- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: март 2017 г.

15 марта король Марокко Мухаммед VI в очередной раз показал свое место в решении всех дел страны, которое он занимает, одним махом разрешив продолжавшийся 5 месяцев правительственный кризис. В тот день королевский кабинет объявил, что монарх намерен в кратчайшие сроки назначить нового премьер-министра вместо Абдельиллы Бенкирана, не сумевшего сформировать новый кабинет. Такая ситуация впервые сложилась в новейшей истории Марокко.

Как отмечалось в коммюнике дворца, «для того, чтобы преодолеть существующую сейчас застывшую ситуацию, король решил в кратчайшие сроки назначить другую политическую фигуру из состава Партии справедливости и развития (ПСР) на пост главы правительства».

ПСР, генеральным секретарем которой является А.Бенкиран, одержала победу на парламентских выборах 7 октября 2016 г., после чего монарх вновь назначил было его на пост, который он занимал с 2011 г., добившись его на волне «арабской весны». Однако А.Бенкирану не удалось сформировать новую правящую коалицию из-за позиций партий Национальное объединение независимых (НОН) и Народное движение (НД), которые, по всей видимости, получили соответствующий сигнал из дворца. Там крайне нервно отреагировали, в частности, на прозвучавшую из уст несостоявшегося премьера критику российской политики в Сирии при том, что у Рабата и Москвы есть схожие проблемы – Западная Сахара и Крым соответственно.

А.Бенкиран предлагал вернуться к коалиции, существовавшей до октябрьских выборов, однако этой идее воспротивился лидер НОН и обладатель одного из самых больших состояний на африканском континенте Азиз Аханнуш. Похоже, именно ему дворец приготовил роль политика, который будет в дальнейшем противостоять исламистам.

Что касается преемника А.Бенкирана на посту премьера, то марокканские СМИ сразу же назвали имена трех его однопартийцев: Саадэддин аль-Османи, Мустафа Рамид и Азиз Рабах, соответственно – номер 2 в иерархии ПСР, бывший министр юстиции и бывший министр оборудования территории.

Достаточно интересной была реакция А.Бенкирана на его отставку. «Не говорят слово «нет» Его Величеству», — сказал он, дав понять реальное место короля в политической системе Марокко. Одновременно он же сообщил о намерении оставить пост главы ПСР.

17 марта король Мухаммед VI назначил на пост премьера 61-летнего Саадэддина аль-Османи. Психиатр по образованию, уроженец региона Сус, этот политик уже занимал пост генсека ПСР в период с 2004 по 2008 годы. После победы ПСР на парламентских выборах в 2011 г. с января 2012 г. по октябрь 2013 . занимал пост главы МИД Марокко. С 2008 г. занимал пост председателя Национального совета ПСР, являясь таким образом фигурой номер 2 в партийной иерархии.

Как отметил в этой связи марокканский политолог Абдалла Тураби, «выбор С.аль-Османи — самый логичный и самый мудрый». «Он пользуется популярностью в своей партии, его уважают другие политики. Он — фигура консенсуса, он против прямых столкновений, и его стиль отличается от стиля А.Бенкирана», — сказал он.

По оценке политолога Азиза Шахира, С.аль-Османи воплощает в себе «политическую практику, основанную на консенсусе и компромиссах».

В первом заявлении для прессы в новом качестве С.аль-Османи признал, что перед ним стоит «тяжелая задача в этом особом политическом контексте».

В связи с тем, что теперь С.аль-Османи предстояло решать задачу, которую не смог решить А.Бенкиран, а именно — сформировать правящую коалицию, ПСР сразу же предупредила, что если «условия (участия в кабинете), высказанные некоторыми партиями, останутся в силе, будет сложно сформировать правительство, кто бы ни был назначен во главе его».

Но, похоже, все упиралось именно в фигуру А.Бенкирана.

