- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Поездка президента ИРИ Х.Роухани в Иранский Курдистан

В конце первой недели наступившего в Иране  нового 1396 г. по местному солнечному календарю его президент Хасан Роухани совершил рабочую поездку в столицу провинции Курдистан – город Санандадж. Это его вторая поездка по региональным центрам  в новом году. Перед этим Роухани  побывал в Бирджанде – центре провинции Южный  Хорасан. В условиях, когда до новых президентских выборов осталось менее двух месяцев, а действующий глава исполнительной власти  до сих пор не подтвердил свое намерение вступить в президентскую гонку, все его передвижения по стране вызывают повышенное внимание. Тем более, что именно периферийные провинции дали Х.Роухани  серьезнейшую поддержку  и принесли больше всего голосов на предыдущих выборах на президентское кресло. СМИ, аналитики, парламентарии уверены, что Роухани ни сегодня-завтра объявит о решении зарегистрировать свою кандидатуру, тем более, что все главы исполнительной власти, занимавшие этот пост, всегда вступали и на вторую каденцию.

Курдистан – крайне депрессивный по иранским меркам регион. Здесь можно видеть просто клубок проблем – и в социальном плане, и в экономических вопросах, и в конфессиональной сфере. Говоря о таких регионах проживания этно-конфессиональных меньшинств как Курдистан, Систан и Белуджистан, Западный и Восточный Азербайджан, Хузестан и др., лидеры страны делают дежурные заявления о необходимости  консолидации всех этнических и конфессиональных компонентов иранского общества и о достижениях страны на этом пути. Иран как исламская республика декларировала и непреклонно проводит в жизнь базисный принцип  — приоритет  принадлежности к мусульманской общине над этническими различиями. Однако трудно согласиться с тем, что декларируемая в действующей конституции догма «исламская община – единая нация» обеспечивает  справедливое решение вопроса равенства и гармонии населяющих Иран этносов — персов, азербайджанцев, курдов, белуджей, арабов, армян, туркмен, евреев и др. Этническое разнообразие соседствует в Иране с конфессиональным, и любая активность национальных и религиозных меньшинств (в Иране определяющими являются конфессиональные различия) рассматривается как подрывающая устои режима Исламской Республики. Как известно, в Иране, кроме ислама, официально признаны христианство, иудаизм и зороастризм, имеющие своих представителей в парламенте. При этом сами сунниты идентифицируют себя как религиозное меньшинство. Конституция ИРИ обязывает относиться с «добротой и исламской справедливостью» ко всем гражданам страны, соблюдая их «человеческие права».

На деле, разным видам дискриминации в преимущественно шиитском Иране подвергаются не только немусульмане, но и последователи сунннитской ветви ислама, которые составляют в пределах 8-10% иранских мусульман. В основном это курды. Трудно говорить о безоблачных отношениях руководства Ирана с курдским населением страны. Исламская революция на оправдала их ожиданий. Между тем, курды многого ждали от революции, надеясь, что она поможет решить их национальные проблемы в пределах Ирана. Они приняли активное участие в революционных событиях. Однако режим исламской теократии не реализовал ничего из обещанного, даже на минимальном уровне. Курды ответили бойкотом общенационального референдума, который решал вопросы политического устройства страны и одобрил установление режима Исламской Республики. Как утверждает российский исследователь Н.Бобкин, иранские курды «обладают весомым антиправительственным потенциалом в случае начала политический потрясений…, о лояльности курдов к правящему исламскому режиму не может быть и речи». О дискриминации по конфессиональному признаку говорит хотя бы такой факт: за последние годы число курдов – жителей столичного мегаполиса выросло втрое, но власти не позволили открыть ни одной суннитской мечети.

