- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

ИРИ и аравийские монархии на пути к диалогу

Учитывая целый ряд процессов, происходящих на Ближнем Востоке с участием Исламской Республики Иран, таких как начало межсирийских  переговоров под эгидой Ирана, России и Турции, выход ИРИ на международный нефтяной рынок (причем, страна рекордными темпами увеличивает объемы добычи нефти), активная антитеррористическая борьба в Сирии, Ираке, война в Йемене и т.д., арабские государства Персидского залива решились на пересмотр своих отношений с одним из главных игроков региона.

Иран всегда имел разногласия с некоторыми аравийскими монархиями, в частности, с Саудовской Аравией по причине конкуренции в регионе. Однако, разногласия с КСА за последние годы обострились после трагических событий во время хаджа в долине Мина, недалеко от Мекки, где в 2014 году в результате давки погибло более 700 иранских граждан, а также казни шиитского богослова Нимра аль-Нимра в Эр-Рияде в 2016 году. В знак протеста против убийства богослова в Тегеране было совершено нападение на посольство КСА, на что саудовские власти ответили разрывом дипломатических отношений с ИРИ. Вслед за Саудовской Аравией отношения с Тегераном разорвали Бахрейн, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Йемен, Египет, Джибути. Подобное положение дел сохраняется по сей день.

Восстановление диалога во многом зависит от того, смогут ли договориться между собой ИРИ и КСА. Шаг в сторону Тегерана арабскими странами был сделан в январе, когда кувейтский министр иностранных дел Сабах Халед аль-Сабах совершил исторический визит в Тегеран, где он, как сообщается, передал президенту ИРИ Хасану Роухани послание, касающееся «основ диалога» между Ираном и государствами, входящими в состав  Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Х.Роухани принял послание и в ответ, посетив Кувейт и Оман в феврале и отправив 13 марта письмо кувейтскому эмиру Сабаху аль-Ахмаду аль-Сабаху.

8 марта состоялся визит министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа в Кувейт, где он встретился с эмиром страны и своим коллегой. В арабских СМИ данный визит обозначили как шаг на пути к разрядке, сотрудничеству и началу новой главы в отношениях Ирана с ССАГПЗ. .

30 марта министры иностранных дел ССАГПЗ провели свою 142 по счету встречу в Эр-Рияде с целью наряду с другими проблемами обсудить ответное послание иранского президента от имени его страны и возможность стратегического диалога с Ираном. Об этом сообщил заместитель министра иностранных дел Кувейта Халид аль-Джаралла, выразив надежду на начало диалога между Ираном и ССАГПЗ. Как сообщило иранское агентство Radio Zamaneh, встречи между представителями ИРИ и Кувейта за последнее время были направлены на «разрядку» напряженности между Тегераном и аравийскими монархиями, отметив, что Кувейт выступает в качестве посредника между сторонами.

Члены ССАГПЗ выслушали отчет главы МИД Кувейта по итогам его  поездке в Иран и о переданном послании. По итогам Совет вновь подтвердил неизменность своих  позиций и решений о необходимости приверженности Ирана принципам Устава Организации Объединенных Наций и международного права, придерживаться принципов добрососедства, уважения суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела.

«Заявляя о том, что нормализации отношений с Ираном препятствует политика ИРИ на Ближнем Востоке, арабские страны ССАГПЗ лукавят, т.к. начало этой вражды было положено еще в дореволюционный период, когда шах Мохаммад Реза Пехлеви поссорился с Саудовской Аравией из-за добычи нефти и цен на нее. После начало ирано-иранской войны, некоторые страны Залива поддержали Ирак против Ирана. И тогда еще не существовало иранского присутствия в Сирии, Ираке, Йемене, не было «Хизбаллы» и ядерной программы. Поэтому политика Ирана в регионе стала лишь продолжением долголетнего противостояния»,  — считает иранский эксперт, бывший пресс-секретарь по ядерным переговорам Сейед Хоссейн Мусавиан.

По его мнению, на сегодняшний день ССАГПЗ имеет три варианта подхода к проблеме с Ираном, однако только один действительно правдоподобен и может обеспечить долгосрочную безопасность аравийских монархий , Ирана и региона. Во-первых, страны Залива должны отказаться от своего традиционно враждебного отношения и подхода к Ирану, которого они придерживаются около сорока лет. Такой подход только привел к ситуации, в которой, по мнению самих арабских стран,  Иран занимает выигрышные позиции.

