- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 5

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован Отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократический союз (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)». Продолжаем начатый ранее обзор раздела, озаглавленного «Организационная структура и местное управление (ПДС)».

Выходящим на первый план органом партийного управления является Президиум ПДС. Сопредседателями Президиума являются мужчина и женщина. Члены Президиума избираются со стороны Конгресса квалифицированным большинством голосов (2/3 «за») и существует ограничение – подряд нельзя избираться более, чем на два срока. В том случае, если два тура выборов не увенчались успехом, проводится третий, окончательный, тур, где вопрос уже решается простым большинством голосов. В течение периода между двумя конгрессами, сопредседатели одновременно становятся и во главе Меджлиса партии и Исполнительного комитета. Сопредседатель Президиума, ответственный за принимаемые решения и корректирующую деятельность, получает полномочия по созданию вспомогательных комитетов и предоставление отчётов о деятельности в Конгресс и Меджлис партии.

Обычно состоящий из 25 членов Меджлис партии в период времени между двумя конгрессами, известен как идеологический, политический и структурный орган. Выбираемый со стороны Конгресса, Меджлис в конце своей каденции должен предоставить отчёт о своей деятельности в Конгресс. В плане контроля и  регулирования как Президиум ПДС отвечает перед Меджлисом, так и наоборот – Меджлис является ответственным перед Президиумом партии. Выбирая из своих рядов Исполнительный комитет, Меджлис также утверждает и выборы Президиума. В плане принимаемых решений в Меджлисе достаточным является набор простого большинства голосов. Он собирается раз в три месяца и, помимо всего прочего, координирует подструктуры организации, а также отвечает за контроль их деятельности. Меджлис отвечает за определение внешней политики партии, взаимодействие со СМИ, обучение членов партии и информирование народа и подобные сферы. Кроме того, Меджлис создает комитет по финансам, а также поддерживает связи с родственными структурами и партиями в соседних регионах и в регионах, именуемых «Курдистан».

За Президиумом партии и Меджлисом следует Исполнительный комитет, который, помимо предоставления отчета в Меджлис, «отслеживает» идеологическую, политическую и дипломатическую тактику и их развитие. Исполнительный комитет, действуя в качестве вспомогательной структуры для сопредседателей организации, в случае необходимости может исполнять и их функции. Деятельность комитета организуется и управляется со стороны его руководителя. Касательно же своей деятельности, Исполнительный комитет предоставляет отчеты в Меджлис.

Управление на местном уровне ведется тремя структурами, находящимися «одна под одной». Первая из них – Администрация ила (провинции), состоящая из членов, числом от 5 до 9. Администрация ила собирается раз в два месяца и отвечает за связанные с ней региональными Администрациями. Члены Администрации ила избираются региональными Администрациями и их кандидатуры утверждаются со стороны Меджлиса и Исполнительного комитета. Для отслеживания их деятельности определяется один ответственный с двумя помощниками.

Вторым элементом  местного управления является региональная Администрация – от 5 до 9 человек, избираемых со стороны местных представительств и администраций районов. Это ведомство, будучи ответственным за политические и организационные вопросы в рамках своей компетенции, ставит своей целью исполнение в регионах решений, принятых организацией.

И, наконец, третий элемент, Районные администрации формируют самые низовые ячейки (которые и избирают членов администрации) и управляют членами организации на вверенных им территориях.

За разделом, посвященным вопросам местного управления, следует блок, озаглавленный «Террористы РПК  в составе ПДС.

Как замечают авторы документа, всех изложенных сведений уже достаточно для того, чтобы извлечь на свет отношения между РПК  и ПДС. Однако, РПК / СКО ( Союз курдских общин) осуществляет своей контроль над ПДС через «другие» (проще говоря, подставные) имена. Согласно проведенным исследованиям, многие имена членов РПК / СКО были зарегистрированы в ПДС или назначены ответственными за вооруженную деятельность со стороны СКО лишь с началом сирийского кризиса.

Как это видно на (имеющихся в распоряжении авторов отчёта) фотографиях, один из руководителей TEV-DEM (Движение за демократическое общество), которое будет рассмотрено в дальнейшем, Алдар Халиль, идет вместе с двумя членами Союза курдских общин — кодовое имя Хамза Ботан и Хаккы Габар.

А.Халиль был выбран в 2013 году на девятом Конгрессе РПК / СКО в исполнительный комитет СКО, и, в свою очередь, на 11-м съезде этой организации, в сентябре того же года, был выбран в Меджлис РПК.

Хаккы Габар (Искан Акюз) ответственный за Ширнак, Сиирт и Хаккари (районы Турции) также запечатлен на имеющемся фотоматериале. Абдуллах Шен, известный под кодовым именем Хамза Ботан, осуществляет экономическую и финансовую деятельность организации в Европе. В марте 2015 года он был осужден на шесть лет немецким судом по обвинению в «членстве в зарубежной террористической организации».