- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К ситуации вокруг Ирака

Международная обстановка вокруг Республики Ирак продолжает оставаться крайне напряженной. Основными ее характерными чертами продолжает оставаться эмбарго со стороны мирового сообщества на экономическое и военно-техническое сотрудничество с Багдадом, а также продолжающимися ракетно-бомбовыми ударами авиации США и Великобритании по военным объектам и инфраструктуре на иракской территории. Усилия, предпринимаемые Россией, Германией, Францией и Китаем в Совете Безопасности (СБ) ООН по созданию режима постоянного мониторинга на территории Ирака с одновременным снятием или приостановкой действия санкций ООН, наталкиваются на жесткое противодействие со стороны Вашингтона. Белый дом, поддерживаемый Великобританией и Испанией, настаивает на ультиматуме по скорейшему (до 17 марта с.г.) безоговорочном разоружении Ирака. Такая позиция блокирует принятие Советом Безопасности решений, способных кардинальным образом изменить существующее положение. Противоречия по ключевым вопросам между Великобританией и США, с одной стороны, и Россией, Германией, Францией и Китаем — с другой, создали в СБ тупиковую ситуацию по урегулированию иракского кризиса.

Используя сложившуюся обстановку. США продолжают проводить политику, предусматривающую сохранение режима санкций и направленную на дальнейшую дестабилизацию обстановки в Ираке. Главная цель Вашингтона при этом — устранение от власти или физическое уничтожение С.Хусейна.

На данном этапе США и Великобритания планомерно разрушают военную инфраструктуру Ирака, в первую очередь систему ПВО страны, нанося практически ежедневно ракетно-бомбовые удары в северной и южной зонах, объявленных США в одностороннем порядке запрещенными для полетов иракской авиации. Кроме того, эти удары с мая прошлого года стали наноситься по объектам Ирака и за пределами этих зон. В настоящее время в связи с возрастающей критикой в адрес администрации Вашингтона со стороны американских политиков из-за отсутствия «положительных» результатов воздействия на Багдад не исключена возможность начала первого этапа военного решения данной проблемы, а именно нанесения воздушных ударов авиацией США и Великобритании по военным объектам на всей территории Ирака.

Ситуация с активной фазой операции Соединенных Штатов против режима Саддама Хусейна продолжает оставаться неопределенной. С одной стороны, Вашингтон вроде бы твердо намерен разобраться с багдадским диктатором. С другой, пока не очень понятно, каким образом это будет сделано. То ли опираясь на антисаддамовскую иракскую оппозицию, то ли непосредственно силами самой американской армии. И в том, и в другом случае Вашингтон ожидают большие трудности. Ведь оппозиция в Ираке не представляет собой реальной силы, а армию США могут ждать большие потери — одними бомбардировками с воздуха отделаться на этот раз не удастся.

Впрочем, в Ираке имеются вооруженные группировки, на которые администрация Джорджа Буша могла бы попытаться сделать ставку. Речь идет об иракских курдах, населяющих север страны и уже долгое время борющихся против режима Саддама. Насколько серьезную силу они из себя представляют?

Курдский аспект в разрешении кризиса.

На сегодняшний день в Иракском Курдистане действуют две организации — Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК).

Старейшей из этих двух организаций является Демократическая партия Курдистана. Ее основателем и руководителем долгое время был Мустафа Барзани, который еще в 1932 г. попытался организовать восстание курдов. Под его же руководством во время второй мировой войны вспыхнуло новое восстание, которое, однако, так же как и первое, было подавлено королевскими войсками Ирака. Причем правительственным войскам большую помощь оказали англичане. Разбитые отряды Барзани в 1944 г. отступили на территорию Советского Союза.

В 1946 г. отряды Барзани вернулись в Ирак и продолжили борьбу с правительством короля Фейсала II, который опирался на помощь англичан. Сила курдов была в то время такова, что учредительный съезд Демократической партии Курдистана в 1946 г. они умудрились провести в самом Багдаде. Правда, нелегально, но все же…

14 июля 1958 г. в Ираке произошел военный переворот — свергли короля Фейсала II. К власти пришел генерал Абдель Карим Касем, который, что интересно, так же как и Фейсал 11 опирался на поддержку англичан. Советский Союз, соответственно, продолжал поддерживать курдов.

Однако в политической жизни Ирака появилась еще одна сила, которая также могла рассчитывать на благосклонность Москвы. Это была Партия арабского социалистического возрождения — БААС. Одним из ее активных членов стал и Саддам Хусейн.

