- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (1 — 8 апреля 2017 г.)

По данным российской части представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее — российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано 116 подтвержденных нарушения режима прекращения огня. Наиболее часто обстрелы отмечались в провинциях Латакия, Хама, Дамаск. Это примерно на четверть больше показателя предыдущей недели (94). Заметный рост нарушений за последние две недели был связан с резкой интенсификацией боевых действий в провинциях Дамаск и Хама, и, похоже, ростом разногласий между Москвой и Анкарой.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Идлиб, Хама, Хомс.

В частности, 2 апреля массированные авиаудары наносились по позициям группировок «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» на севере провинции Идлиб близ границы с Турцией.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дамаск, Хама, Алеппо, Идлиб, Хомс, Дераа.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

На востоке провинции Алеппо 4 апреля сирийские войска вошли в города Ад-Дарубия и Атшана аль-Амир, что к северо-западу от авиабазы «Аль-Джарра». К 6 апреля была освобождена деревня Байлан, находящаяся в 200 метрах от авиабазы.

Командование «Сил демократической Сирии» (СДС) предупредило 3 апреля о скором наступлении его формирований в провинции Алеппо на позиции турецких войск и протурецких формирований в районе г.Эль-Баб.

Как бы предвосхищая это, на севере провинции 4 апреля протурецкие формирования атаковали позиции СДС в районах деревень Таль Мазик, Колсарудж, Самука, Шейх Иса, Харбаль и Умм Хаш. Эти атаки были отбиты с большими для боевиков потерями.

Развивая наступление на востоке провинции Хомс, правительственные силы 3 апреля после тяжелых боев установили контроль над господствующей высотой Абу ад-Духур. 6 апреля в интернете появились кадры работы на востоке провинции Хомс тяжелой огнеметной системы «ТОС-1А» сирийской армии, что говорит о том, что эти системы поставлены в Сирию.

В провинции Дамаск в столице страны 3 апреля обстрелу подвергся квартал Аль-Мазра, в котором находится российское посольство. Боевики группировки «Тахрир аш-Шам» выпустили в общей сложности до 20 мин. Никто из сотрудников российского диппредставительства не пострадал.

В ходе боев за восточные кварталы Дамаска 4 апреля был полностью блокирован район Барза. 6 апреля сирийские войска в боях за район Аль-Кабун заметно продвинулись в его южной и восточной частях.

В Восточной Гуте 6 апреля установлен контроль над рядом важных в тактическом отношении объектов в городе Хуш аз-Завахара.

В провинции Ракка в ходе наступления формирований СДС к 4 апреля был полностью блокирован г.Табка.

4 апреля Пентагон объявил, что американцы подготовили аэродром в районе г.Кобане на севере Сирии для приема самолетов военно-транспортной авиации типа С-17. Этот аэродром с декабря прошлого года используется американскими военными для обеспечения поддержки наступления формирований СДС на Ракку.

Развивая наступление в северной части провинции Хама, к 2 апреля правительственные силы овладели деревней Хаттаб, выбив из нее боевиков группировки «Тахрир аш-Шам». Некоторые арабские СМИ сообщили, что действиями иранских добровольцев там руководил командующий силами «Аль-Кодс» иранского Корпуса стражей исламской революции генерал Касем Солеймани.

Там же 2 апреля сирийские войска атаковали позиции «Тахрир аш-Шам» у города Халфайя. 3 апреля освобожден г.Маардис.

5 апреля правительственные силы ворвались в г.Халфайя и завязали бои за него. В тот же день отражена атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил у г.Маардис.

На севере провинции Латакия 2 апреля отражена массированная атака боевиков группировки «Ахрар аш-Шам» на позиции правительственных сил между деревнями Шахрура и Аш-Шамас.

6 апреля формирования группировки «Тахрир аш-Шам» развернули наступление на позиции правительственных сил в районе Джабаль аль-Акрад. Это наступление было отражено с большими для боевиков потерями.