Неравенство курдов-суннитов и шиитов ясно видно и в диспропорции в выделении бюджетных средств регионам с преимущественно курдским населением. Иранские СМИ иллюстрировали неравенство таким фактом, что населенные в основном персами и индустриально развитые провинции Исфахан и Керман получают на порядок больше бюджетного финансирования, чем сопоставимые с ними по населению Иранский Курдистан и населенная преимущественно азербайджанцами провинция Ардебиль. Здесь один из самых низких в стране показателей дохода на душу населения. Курдистан отличается и крайне низким объемом промышленного строительства, мизерными инвестициями в сельское хозяйство, ирригацию, благоустройство населенных пунктов. По сути это регион, откуда центральная власть выкачивает богатые минеральные ресурсы, не давая ничего взамен. Недовольство населения вызывает и то, что на уровне регионального руководства работают назначенцы из центра страны.  В связи с этим еще в конце 2001 г. шесть депутатов Меджлиса от провинции Курдистан выступили с демаршем. Они заявили о решении добровольно снять с себя депутатские обязанности. Поводом послужило назначение со стороны МВД очередным губернатором этой суннитской провинции представителя центра, который не был ни уроженцем провинции, ни суннитом. По мнению курдских депутатов, при назначении главы региона нужно было посоветоваться с самими курдами, выслушать их мнение и доверить руководство провинции тому, кто реально знает нужды его жителей, то есть выходцу из этих мест. Даже в годы пребывания у власти президента-реформатора Сейеда Мохаммада Хатами реальных подвижек в развитии курдских районов не произошло. Сменивший Хатами неоконсерватор Махмуд Ахмадинежад,  установивший в Иране своеобразный рекорд по поездкам в периферийные регионы, не раз встречался с курдским населением. Стремясь заручиться его симпатией, он даже  облачался в курдское национальное одеяние и произносил несколько фраз по-курдски. Особых результатов пока не ощущается, в районах проживания курдов ситуация относительно спокойна,  хотя  курдская эмигрантская пресса не раз писала о том, что там в любой момент возможен социально-политический взрыв. За послереволюционный период они не раз были ареной кровопролития. По имеющимся данным, за последние годы в Иране многие активисты курдских организаций арестованы и отбывают сроки тюремного заключения. С приходом к власти нынешнего президента, позиционирующего себя как либерального политика, полагающего необходимым  находить компромиссы между всеми компонентами иранского общества, растут и ожидания курдов в части удовлетворения их политических прав и свобод. Х.Роухани  поставил проблематику развития  периферийных районов страны одним из главных направлений своей внутренней политики. Разработанная им программа реформ в сфере этно-конфессиональных меньшинств, по данным российского ираниста Л.Раванди-Фадаи, включает такие аспекты как назначение местных выдвиженцев на руководящие должности, продвижение местных языков, невмешательство в религиозные дела меньшинств,  разработка долгосрочных и краткосрочных программ социально-экономического развития  депрессивных регионов, устранение дискриминации. Специальным декретом учрежден пост специального помощника президента по вопросам этнических и конфессиональных меньшинств.

Нынешний приезд Х.Роухани в Санандадж – не первый. В ходе выступлений в центре региона он признал насущную необходимость реализации глубоких преобразований, что будет иметь своим естественным результатом сближение иранских шиитов с  суннитами. Поездка Х.Роухани в Иранский Курдистан, однако, показала, что в регионе до сих пор громадная безработица, намного превышающая среднеиранские показатели, причем в основном среди молодежи.  Недавно достоянием общественности стали многочисленные факты того, что многие выпускники вузов, имеющие дипломы самых престижных профессий, вынуждены заниматься любой неквалифицированной работой, чтобы не умереть с голоду.  Накануне поездки президента оппозиционная пресса опубликовала несколько материалов о продолжающейся политике притеснения и религиозной нетерпимости по отношению к суннитам, к которым принадлежит большинство иранских курдов.  До сих пор нередки случаи политических репрессий по отношению к активистам запрещенных курдских политических организаций, к ним до сих пор применяются казни. Накануне приезда президента в Санандадж  достоянием прессы стали факты о том, что через 5 лет после казни группы курдских политических активистов во главе с Ф.Камангаром их тела не переданы родственникам для погребения.

К приезду Х.Роухани в Санандадж приурочили открытие ряда промышленных и инфраструктурных объектов. Такое бывало и во времена прежних президентов и открываемые предприятия с помпой открывались, не внося видимых изменений в местный  индустриальный пейзаж. Как пишут аналитики,  провинция глубоко депрессивна и показательными проектами в нее трудно вдохнуть новую жизнь. Нужны действенные и решительные меры.

Говоря во время поездки в Санандадж  о единстве шиитов и курдов-суннитов, Роухани вряд ли  вспомнил о том, что в Тегеране, где проживает почти миллион суннитов, нет ни одной суннитской мечети. Припомнят ли курды-сунниты действительное отношение к ним иранских лидеров, покажут ближайшие президентские выборы.