17 июля 1968 г. в результате очередного переворота к власти в Ираке пришла БААС. Президентом страны стал Ахмед Хасан Аль-Бакр, а Саддам Хусейн стал вице-президентом. Впрочем, вскоре он стал полновластным хозяином положения и сместил Аль-Бакра.

С момента прихода к власти, БААС пользовалась активной поддержкой Советского Союза. А вот курдов СССР поддерживать перестал. В результате Барзани стал получать помощь от стран Запада. Впрочем, тщательно скрываемую.

Однако ДПК не смогла избегнуть раскола. В 1975 г. из нее вышла группа, под предводительством Джалала Талабани. Он и его сторонники организовали новую партию — Патриотический союз Курдистана. Но на самом деле, раскол в среде иракских курдов был вызван отнюдь не идеологическими разногласиями. Дело в том, что кланы Барзани и Талабани являются наиболее влиятельными в Иракском Курдистане. Из-за соперничества и борьбы за власть между ними и произошел раскол. К тому же после смерти Мустафы Барзани во главе ДПК встал его сын Масуд, который не пользовался таким же непререкаемым авторитетом, как отец и не смог предотвратить раскол.

Впрочем, обе группировки продолжали пользоваться поддержкой Запада. А после начала ирано-иракской войны в 1980 г., еще и поддержкой Ирана. В ответ Саддам Хусейн организовал карательные акции против иракских курдов. В 1986 и 1988 гг. против курдов были применены даже отравляющие вещества, а именно газ «зарин». Но окончательно сломить сопротивление курдов Саддаму не удалось. И он даже вынужден был пойти в конце 1980-х гг. на провозглашение Курдской автономии. Которая, впрочем, была чистой декорацией.

В целях координации действий против курдов между губернаторами турецких и иракских пограничных провинций в 1986 г. было заключено соглашение, согласно которому армиям обеих государств было разрешено вторгаться на территорию друг друга, если они преследовали отряды курдов. В 1988 г. это соглашение было подтверждено уже на правительственном уровне.

В ответ ДПК и ПСК попытались объединиться с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК), возглавляемой Абдуллой Оджаланом (который в настоящее время находится в одной из турецких тюрем). Впрочем, это сотрудничество долго не продлилось. Партия Оджалана давно уже была внесена Госдепартаментом США в список террористических организаций и Барзани с Талабани совсем не хотелось разделить его участь.

После операции «Буря в пустыне» в 1990 г., курды попытались воспользоваться военным поражением Саддама Хусейна и организовали широкое наступление на севере Ирака. Однако эта операция закончилась полным провалом. В результате в дело вмешался Совет Безопасности ООН, который запретил иракской армии находиться на территориях севернее 36 градусов северной широты, т.е. там, где проживает основная масса иракских курдов. Контроль за выполнением этого решения взяли на себя США, Великобритания и Франция.

В 1998 г., при посредничестве администрации Клинтона, между ДПК и ПСК были заключены так называемые Вашингтонские соглашения. Суть их состояла в том, что обе организации объявили о намерении создать на севере Ирака коалиционное правительство и парламент. Также предусматривалась организация совместной борьбы против Рабочей партии Курдистана, возглавляемой Абдуллой Оджаланом. Впрочем, эти соглашения так и остались на бумаге. Барзани и Талабани так и не смогли договориться между собой. Правда, их организации все-таки начали борьбу с РПК. Но по достаточно банальной причине — за это Соединенные Штаты оказывали (и оказывают) им серьезную материальную помощь.

В последнее время в Иракском Курдистане появилась еще одна сила — исламисты. Но пока никто толком не может сказать, что это за организация и какова ее численность и структура. Правда, ходят упорные слухи об их связях с Усамой бен Ладеном. Впрочем, источник этих слухов выявить не так уж и сложно. Это организации Барзани и Талабани, которые таким образом пытаются заручиться еще большей поддержкой Запада. Так что есть ли на самом деле исламисты на севере Ирака и каково их влияние, сказать довольно сложно.

Пример курдских повстанцев на севере Ирака показывает, что никакой серьезной угрозы для Саддама Хусейна внутри страны нет. Делать ставку на курдов, шиитов на юге Ирака или на некую оппозицию, представленную Иракским национальным конгрессом во главе с Ахмедом Чалаби (и базирующейся за границей), в нынешних условиях для Вашингтона совершенно бессмысленно. Даже если эти «оппозиционеры» объединятся, никакой угрозы для Саддама Хусейна они не представляют. Если только Соединенные Штаты не окажут им массированной военной помощи… В том числе и своими солдатами. Решится ли на это Вашингтон? Вот вопрос, на который мы узнаем ответ в ближайшее время.

