- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О расколе в рядах вооруженной оппозиции на севере Сирии

Одним из наиболее важных моментов развития сирийского конфликта в 2017 году является раскол среди различных джихадистов, действующих в провинции Идлиб. Именно Идлиб на сегодняшний день является главным очагом джихадитсского сопротивления на севере Сирии. В первые три месяца 2017 года сюда оказались вытесненными группы боевиков, занимавших до декабря 2016 года Восточный Алеппо и даже некоторые джихадисты из окрестностей Дамаска. Неслучайно поэтому в настоящее время город и его окрестности называют «сирийским Кандагаром».  В настоящее время здесь назрел конфликт между крупными группировками джихадистов «Хайят Тахрир аш-Шам» (образована на основе бывшей «Джебхат ан-нусры», запрещена в России) и «Ахрар аш-Шам».

«Джебхат ан-нусра с лета прошлого года уже претерпела ряд изменений в названии. В июле 2016 года ее главарь Абу Мухаммед аль-Джулани объявил о разрыве с «Аль-Каидой» (запрещена в России) и создании нового движения «Джабхат Фатх аш-Шам» («Фронт завоевания Сирии»). Причиной для такого изменения стало стремление привлечь к себе многочисленные мелкие вооруженные исламистские группировки, которых отталкивала связь «Джебхат ан-Нусры» с «Аль-Каидой». При этом нужно выделять два аспекта в предполагаемых целях «Джебхат ан-Нусры». В цели собственно «Джебхат ан-Нусры» входило закрепиться на севере Сирии для создания здесь долговременного исламского эмирата по аналогии с квазигосударством, созданным группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). В цели саудовских спонсоров «Джебхат ан-Нусры» входило завоевание зоны влияния на севере Сирии, чтобы иметь козыри для участия в разделе власти в этой стране. При случае «Джебхат ан-нусра» была бы заменена на более умеренную группировку, используя различные способы давления на ее руководителей.  Переименование «Джебхат ан-нусры» как раз и преследовало цель сделать организацию более респектабельной. При этом был заключен альянс между бывшей «Джебхат ан-Нусрой» и другой крупной группировкой – «Ахрар аш-Шам».

«Ахрар аш-Шам» («Свободные люди Сирии») стала одной из первых вооруженных группировок, начавших борьбу против режима  Башара Асада в Сирии. О ее создании было объявлено в ноябре 2011 года. Первым лидером этой группировки стал Хасан Аббуд (Абу Абдалла аль-Хамауи), уроженец сельских районов провинции Хама. Костяк группировки составили сунниты провинций Хама и Идлиб, особенно их пограничного района (равнины Аль-Гхаб). В 2004-2011 годах Х.Аббуд отбывал наказание в военной тюрьме Сейдная, где познакомился с Захраном Аллюшем. В 2011 году был освобожден по амнистии, объявленной правительством Башара Асада. 9 сентября 2014 года 20 полевых военных командиров «Ахрар аш-Шам» (большая часть военного руководства группы) погибли в результате взрыва во время заседания военного совета в местечке Рас Хамдан провинции Идлиб. Некоторые аналитики обвиняют в этом теракте «Джебхат ан-Нусру», решившую таким образом обезглавить союзников-конкурентов. После взрыва действительно начался отток боевиков из «Ахрар аш-Шам» в «Джебхат ан-Нусру».

Однако новому поколению полевых командиров удалось остановить этот процесс и вновь усилить данную группировку. Произошло это по двум причинам. Во-первых, в «Ахрар аш-Шам» нет иностранцев, она не подчиняется «Аль-Каиде» и поэтому пользуется популярностью среди части местного населения. Во-вторых, группировке удалось аккумулировать в своих руках значительные финансовые средства. Одним из важных источников финансирования группировки является помощь, поступающая из Турции и Катара. Это обстоятельство вызвано тем, что значительную часть боевиков «Ахрар аш-Шам» составляют сторонники движения «Братья-мусульмане».  Новым лидером группы стал Абу Джабер (Хашим аш-Шайх). Осенью 2016 года он уступил лидерское место Мухаммеду аль-Масри. Несмотря на фамилию «Масри» (Египтянин) последний является коренным сирийцем, уроженцем Хамы.  Одним из отличий «Ахрар аш-Шам» от бывшей «Джебхат ан-Нусры» является то, что в последней очень большой процент составляют иностранные джихадисты, в то время как в «Ахрар аш-Шам» преобладают местные сирийцы, крестьяне провинций Хама и Идлиб.

