- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 1

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован Отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократический союз (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)». С тех пор этот Отчёт пережил уже несколько переизданий, последнее из которых пришлось на начало этого года. Думается, важность данного документа, отражающего позицию официальной Анкары по вопросу сирийских курдов, сама по себе не нуждается в дополнительной аргументации, тем более в наши дни, когда в Сирии наблюдается заметная активизация всех сил — прямых и косвенных участников конфликта.

Обратимся к вводной части документа, которую авторы начинают с того, что ближневосточные «бунты», начавшиеся в Тунисе и продолжающиеся уже более 5 лет, положили конец статус-кво, существовавшему в регионе на протяжении столетия. Американское вторжение, по словам авторов, наибольшим образом повлияло на ситуацию в Ираке и в Сирии, которые между собой оказались тесным образом взаимосвязаны. Обе страны оказались в ситуации, когда старые режимы были свергнуты, на их место пришли «негосударственные» игроки; и Ирак и Сирия оказались «с остатками старого порядка в хаотических параметрах нового времени». В Ираке юридический статус получили Демократическая партия Курдистана (ДПИ) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). При этом де факто в Ираке свое влияние установили «инструменты влияния внешних игроков на регион», такие как: ДАИШ ( то есть «Исламское государство» (ИГ) – запрещенная в России террористическая организация), «Хашед аш-Шааби» (иракское шиитское ополчение), «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Политическая граница между Ираком и Сирией по факту оказалась указанными силами ликвидирована. В то же самое время важными игроками в северной Сирии оказались Партия демократического союза (ПДС, турецк. PYD) и Отряды народной самообороны (ОНС, турецк. YPG). Воспользовавшись хаосом в стране, по договоренности с режимом Б.Асада, в кратчайший период им удалось поставить под свой контроль ряд районов вдоль турецко-сирийской границы и провозгласить там создание своих «кантонов».

Что же до Турции, которая столкнулась с новой реальностью, то она, прежде всего, попыталась установить связь (этой) организации с Рабочей партией Курдистана (РПК) – Союзом курдских общин (СКО) и с режимом Б.Асада. После проведенной оценки, в случае если «ПДС заинтересована в установлении политических отношений с Турцией», Турция попыталась повлиять на процесс, предложив ПДС воздержаться от односторонних шагов по провозглашению автономии, прекратить существующие отношения с Рабочей партией Курдистана и стать частью «признанной» сирийской оппозиции. Однако, положительного подхода Турция так и не увидела.

В то же самое время, после столкновений с ИГ и установления политических отношений с США, им (т.е. сирийским курдам, ПДС – ОНС) удалось продвинуть тезис о том, что они: во-первых, являются отдельной организацией от РПК (которая признана Турцией и рядом западных стран в качестве террористической), во-вторых, представляют сирийских курдов.

В ПДС в то же самое время настаивали на том, что они независимая от РПК структура и они не сотрудничают с режимом Б.Асада. В противоположность данному тезису, Турцией была установлена связь между мирным процессом с РПК внутри страны и выгодами, полученными лично этой организацией и её политическим ответвлением – ПДС в Северной Сирии. После того, как процесс урегулирования  с РПК завершился, Турция четко осознала, что ПДС является структурой РПК в Сирии, а её деятельность в соседней стране и политико-военные договоренности являются угрозой как для «революции в Сирии», так и для национальной безопасности самой Турции.

ПДС не остановилась на том, что к пятому году конфликта ей удалось преподнести себя крупным внешним игрокам, таким как США и Россия, в качестве полезного актора. Через использование незаконных и полулегальных методов партии удалось усилить свое влияние в регионе в целом. Имея все признаки негосударственного игрока, ПДС воспользовались недостаточным или слабым государственным строем и в рамках достижения поставленных перед собой целей продолжила террористическую деятельность в Северной Сирии.

В ответ на действия ПДС, воспользовавшихся хаосом в Сирии, и на базе договоренностей с США приступивших к объединению курдских кантонов, Турция дала вооруженный ответ, начав операцию «Щит Евфрата».

Далее авторы Отчёта формулируют цель предлагаемого читателям документа – дать ответ на главные вопросы, связанные с Партией демократического союза и Отрядами народной самообороны. Прежде всего, речь пойдет об эволюционировании сирийской РПК в ПДС – ОНС, о том в условиях какой «динамики» в Северной Сирии они родились и далее как развивались их отношения с режимом Б.Асада. Сначала с учётом начавшейся нормализации между Турцией и Сирии, а потом после 2011 года, когда в Сирии началась революция.

(Обратим внимание, что авторы Отчёта говорят о связи РПК с режимом Б.Асада, а не ПДС и ОНС).

Далее авторы анонсируют разговор о том, как ПДС и ОНС сформировались в качестве организаций в условиях сирийского хаоса и о том, как после исследования их административных структур на поверхности оказывается очевидной их связь с РПК и Союзом курдских общин. Отчёт отдельно затрагивает вопросы военизированных структур и соглашений, а также анализирует «пояс», который сирийские курды пытаются организовать в Сирии. Также отмечается использование ПДС-ОНС детей, проведение этнических чисток и демографического инжиниринга – военных преступлений на базе проведенных авторами «полевых исследований» в Сирии.