С 4 апреля развивался скандал вокруг якобы имевшего место применения химического оружия в районе г.Хан Шейхун в провинции Идлиб. 4 апреля Минобороны РФ заявило, что самолеты ВКС в предыдущие дни не наносили удары по этому району. Сразу же появилась версия, что в ходе авиаудара, нанесенного, по всей видимости, самолетами ВВС Сирии, был уничтожен склад химического оружия боевиков. Эту версию позднее подтвердило Минобороны РФ. В заявлении ведомства отмечалось, что начиненные химическим оружием боеприпасы с этого склада затем неоднократно использовались боевиками ИГ в Ираке. Позднее появились данные, что отравляющие вещества попали в Идлиб из Турции. По турецким же данным, в районе Хан Шейхун был применен зарин. В целом, этот инцидент в очередной раз подтвердил наличие кризиса в отношениях между Москвой и Анкарой.

6 апреля министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявил о своей 100-процентной уверенности в том, что за атакой на Хан Шейхун стоял лично президент Сирии Башар Асад.

В ночь с 6 на 7 апреля два американских эсминца, находившихся в акватории Средиземного моря, выпустили 59 крылатых ракет «Томагавк» по авиабазе «Шайрат» в провинции Хомс, откуда, по американским данным, взлетали сирийские самолеты, бомбившие Хан Шейхун.

Сразу после ударов Пентагон сообщил, что российская сторона была заранее уведомлена о них по существующим каналам связи. Утверждалось также, что удар был скоординирован с союзниками США.

Уже позднее стало известно, что в результате американского удара погибли 7 человек, на земле были уничтожены находившиеся в ремонте 6 истребителей МиГ-23 и РЛС. По сирийским данным, из 59 крылатых ракет до цели долетели не более половины.

Первой реакцией Минобороны РФ на американский удар стало решение о принятии мер по укреплению системы ПВО сирийской армии. «Для прикрытия наиболее чувствительных объектов сирийской инфраструктуры в ближайшее время будет реализован комплекс мероприятий по укреплению и повышению эффективности системы противовоздушной обороны сирийских вооруженных сил», — было объявлено в Москве.

Было также объявлено, что российская система ПВО в Сирии обеспечивает надежную защиту с воздуха российских пунктов базирования. Утверждалось, что «российская система ПВО в Сирии организована по принципу объектового прикрытия. Зенитные ракетные системы С-400, С-300 и зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» обеспечивают надежную защиту с воздуха российских пунктов базирования».
По данным Минобороны, «системы ПВО С-400 и «Панцирь» гарантированно прикрывают российскую авиагруппу на аэродроме «Хмеймим». Еще одна развернутая в Сирии группировка ПВО С-300 и «Панцирь» защищает пункт материально-технического обеспечения российского ВМФ в Тартусе».
Подчеркивалось, что «боевые расчеты российских систем ПВО в САР несут дежурство в круглосуточном режиме».

7 апреля было объявлено о приостановлении работы с полуночи 8 апреля каналов «горячей» линии связи по предотвращению авиаинцидентов в Сирии, действовавших на основании российско-американского Меморандума о взаимопонимании.

8 апреля самолеты сирийских ВВС возобновили полеты с авиабазы «Шайрат», что подтвердило информацию о низкой эффективности американского удара.

В любом случае осуждая американский удар, необходимо без политизированных эмоций дождаться итогов расследования – если таковое будет – чтобы понять, что произошло в Хан Шейхуне. Здесь – нисколько не претендуя на абсолютную истину — стоит привести точку зрения французского эксперта в сфере химического оружия Оливье Лепика, изложенную информагентству АФП. Согласно этому эксперту, если бы запасы токсичных веществ были подорваны в результате авиаудара, высокие температуры, возникающие при взрывах авиабомб, во многом обезвредили бы эти вещества, и они не смогли бы вызвать столь массовое поражение (кстати, один из способов уничтожения химического оружия связан с воздействием на него высоких температур). Поэтому, считает он, боевые аэрозоли, воздействию которых подверглись сирийцы в Хан Шейхуне, могли возникнуть лишь при срабатывании специальных боеприпасов, оснащенных боевыми отравляющими веществами. Здесь же стоит напомнить, что в сирийском конфликте с обеих сторон есть игроки, которые, возможно, очень хотели бы довести дело до прямого вооруженного столкновения между Россией и США…