В рамках «Ахрар аш-Шам» еще в декабре 2016 года произошел раскол, который привел к тому, что часть боевиков во главе с бывшим лидером Абу Джабером откололась от группировки, чтобы слиться с «Джебхат Фатх аш-Шам», чтопривело в январе 2017 года к образованию группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» («Совет освобождения Сирии»). Помимо бывшей «Джебхат ан-Нусры» и раскольников из «Ахрар аш-Шам» в состав новой группировки вошли группировки «Харакат Нураддин аз-Зенги» («Движение Нураддина аз-Зенги», названное так по имени сельджукского султана 12 века, борца с крестоносцами), «Джебхат Ансар ад-Дин» («Фронт сторонников религии», небольшое ответвление «Аль-Каиды»), «Джамаат Фурсан ас-Сунна», «Лива аль-хакк» («Бригада истины») и «Джайш ас-Сунна» («Армия Сунны»). Обе последних группировки изначально оперировали в районе Хомса. Военным руководителем «Хайят Тахрир аш-Шам» стал Абу Мухаммед аль-Джулани, а вот духовным авторитетом – молодой саудовский шейх Абдалла Мухайсини, непримиримый джихадист, мечтавший в свое время о том, чтобы примирить и объединить «Джебхат ан-Нусру» с «Исламским государством».

Большая часть группировки «Ахрар аш-Шам» не присоединилась к новому образованию. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, задачей «Ахрар аш-Шам» является свержение баасистов и строительство нового государства исключительно на территории Сирии, поэтому они сторонятся джихадистов-«интернационалистов» с их глобальными претензиями. Во-вторых, турецкие покровители, включившиеся в миротворческий процесс в Астане настоятельно рекомендовали им держаться подальше от бывшей «Джебхат ан-Нусры». Движение «Ахрар аш-Шам» даже приняло участие в турецкой военной операции «Щит Евфрата» на севере Сирии.

Стремление «Хайят Тахрир аш-Шам» подчинить себе другие исламистские группировки на севере Сирии привело к росту напряженности между различными группировками вооруженной оппозиции. В декабре 2016 и январе 2017 года американская авиация нанесла удары по тренировочному лагерю, который использовали террористы из «Хайят Тахрир аш-Шам», уничтожив многих боевиков. При этом другие группы боевиков не выразили соболезнования даже на уровне заявлений. Главный идеолог джихадистов на севере Сирии Абдалла Мухайсини порицал «соратников» за то, что они «оказались равнодушны к гибели 300 моджахедов».

С началом переговоров в Астане в конце января с.г. протурецкие группировки боевиков, вступившие в переговорный процесс, объединились в «Совет командования освобождения Сирии», куда, естественно, не вошла бывшая «Джебхат ан-Нусра». Ответом на это стала атака боевиков «Хайят Тахрир аш-Шам» на позиции группировки «Джейш аль-Муджахиддин». В прошлом эта группа располагала значительными позициями на севере Сирии, пользовалась поддержкой со стороны ЦРУ США и оперативного центра по помощи сирийской вооруженной оппозиции, созданного западными странами в Турции.

Таким образом, можно констатировать раскол между салафитскими группировками, пользующимися прямой или косвенной поддержкой со стороны КСА с одной стороны и группами, близкими к «Братьям-мусульманам» и опекаемым Турцией и Катаром с другой. Данный фактор в определенной мере облегчает мирный процесс в Сирии, учитывая начало переговорного процесса в Астане. В то же время он свидетельствует о том, что никаких прочных результатов мирного процесса в Сирии невозможно добиться без договоренностей между внешними игроками, имеющими иногда противоположные интересы.