Во-вторых – существуют предположения о возможном альянсе между Израилем и ССАГПЗ, который, естественно, будет направлен против Тегерана, что также может привести к крупномасштабной войне, т.к. действия аравийских монархий будут расценены, как предательство Палестины, всех арабов и мусульман, и могут закончиться плачевно для этих стран, считает иранский эксперт.

Третий и единственно возможный подход заключается в том, чтобы аравийские монархии тщательно использовали общие интересы с Ираном. «У обеих сторон есть масса претензий друг к другу, однако, странам ССАГПЗ следует не надеяться на третьи силы, а привлечь Тегеран дипломатическим путем и искать пути для укрепления доверия». По мнению Х.Мусавиана, Иран и аравийские монархии могут обратиться к примеру европейских стран, их подходу к решению конфликтных ситуаций, как, например, Вестфальский мир или системы, такие как Организация по безопасности и сотрудничеству  Европы и Европейский союз.

Говоря о европейском союзе, следует отметить, что после заключения ядерного соглашения с ИРИ, Брюссель не раз заявлял о своей приверженности соглашению и продолжает наращивать сотрудничество с Тегераном, будучи заинтересованным в стабильности в ближневосточной стране. Однако, после официального и окончательного выхода Великобритании из ЕС, Лондон занял отличную от ЕС позицию. Об этом свидетельствует визит премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в Эр-Рияд, где в очередной раз прозвучала антииранская риторика.

Как передает Tasnim, британский премьер обвинила ИРИ во вмешательстве во внутренние дела других стран и заявила, что ее страна не питает никаких иллюзий по поводу деятельности Ирана, разрушающей стабильности в регионе. Также Т.Мэй обвинила Иран в поддержке восстания и дестабилизации в Йемене и препятствовании международным усилиям установить мир в этой стране, отправке вооруженных сил в Сирию и поддержке режима Башара Асада.

По данным того же агентства, Великобритания является основным поставщиком вооружения Саудовской Аравии, используемого против Йемена, в том числе кассетные боеприпасы, применение которых считается военным преступлением. Т.Мэй отметила: «Прогресс в ирано-британских отношениях не значит, что мы должны закрывать глаза на действия Ирана. Напротив, это означает, что мы находимся в наилучшем положении, чтобы обсудить проблемы на самом высоком уровне с правительством Ирана».

Что касается ядерного соглашения, одна из сторон которого включает и Великобританию в группе 5+1, то В.Мэй заявила, что соглашение позволит на десять лет ограничить доступ ИРИ к созданию ядерного оружия, однако необходимо сотрудничать, чтобы противостоять враждебным действиям Ирана в Ливане, Сирии, Ираке и в Персидском заливе.

По мнению другого иранского эксперта профессора Алирезы Солтани, арабские страны Персидского залива так и не смогли смириться с заключением ядерного соглашения и прикладывают все усилия, чтобы Иран заплатил как можно высокую цену за СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий), и Тегерану необходимо приложить колоссальные дипломатические ресурсы, чтобы нейтрализовать эти попытки.

Интересно отметить следующее: ни для кого не секрет, что ближайшим соратником президента ИРИ Хасана Роухани являлся ныне покойный аятолла Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, который отчасти способствовал приходу к власти действующего президента. Х.Рафсанджани считается одним из самых известных и в свое время влиятельнейших богословов и политиков в стране. Однако его реформистские взгляды не всегда получали одобрения Верховного лидера и консерваторов. Сегодня лидером реформистов является Х.Роухани, который во внешней политике во многом следует принципам своего старшего наставника.

Один из таких принципов — нормализация отношений с суннитским миром, составляющим большинство во всем исламском мире. В статье на сайте donya-e-eqtesad.com, заместитель бывшего президента Х.Рафсанджани опубликовал ряд его «недосказанных слов» (недоделанных дел). Покойный аятолла имел достаточно близкие и дружеские отношения с бывшим королем КСА Абдаллой  и часто с ним переписывался. Последний даже писал, что соскучился по старому другу и приглашал его совершить хадж.

Шаги в сторону примирения с аравийскими монархиями со стороны иранского правительства, во главе с Хасаном Роухани, говорят о том, что сегодня иранская сторона вновь открыта для диалога с ССАГПЗ. Довершит ли реформистский президент дело своего наставника, зависит во многом от позиции Саудовской Аравии.