Шиитский аспект.

Мусульмане-шииты, живущие на юге Ирака, готовы поднять восстание против режима Саддама Хусейна, как только американские и британские войска начнут вторжение в Ирак.

Убежденность в том, что в южных районах Ирака с началом американской военной операции начнется если не восстание, то серьезные волнения, высказывали многие иракцы, бежавшие с Юга страны и добравшиеся до иракского Курдистана, который не контролируется багдадским правительством.

Предполагается, что многомиллионное восстание на юге Ирака будет поддержано и в Багдаде, отмечает это издание. Один из респондентов из Багдада считает, что «как только появятся признаки ослабления правительства», районы Багдада Эс-Саура, Эз-Заафаранийя и Эш-Шулла, где превалирует шиитское большинство, будут немедленно охвачены волнениями.

Шииты составляют 55% иракского населения, однако суннитское меньшинство, к которому относится и президент С.Хусейн, традиционно отказывало им во власти. После войны в Персидском заливе шииты восстали против иракского лидера и захватили весь южный Ирак, однако их восстание было жестоко подавлено при молчаливом согласии США, Великобритании и всего западного мира.

«Я думаю, что вероятность восстания на юге очень велика, поскольку большинство шиитов живет в нищете», — отмечает обозреватель «Independent» Камран Карадахи. По его мнению, в свете приближающейся войны с Америкой главная стратегия президента Саддама Хусейна будет сводиться к обороне Багдада. Ради этого он выведет с юга значительную часть лояльных ему подразделений регулярной иракской армии, и восставшим будет несложно получить контроль над населенными пунктами юга страны. Кроме того, большинство солдат иракской армии — шииты.

Восстание шиитов несколько осложнит упорядоченную оккупацию Ирака, о которой мечтают США. В начале этого месяца на встрече в Анкаре Америка обидела представителей иракской оппозиции (состоящей, в основном, из шиитов и курдов), сообщив им, что США планируют создать в Ираке военное правительство, однако намерены сохранить значительную часть суннитских институтов власти, которые служили президенту Хусейну.

Результаты опроса жителей иракского города Киркук показали, что население охвачено страхом. Женщины запасают рис, масло и сахар. Мужчины-курды боятся, что правительство сделает их пушечным мясом, заставив вступить в ополчение «Аль-Кудс», которое станет первой линией обороны правительства. Один из отвечавших подчеркнул, что те, кто присоединился к ополчению «Аль-Кудс» добровольно, сделали это исключительно из-за денег, но позже переметнутся к восставшим.

Иракские шииты опасаются, что если их восстание начнется раньше, чем США примут окончательное решение о вторжении, оно будет подавлено с такой же жестокостью, как и в 1991 году.

Восстания чаще всего бывают спонтанными, пишет «The Independent». Президент Саддам позаботился о том, чтобы в Ираке не было шиитских лидеров, обладающих серьезной властью — все они становятся объектами покушения. После многих лет жестокого угнетения ни одна политическая структура шиитов не в состоянии организовать и координировать действия нескольких миллионов человек.

Самой сильной политической организацией, представляющей интересы шиитского населения, является поддерживаемый Ираном Верховный совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ). У этой структуры есть собственная небольшая армия — до 10 тыс. обученных ополченцев, дислоцирующихся в Иране на базе соединений и частей Корпуса стражей исламской революции. В последние дни в западных средствах массовой информации все чаще появляется и тут же опровергается иранским государственным и военным руководством, а также представителями ВСИРИ информация (в частности главой боевого крыла Совета Абдель-Азиз Хакимом) о том, что эта проиранская военизированная организация (так называемый корпус «Бадр») стянула дополнительные войска в Иракский Курдистан.

Проблема с точки зрения США остается той же, что и в 1991 г., когда президент Саддам Хусейн потерпел поражение в Кувейте и расстался с четырнадцатью из восемнадцати иракских провинций в пользу восставших шиитов и курдов. США хотят сменить режим, свергнув иракского лидера, но не хотят никаких революционных изменений. Однако если в Ираке начнутся демократические преобразования, революционные изменения неизбежны, поскольку шииты и курды составляют три четверти иракского населения, резюмирует издание.

Краткий анализ доклада Великобритании о деятельности Ирака в области создания оружия массового поражения.

