- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Евросоюз намерен помочь Алжиру решить аграрную проблему

В Алжире усугубляется проблема продовольственной безопасности. Параллельно дальнейшему неуклонному увеличению численности населения (плюс 0.8 – 1.1. млн человек ежегодно) происходит сокращение площади сельскохозяйственных земель и снижение их урожайности.

Всё вместе это оказывает серьезное влияние на дальнейшее удорожание продуктов питания и способствует росту протестных настроений в обществе.

Одной из главных проблем остается засоление и загрязнение почв в условиях интенсивности их использования, применения химикатов и орошения.

Об этом, в частности, открыто заявил министр сельского хозяйства АНДР Абдесселам Шельгум во время своего последнего ежегодного отчета.

По его словам, подчиненному ему министерству за время его работы удалось восстановить около 100000 гектар земель (в том числе с помощью Китая), потерявших свое прежнее сельскохозяйственное назначение.

Однако, согласно его признанию, это отнюдь не решает стоящих перед алжирской сельскохозяйственной отраслью проблем. В том числе потому, что по данным подчиненного Шельгуму Министерства, с момента получения независимости в 1962 году к 2015 году страна потеряла более 282700 гектар земель аграрного назначения.

Эти территории были переданы для реализации различных социальных и инфраструктурных проектов (строительство жилья и «сопутствующих» объектов, включая туристические, дорог, промышленных предприятий и др.).

И это при том, что согласно Шельгуму, «страна не является достаточно развитой в плане наличия сельскохозяйственной земли, которая составляет лишь четыре процента от ее площади или 8.4 млн гектар».

Кроме того, как ожидается, в ближайшие годы Алжир дополнительно лишится десятков тысяч (по другим данным, более ста тысяч гектар) аграрных территорий, которые опять-таки будут переданы для реализации социальных и инфраструктурных проектов увеличивающегося населения АНДР.

Причем остановить или просто минимизировать данный процесс представляется делом крайне сложным, поскольку основной объем нарастающей хозяйственной деятельности в стране приходится на ту самую сравнительно узкую прибрежную полоса на севере страны, где одновременно сконцентрирована основная часть местных жителей и самые плодородные сельскохозяйственные территории.

И, соответственно, дальнейший рост населения будет неизменно приводить к параллельному увеличению нагрузки на аграрные земли и уменьшению их площади.

Одним из способов снизить остроту надвигающегося «земельного голода», согласно Шельгуму, и служит ставка на восстановление сельскохозяйственного статуса истощенных и загрязненных территорий.

В частности, с этой целью его Министерство в последние годы выделило разрешения на рекультивацию 83957 гектар земель, которые в ближайшее время также должны быть введены в эксплуатацию.

Однако для этого ему пришлось затратить свыше 250 млн долларов частным фирмам, главным образом, китайским. И конкуренцию им в этом пытаются составить европейские фирмы.

В этой связи следует остановиться на соответствующих обсуждениях с ЕС, предлагающим Алжиру целый пакет программ для решения «земельного» кризиса.

Согласно официальным заявлениям, целью Евросоюза в данном случае является «способствование активизации сельских территорий, чтобы сделать их привлекательными».

В частности, речь идет о презентованной 10 апреля в Алжире делегацией Европейского Союза новой программы по поддержке развития сельских районов и сельского хозяйства в Алжире в рамках программы Enpard («политической инициативы ЕС, запущенной еще в 2011 году с целью укрепления партнерства со странами-соседями».

Подобные усилия определяются не только желанием извлечь определенную прибыль, но и более стратегическими интересами – не допустить усиления «экспорта излишков людской силы» из АНДР в Европу, поскольку усугубление аграрного кризиса и, как следствие, рост цен на продукты питания будет этому явно способствовать.

И, наконец, здесь можно усмотреть и стремление не допустить здесь укрепления Китая, уже реализовавшего в Алжире целый ряд проектов по рекультивации сельскохозяйственных земель.

Следует заметить, что он официально присоединился к ней еще в 2013 году наряду с Марокко, Египтом, Тунисом, Ливаном и Иорданией и теперь ЕС презентует запуск первых пилотных проектов в Тлемсене, Аяне-Темушене, Сетифе и Лагуате, направленных на «содействие устойчивому поступательному территориальному развитию и модернизации сельскохозяйственного сектора с целью достижения стабильности и социально-экономического прогресса».

С их помощью стороны рассчитывают восстановить заброшенные ранее аграрные территории, мобилизовав для этого имеющиеся денежные ресурсы и направив их на внедрение инноваций, обеспечив занятость местного населения и неуклонное повышение его доходов.

Как рассчитывают инициаторы внедрения данной программы, это, в свою очередь, должно подтолкнуть данные районы в плане общего их развития и диверсификации их «несельскохозяйственных» доходов.

В данном случае речь идет о развитии местного малого и среднего бизнеса, а также туристической отрасли.

Тем не менее, это не означает отказа Алжира от сотрудничества с Китаем. Как известно, АНДР в последние годы стремится разнообразить свои связи во всех областях, чтобы не допустить зависимости от какого-то одного государства.

Что же касается подобных программ, то их реализация вовсе не означает того, что Алжир способен в обозримом будущем решить свою усиливающуюся аграрную и продовольственную проблему.

Во-первых, успешность данных проектов будет неизменно тормозиться печально знаменитой алжирской бюрократией, а во-вторых, эффект от их запуска будет сводиться на нет дальнейшим неуклонным увеличением алжирского населения, сопровождаемым параллельным выводом из обращения все новых земельных площадей.

К тому же существенные затраты на их рекультивацию опять-таки будут компенсироваться в том числе за счет дальнейшего удорожания продуктов.

Этому способствует и нынешняя политика местных властей, которые, чтобы сбить цены на дорожающие продукты, тратят все более скудные денежные резервы на закупку продовольствия за рубежом.

В частности, поэтому Шельгуму пришлось бороться с этим вызовом осуществлением дополнительных и серьезных трат на закупку того же картофеля в Египте, что усиливает стремительное «таяние» алжирских валютных ресурсов, накопленных в «тучные» нефтегазовые годы.

Но эти меры дают лишь временный эффект инеспособны изменить ситуацию в принципе.

Без комплексного решения демографической проблемы все вышеуказанные меры будут обречены на неудачу.