- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 8

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократического союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)».

Продолжаем начатый ранее обзор раздела, озаглавленного «Руководство Северной Сирии». Как указывают авторы документа, Оппозиционные курды представляются со стороны Демократической партии Сирийского Курдистана (ДПСК) и зонтичной структуры Курдский национальный конгресс (КНК). Лидер иракских курдов Масуд Барзани, вместе с близкими ему по взглядам сирийскими курдами, создал Демократическую партию Сирийского Курдистана, которая, невзирая на все давление со стороны Партии демократического союза, пытается осуществлять свою деятельность во всех кантонах. ДПСК является старейшей структурой среди всех политических партий.

ДПСК и КНК занимают важное место рядом с сирийской оппозицией и являются частью сирийской революции. Однако, оппозиционные курды, находятся под давлением со стороны Движения демократического общества (Tevgera Civaka Demokratik – TEM — DEM) и ПДС, пользующихся поддержкой со стороны режима Б.Асада и их политическая активность не приветствуется. Сторонники ДПСК и КНК, большинство из которых являются курдами, подавляются со стороны Отрядов народной самообороны и вынуждены иммигрировать в Турцию или в Иракский Курдистан.

При усилиях Масуда Барзани состоялись встречи между Движением демократического общества и Курдским национальным конгрессом и при участии обеих сторон был сформирован Курдский высший комитет. Однако, из-за политики давления со стороны Партии демократического союза, этот механизм так и не заработал, большинство представленных в Курдском национальном конгрессе партий присоединились к ПДС или были вынуждены прекратить свою деятельность.

Следующий раздел отчёта озаглавлен «Управление кантонами».

Как напоминают авторы документа, после провозглашения автономии в Северной Сирии, 12 ноября 2013 года было провозглашено три кантона. После чего Африн, Джезире и Кобани начали формировать собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и системы. Управление кантонов, в этом смысле, было по ветвям власти разделено следующим образом: Законодательный совет (парламент), Исполнительный совет (правительство), и Комиссия по правосудию (судебная власть). Кроме них, были созданы и другие структуры, в частности, такие как: Высший совет по выборам и Высший конституционный суд.

В числе обязанностей Законодательного совета находятся контроль за исполнительной властью и утверждение международных договоров и соглашений. Кроме того, Совет вправе давать полномочия его депутатам  по формированию правительства. Члены упомянутого ранее Высшего конституционного суда определяются со стороны Законодательного говета. В обязанности последнего входит решения вопросов по войне, миру и амнистии, утверждение бюджета, разработка планов политического и экономического развития. Кроме того, Законодательный совет юридически определяет отношения между «демократическими автономными регионами» и центром соответствующего кантона. В октябре 2015 года, провозгласивший себя демократическим автономным регионом Тель-Абьяд принял такой вариант автономии и стал регионом, вошедшим в состав кантона Кобани. Совместное руководство этим регионом осуществляется со стороны его сопредседателей – Мансура Селума и Лейлы Мустафа.

Другим элементом, осуществляющим управление и исполнительные функции, находящимся под контролем Законодательного совета, является Исполнительный совет, реализующий функции правительства. Глава Исполнительного совета, отвечающего за реализацию решений и законов, принимаемых Комиссией по правосудию и Законодательным советом, одновременно является главой кантона.

Создаваемые советы местного и регионального значения в своей деятельности напрямую подчиняются вышеупомянутому главе  кантона. Всего в подчинении в Исполнительного совета находятся 20 комитетов, по сути играющих роль министерств. Представители комитета в то же самое время несут обязанности советников главы кантона. Комитеты можно перечислить следующим образом: по внешним связям, обороны, внутренних дел, юстиции, региональный (регионы, население, градостроительство), финансы, труда и размещения рабочих, образования, сельского хозяйства, электрической промышленности и подземных ресурсов, здравоохранения, торговли и экономики, семей шахидов, освещения и связи, транспорта, молодежи и спорта, туризма и археологии, религии, женщин и семьи, и, наконец, комитет по правам человека. Как отмечают авторы документа, здесь надо прояснить, что связанная с центром «Самоуправления Рожавы» милиция общественного порядка на уровне кантонов связана с комитетом внутренних дел.

Следующий раздел отчёта называется «Отряды народной самообороны ( использовано две аббревиатуры – YPG, то есть ОНС, и YPJ – суть есть женское крыло ОНС, которое в дальнейшем, для простоты, мы будем обозначать ОНСж-авт. ) и милиция общественного порядка».

Как указывают авторы документа, после того, как разразилась гражданская война в Сирии, на первый план, в качестве важной силы, вышли вооруженные подразделения ПДС – так называемые Отряды народной самообороны. На севере страны,  ОНС, по предварительному согласованию с отходящими силами режима, не встречая сопротивления заняли регионы, населённые преимущественно курдами,  включая Айн-эль-Араб он же Кобани, (19 июля) и Амуда и Африн (20 июля). Силы ОНС продолжили продвижение на севере провинции Эль-Хасеке в районе Камышлы, и заняли Эль-Маликие, а на западе Эль-Хасеке взяли Ресулайн. И здесь снова, за исключением небольших столкновений с режимом Асада они не встретили серьёзного сопротивления.