В Великобритании опубликован доклад «Иракское оружие массового поражения. Оценки правительства Великобритании», подготовленный объединенным комитетом по разведке.

Анализируя данный документ, довольно таки ясно вскрывается его цель — убедить с помощью большого числа «весомых» (по мнению составителей) аргументов мировое общественное мнение в том, что Багдад добился значительного прогресса в разработке и производстве оружия массового поражения и средств его доставки (в первую очередь ракетных и авиационных).

Большая часть представленных материалов — совокупность оценок, базирующихся на данных технических средств разведки, таких как космической и воздушной.

В данном докладе можно четко выделить целый ряд неверных и тенденциозных утверждений. В частности, составители документа указывают о способности Ирака применить химическое и биологическое оружие, запасы которого якобы еще в большом количестве имеются у Саддама Хусейна, уже через 45 мин после принятия руководством страны решения на его использование. Однако даже при наличии такого оружия (именно его поражающей составляющей) это технически невозможно. Британские аналитики полагают, что Ирак возобновил производства таких боевых отравляющих веществ, как хлор, фенол, сенильная кислота и другие соединения для использования их в синтезе отравляющих веществ (что-то наподобие того же американского «бинарного химического оружия»). В то же время хорошо известно, что эти соединения широко используются в гражданской химической промышленности для выпуска пластмасс, синтетических волокон, растворителей, удобрений и других материалов и компонентов.

В докладе необоснованно утверждается об проведении превентивных мероприятий по маскировке от действующих и будущих инспекций оборудования, необходимого для производства ОМП. В частности, якобы созданы специальные мобильные установки (фактически, то есть данными авиационной и космической разведки, не вскрытые и, следовательно, ничем не подтвержденные) для производства компонентов биологического оружия, которые могут легко перемещаться по стране с целью недопущения международного контроля. Однако мировой опыт показывает, что скрытие от инспекций на местах большого числа элементов научной и производственной базы оружия массового поражения нереально, а наработка компонентов биологического оружия на мобильной базе — весьма сложная техническая задача, решить которую Ирак вряд ли способен.

На основании одних лишь данных космической разведки о восстановлении отдельных сооружений на территории разрушенных ранее военных предприятий делается вывод о возобновлении широкомасштабного производства химического и биологического оружия.

Наличие развитой программы создания ядерного оружия аргументируется главным образом несостоявшимися попытками закупок оборудования и материалов двойного назначения — вакуумных насосов, производственной линии по выпуску магнитов, машины для накальной обмотки углеводородного волокна, большой балансировочной машины. Требуют внимательного изучения данные о попытках закупки алюминиевых труб, хотя они сами по себе не доказывают, что Ирак работает над указанной в докладе центрифужной технологией разделения изотопов урана. Более того, ряд экспертов считает, что упоминаемые алюминиевые трубы не подходят для изготовления центрифуг, а для производства соответствующих узлов необходима высокопрочная сталь.

Далее в докладе британцы обвиняют Ирак в закупке фтористого водорода в количестве, превышающем объективные потребности нефтеперерабатывающей отрасли страны. По нашим оценкам, этот продукт действительно может использоваться для получения F6 (шестифтористого урана), однако, имеющие принципиальное значение данные о реальном превышении объема закупок над потребностями не приводится.

Британцы не приводят никаких данных по опытно-полигонным испытаниям ракетных средств доставки ОМП. Им утверждается, что иракское военное и государственное руководство нарушает разрешенный лимит дальности стрельбы (до 150км) в рамках иракских ракетных программ по созданию оперативно-тактических ракет «Абабиль-100» и «Аль-Самуд» (составители доклада бездоказательно указали их радиус действия более чем в 200 км), тогда как данных о реальных пусках этих ракет не приводится.

Также голословно, без аргументов в данном документе было заявлено о укрывании Ираком 20 оперативно-тактических ракет «Аль-Хусейн» (с дальностью стрельбы в 650км), в то время как Спецкомиссия ООН в 1998 году не подтвердила реального уничтожения лишь семи подобных ракет.

В целом опубликованный доклада можно расценить как еще одну попытку давления со стороны Великобритании и США (американские «веские доказательства» на Совете Безопасности ООН были целиком основаны на британском докладе) на мировое общественное мнение в интересах подготовки к военной акции против Ирака.

В подтверждение к данным доклада Великобритании, американские и британские спецслужбы, якобы, в действительности обнаружили тщательно скрываемые боеприпасы с оружием массового поражения.

