Дели ожидают к лету. Если верить индийским источникам, король Иордании посетит Индию до отъезда премьер-министра Нарендры Моди в ближневосточное турне, которое намечено на июнь месяц.

Подготовка к визиту Абдаллы II уже началась. Глава королевского Хашимитского суда Иордании Файез Таравнех прибыл Индию 8 марта. В течение двух дней посланник короля Иордании наносил визиты президенту Индии Пранабу Мукерджи, вице-президенту Мохаммаду Хамид Ансари, встречался с Манохаром Паррикаром – на тот момент еще занимавшим пост министра обороны Индии, и с советником премьер-министра Индии по национальной безопасности Аджитом Довалом. В завершение своего визита Файез Таравнех встретился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди.

В связи с предстоящим визитом короля Иордании индийские аналитики обратили внимание на изменившийся внешнеполитический курс Индии в отношении государств Ближнего Востока. Ранее индийские интересы на Ближнем Востоке в основном ограничивались военно-техническим и контртеррористическим сотрудничеством  с Израилем и вопросами экстрадиции подозреваемых в терроризме лиц из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Но после прихода к власти кабинета Нарендры Моди ситуация изменилась.

В августе 2015 года Нарендра Моди посетил Объединенные Арабские Эмираты. В ходе последующих встреч с лидерами ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана и Катара глава индийского правительства обсуждал широкий круг вопросов сотрудничества в сферах координации борьбы с терроризмом и экстремизмом, обеспечения кибербезопасности, борьбы с финансированием терроризма, защиты морских коммуникаций, обмена разведданными.

Значительные изменения произошли и в индийско-иорданских отношениях. После установления дипломатических отношений в 1947 году, связи двух государств были довольно слабыми. У Нью-Дели и Аммана не было особых стимулов для развития двусторонних отношений. В декабре 1963 года король Иордании Хуссейн посетил Нью-Дели. В мае 1965 года вице-президент Индии Закир Хуссейн побывал с официальным визитом в Иордании. В 1988 году Иорданию посетил премьер-министр Индии Раджив Ганди. После этого визита ни один индийский премьер в Иорданию не прилетал.

Однако в октябре 2015 года в Иорданию с первым в истории двусторонних отношений официальным визитом прибывает президент Индии. Из Аммана Пранаб Мукерджи направляется в Палестину и Израиль. А в декабре 2016 года в рамках своего ближневосточного турне, Иорданию посещает министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж. Эти визиты индийские аналитики восприняли как свидетельство значительного изменения роли Иордании в ближневосточном курсе индийской внешней политики.

Иордания, как и Индия, заинтересована в развитии дружеских отношений с Израилем. Индия также стремится развивать свои исторические связи с Палестиной. Поэтому после установления дипотношений в 1992 году, все индийские политические деятели, прибывавшие в Израиль с официальными визитами, посещали также и палестинские территории. В Иордании же многочисленная палестинская диаспора может оказывать значительное влияние не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику королевства. Именно поэтому Хашимитское королевство, полагают в индийском экспертном сообществе, может служить не только отправной точкой ближневосточных турне индийских лидеров, но и своего рода «мостом» в отношениях Израиля с Палестиной, а также и другими арабскими государствами.

Немаловажен и еще один фактор. Иордания с момента обретения независимости ведет борьбу с различными проявлениями экстремизма. Явную угрозу для Аммана представляет террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) боевики которой неоднократно заявляли о планах присоединения Хашимитского королевства к самопровозглашенному «халифату». Начиная с 2014 года, на территории Иордании действует ячейка группировки, борьбу с которой иорданские спецслужбы ведут и по сей день. К тому же, на сегодняшний день около 4 тысяч подданных Иордании воюют в рядах «Исламского государства» на территории Сирии и Ирака, и которые в любой момент могут вернуться на родину.

Нынешний король Иордании Абдалла II до восшествия на трон в июне 1999 года, возглавлял войска специального назначения королевства. Индийские военные эксперты считают, что в отличие от большинства других лидеров ближневосточных государств, Абдалла II обладает профессиональным пониманием проблем терроризма.

В Индии полагают, что ключевыми областями сотрудничества Нью-Дели и Аммана в ближайшие годы станут обмен разведывательными данными, взаимодействие в контртеррористических операциях и программах, борьба с экстремизмом.