- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция в Израиле на сообщения о химической атаке в Идлибе

В четверг, 6 апреля, израильские СМИ сообщили о том, что российский президент Владимир Путин беседовал по телефону с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и решительно отверг обвинения, высказываемые в адрес союзного России сирийского режима Башара Асада по поводу применении химического оружия в Идлибе. Сообщение об этом разговоре появилось практически во всех электронными СМИ Израиля, но без комментариев и со ссылкой на российские источники.

В Израиле не верят этому заявлению Москвы. Тема химической атаки в Сирии активно обсуждается на израильском радио и на телевидении. При этом бросается в глаза, что официальное израильское руководство избегает напрямую упоминать Россию в данном контексте. В этом отношении особо показательно интервью, данное в четверг Второму каналу израильского радио одним из самых влиятельных израильских политиков, министром транспорта и безопасности дорожного движения Исраэлем Кацем (Ликуд), который является одновременно министром по делам разведки и входит в состав узкого кабинета министров по иностранным делам и безопасности. Говоря о событиях в Идлибе он не скупился на самую жесткую критики в адрес режима Башара Асада и его союзников. При этом напрямую он назвал только Иран и «Хизбаллу». Россию министр не стал упоминать, несмотря на все усилия интервьюировавшего его журналиста заставить Исраэля Каца назвать ее по имени.

В то же время независимые израильские комментаторы без колебаний связывают Россию с химической атакой в Идлибе. Суть их комментариев сводится к тому, что Башар Асад – каннибал, без колебаний истребляющий граждан своей собственной страны. И в тот, момент, когда он чувствует за собой поддержку России и Ирана, а главное – безнаказанность, он неизбежно будет совершать военные преступления, чем дальше, тем страшнее. Никто не говорит, что Россия сама применяла химическое оружие в Сирии, однако Москву обвиняют в том, что она знали о планах Асада применить химическое оружие и о том, что он продолжает его производить. Более того, по мнению некоторых израильских комментаторов, Россия вместе с Ираном поставляет сирийскому режиму сырье, необходимое  для производства химического оружия. Излишне говорить о том, что вето в Совете Безопасности ООН, использованное Россией, чтобы защитить Башара Асада, то же не придало ей популярности в еврейском государстве.

Второй темой для обсуждения в израильских СМИ, связанной с событиями в Сирии, является вопрос о том, что Израиль должен делать в этой связи. Некоторые израильские либералы настаивают, что Израиль, памятуя о том, что когда-то весь мир молчал, когда евреи гибли в Холокосте, должен активно вмешаться в происходящее, поскольку за прошедшие семьдесят лет мир не изменился и молчит  сейчас, когда сотни тысяч людей гибнут в Сирии. При этом израильскими либералами предлагаются два основных пути:

  1. Прямое военное вмешательство Израиля в войну в Сирии с целью помочь жертвам режима Башара Асада.
  2. Прием Израилем значительного числа сирийских беженцев на постоянное жительство или, хотя бы, на длительный период.

Необходимость этих шагов объясняется сугубо моральными соображениями. Однако израильское общество в своей массе, резко возражает против приема сирийских беженцев-мусульман. Этого не хотят в своей массе евреи и христиане. Против израильской помощи сирийским мусульманам решительно выступают израильские друзы. Однако даже израильские мусульмане в своей массе не выдвигают перед правительством страны требований такого рода.

Что же касается прямого вмешательства Израиля в войну в Сирии, то израильские политики, представляющие правящую коалицию, единодушно заявляет, что Израиль будет продолжать оказывать сирийскому народу гуманитарную помощь (в частности предоставлением сирийцам медицинской помощи в израильских больницах), однако в войну он вступит только в том случае, если этого потребуют интересы его собственной безопасности.

Заявление такого рода сделал в упомянутом интервью Исраэль Кац, однако наиболее показательным в данном отношении представляется интервью, которое дал в среду, 5 апреля, газете «Едиот ахронот» министр обороны Израиля Авигдор Либерман («Наш дом – Израиль»). В частности он сказал: «Две смертоносных химических атаки на гражданское население в губернаторстве Идлиб в Сирии и на местную больницу были совершены по прямому и запланированному указанию президента Сирии Башара Асада посредством сирийских самолетов. Я утверждаю это со стопроцентной уверенностью. Самое жестокое это то, что те раненные, которые были эвакуированы из подвергшегося налету района в больницу, вторично подверглись нападению с применением химического оружия в то время, когда самолеты сирийской армии бомбили больницу. Реакция международной общественности – нулевая. Ее просто нет. Это возвращает меня к выводу о том, что Государство Израиль должно полагаться только на себя. Асад пытался в прошлом добыть ядерное оружие при посредстве Северной Кореи, и другие господа в регионе, такие, как «Хизбалла» и Насралла не отличаются от него. Тут мы имеем дело с людьми, которые являются каннибалами. Когда меня спрашивают, почему нет мира на Ближнем Востоке, это все равно, что спросить, может ли каннибал быть вегетарианцем. Слово «мир» нерелевантно на Ближнем Востоке. Мы можем прийти к политическим договоренностям, но не к миру».

Когда же корреспондент прямо спросил Авигдора Либермана, должен ли Израиль отреагировать на происходящее в Сирии, тот ответил: «Почему мы должны вытаскивать каштаны из огня? Это ответственность международного сообщества. Я не готов, чтобы мы были тем придурком (в оригинале министр использовал более грубое еврейское слово «шмок» — В.Ч.), на которого мочится весь мир. Пусть мир сам возьмет на себя ответственность за происходящее в Сирии».