- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об изменении подхода России к статусу Иерусалима

Одним из главных предвыборных обещаний Д.Трампа, сделанных в период президентской гонки, стало заявление о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Данный шаг мог бы стать своего рода символом фактического закрепления за городом в глазах американских властей его статуса в  качестве единой и неделимой столицы государства-партнера. Однако по мере развития сотрудничества после инаугурации 45-го президента Соединенных Штатов вопрос стал постепенно уходить на второй план, уступая место другим задачам, возникающим в двусторонних отрошениях.

С другой стороны, Россия, как казалось, давно сформировала свою позицию относительно Иерусалима, считая необходимым гарантировать для него особый международный статус. Тем удивительнее оказался для израильской стороны комментарий российского внешнеполитического ведомства, размещенный на его официальном сайте 6 апреля 2017 г. В нем, помимо резко возникшей обеспокоенности трехлетним отсутствием прогресса на палестино-израильском направлении, появившейся почему-то на фоне обострения ситуации в Сирии,  говорилось: «Подтверждаем приверженность решениям ООН о принципах урегулирования, включая статус Восточного Иерусалима как столицы будущего палестинского государства. Одновременно считаем необходимым заявить, что в этом контексте рассматриваем Западный Иерусалим в качестве столицы Государства Израиль»[i] [1]. Для израильских политико-дипломатических кругов заявление стало столь неожиданным, что была сделана попытка запросить пояснений у российского посла А.Шеина. Однако, как кажется, в МИД успели распространить информацию не на всех уровнях. Как следствие, дипломат смог лишь пообещать прессе в ближайшее время предоставить ответ правительству Израиля.

Израильское внешнеполитическое ведомство предпочло пока не комментировать заявление МИД РФ. Официальный представитель МИД Израиля лишь упомянул, что последствия данного заявление пока не ясны. Однако днем ранее между президентом РФ В.В.Путиным и премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху состоялся телефонный разговор, в котором, помимо обсуждения антитеррористического сотрудничества, ставшего следствием атаки в метро в Санкт-Петербурге, был затронут сирийский конфликт. Как утверждает официальный интернет-портал Кремля, в рамках данной беседы В.В.Путин: «подчеркнул неприемлемость выдвижения безосновательных обвинений против кого бы то ни было до проведения тщательного и беспристрастного международного расследования»[ii] [2].

Действия России по изменению подхода к статусу Иерусалима, разумеется, являются своего рода ответом на политику США в регионе. Однако фактически на всех уровнях возникает вопрос: Москва отвечает на изменившуюся ситуацию в Сирии или пытается опередить Д.Трампа на палестино-израильском треке? Свидетельством правильности второй группы причин можно считать недавние переговоры президента США с египетским коллегой А.Ф.ас-Сиси, явно направленные на обсуждение мирного процесса в его широком региональном контексте. Более того, как неоднократно заявлял американский лидер, урегулирование палестино-израильского противостояния возможно, и он явно хотел бы записать эту дипломатическую победу на свой счет. Впрочем, в прошлом играя друг с другом в перетягивание каната, Вашингтон и Москва ограничивались лишь попыткой перехвата инициативы по проведению очередного мирного саммита. Решение предложить Израилю нечто большее, чем простое посредничество может свидетельствовать о том, что на кон поставлен серьезный для российской внешней политики вопрос.

Им вполне может оказаться весьма жесткая позиция Израиля по отношению применения Сирией химического оружия, озвучивая которую официальные лица предпочли не скрывать, что возлагают всю ответственность за случившееся на Б.Асада. Кроме того, как выяснилось, государство оказало Вашингтону посильное содействие в атаке ВМС на авиабазу в Хомсе, одновременно не скрывая, что было заранее осведомлено о планах Белого дома. Для Кремля действия США, к конфликту с которыми в стране за последние годы привыкли, сегодня не так страшны по сравнению с перспективой международной волны осуждения политики Б.Асада, который, получив шанс на восстановление легитимности своей власти, может с легкостью его лишится после выдвижения в его адрес обвинений об убийстве собственных граждан. Учитывая рвение Израиля отойти от «комфортной версии» о том, что Б.Асад лучше, чем хаос, а также ставшее явным для Москвы формирование тесных американо-израильских каналов связи по сирийскому вопросу, российские власти вполне могли «поднять ставки». При этом сдержанная позиция Израиля не вызывает вопросов, поскольку стране не только необходимо четко понять, что хочет Россия взамен, но и спрогнозировать, какое действие или бездействие со стороны США или свое собственное может позволить «присоединить» и Восточный Иерусалим, сделав мечту о единой и неделимой столице реальностью.

[i] [3] Цит. по: Заявление МИД России. 06.04.2017 // МИД России. URL: www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2717182

[ii] [4] Цит. по: Телефонный разговор с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. 06.04.2017 // Kremlin.ru