Так, западные СМИ утверждают, что спецслужбы США и Великобритании ведут наблюдение за тремя крупными грузовыми кораблями, на борту которых, как предполагается, может находиться иракское оружие массового уничтожения.

По их сведениям, суда были зафрахтованы экспедитором из Египта, и они идут под флагами трех разных стран.

Грузоподъемность каждого судна составляет 35-40 тыс. тонн. В течение последних трех месяцев они находятся в плавании в открытом море и не вышли в эфир ни разу с того момента, как покинули порт, что является серьезным нарушением международного морского права. Кроме того, их капитаны не смогли предоставить информацию ни о грузе, который находится на их борту, ни о конечном пункте прибытия.

Все три судна вышли из порта в конце ноября, всего через несколько дней после того, как в Ирак в поисках ОМП и средств его доставки и другого неконвенционального оружия вернулась международная инспекция во главе с Хансом Бликсом.

Большую часть времени суда проводят на глубоководье Индийского океана, опуская якорь у берегов отдельных арабских стран, включая Йемен, только для дозаправки топливом и пополнения запасов продовольствия.

Обнаружение смертельного груза на борту кораблей дало бы Джорджу Бушу и Тони Блэру прямую улику против Ирака, столь недостающую для оправдания удара по режиму Саддама Хусейна в свете мощной общественной оппозиции.

Однако вооруженные силы США и Великобритании вряд ли горят желанием остановить эти суда, так как опасаются, что любое вмешательство может повлечь за собой атаку со стороны Ирака. Кроме того, если эти корабли действительно перевозят химическое или биологическое оружие или ядерный материал, то их затопление чревато экологической катастрофой для региона.

Поскольку Вашингтон и Лондон стремятся найти обоснование для войны против Ирака, то они могут представить эти корабли как «свидетельство» того, что президент Саддам Хусейн грубо нарушает резолюции ООН. Представители британских средств массовой информации обратились в учреждения безопасности Великобритании, однако те пока отказываются предоставить информацию о наблюдении за этими судами; передвижение этих кораблей, возможно, груженных оружием массового уничтожения, является источником серьезной озабоченности среди морских экспертов и экспертов службы разведки.

Известно, что суда отбыли не из Ирака, где имелась большая опасность натолкнуться на какой-либо западный военный корабль, патрулирующий Персидский залив, а из другой арабской страны: вероятнее всего, из Сирии или Иордании. Эта версия, по мнению британцев, подтверждается и более ранними донесениями спецслужб о том, что значительная часть иракского химического и биологического оружия была вывезена в Сирию.

Вместе с тем несмотря на огромные усилия, инспектора ООН так и не смогли обнаружить ни одного прямого доказательства наличия у Ирака программ создания оружия массового поражения. В свою очередь высшие руководители США и Великобритании представили только косвенные доказательства.

Кроме того досье разведслужб, оглашенные в последнее время на Даунинг Стрит, подверглись критике за «неточность» информации. Так, последним предметом критики и насмешек стала попытка выдать за свежее донесение разведки тезис докторской диссертации иракского ученого одиннадцатилетней давности.

В правильности толкования фактов Соединенными Штатами после презентации, проведенной госсекретарем США Колином Пауэллом, во время которой он представил снимки, сделанные со спутников и зафиксировавшие перевозку Ираком оружия массового уничтожения на новые места, усомнился главный инспектор ООН Ханс Бликс.

«То передвижение боеприпасов, о котором нам сообщили, могло быть обычной деятельностью, например, перемещением разрешенных боеприпасов в преддверии предстоящих инспекций», — отметил он.

Попытки связать иракский режим с «Аль-Каидой» и другими исламистскими группировками также были встречены скептически.

Однако еще остается множество вопросов, и это подтверждается ООН, на которые Ирак так и не смог дать вполне вразумительный ответ:

1. Куда исчезла тысяча тонн химических боеприпасов, оставшихся после войны с Ираном?

2. Где находится место хранения шести с половиной тысяч боеголовок в химическом снаряжении для ракет и реактивных снарядов?

3. Где были уничтожены восемь с половиной литров бактерий антракса (сибирской язвы) и кто при этом присутствовал?

4. Как распорядились иракские военные с 380 ракетными двигателями, доставленных в Ирак из третьих стран контрабандным путем?

Американские и британские спецслужбы считают, что инкриминирующий материал и документы, имеющие отношение к оружию массового поражения, находятся частично в отдаленных местах страны, частично в мечетях, домах и квартирах чиновников и ученых, и частично в Сирии и, возможно, в других арабских странах.