Уже 18 марта ПСР заявила о своей поддержке С.аль-Османи и призвала к скорейшему формированию нового кабинета министров. Как сообщил на состоявшейся в Сале закрытой встрече руководства ПСР новый премьер, монарх при встрече с ним сообщил, что хотел бы «продолжить работать с ними (исламистами)».

21 марта С.аль-Османи приступил к консультациям с возможными участниками новой правительственной коалиции. По данным прессы, монарх дал ему 15 дней на формирование кабинета. Уже 25 марта премьер объявил, что в новое правительство войдут представители шести партий — ПСР, НОН, НД, Партии прогресса и социализма (ППС), Конституционный союз (КС), Социалистический союз народных сил (ССНС). Как заявил С.аль-Османи, распределением министерских портфелей и выработкой правительственной программы займется специальная комиссия. Таким образом, новый премьер пошел на участие в его кабинете ССНС, категорически против чего выступал А.Бенкиран.

В Палате представителей новая коалиция будет пользоваться поддержкой 240 депутатов из 395.

17 марта было объявлено, что марокканские спецслужбы арестовали 15 человек в 10 разных городах королевства по подозрению в связях с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Как отмечалось в коммюнике МВД страны, арестованные намеревались атаковать «ряд чувствительных объектов, места массового досуга, государственные учреждения в нескольких марокканских городах», в том числе в Касабланке, Марракеше и Танжере. Одни из них к моменту ареста уже занялись приобретением материалов, из которых можно изготовить взрывчатые вещества, другие пытались обзавестись огнестрельным оружием с тем, чтобы заняться «ликвидацией видных политиков и военных».

21 марта стало известно, что аэропорт Касабланки и марокканская авиакомпания «Ройял Эр Марок» попали в американский «черный» список компаний и аэропортов, на рейсы которых в США пассажирам запрещено перевозить компьютеры.

В марте никуда не делась напряженность в районе Эль-Хосеймы (Риф). Там в населенном пункте Имзурен 27 марта местные жители атаковали здание местной полиции, причинив ему значительный материальный ущерб. Были сожжены пять полицейских машин. По данным марокканской прессы, в столкновениях десятки полицейских получили ранения. В ответ полиция была вынуждена применить силу и произвести аресты. Выступления населения Эль-Хосеймы начались после того, как из-за действий властей 28 октября 2016 года погиб торговец рыбой вразнос Мохсин Фикри. Первоначально мирные, протесты постепенно политизировались.

Уже 28 марта в отставку был отправлен губернатор провинции Эль-Хосейма Мухаммед Зхар. Как было объявлено, это решение главы МВД должно способствовать «созданию новой атмосферы» в провинции и «ответить ожиданиям жителей в части, касающейся развития региона».

В последние дни марта король Мухаммед VI побывал с визитом в Иордании. Он оказался в Аммане в момент, когда там проходил 28-й саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), однако показательно не принял участия в его работе. На саммите королевство представлял глава МИД Марокко Салахеддин Мезуар. Что касается монарха, то он игнорирует саммиты ЛАГ с 2005 г.

В марте продолжился вяло протекавший, но чреватый большими осложнениями, конфликт между Марокко и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО из-за зоны Гуэргуэрат на границе королевства и Мавритании, находящейся вне «марокканской стены». В первый день месяца было восстановлено автомобильное движение через зону после того, как марокканские силы выполнили «односторонний выход» из зоны. Как утверждали в Рабате, это было сделано по требованию ООН. По данным водителей грузовиков, следовавших через зону, там заметно уменьшилось и присутствие вооруженных сепаратистов, что позволяет предположить, что они также выполняли требование ООН.

Ситуация в зоне стала накаляться с середины августа 2016 года, когда марокканские военные приступили к строительству автодороги протяженностью 4,5 км в ее южной части. Эта автодорога рассматривается Рабатом как важная часть инфраструктуры, связывающей Марокко с африканскими странами южнее Сахары. Со своей стороны сепаратисты стали то и дело отправлять в этот район вооруженные патрули, поскольку они относят его к так называемым «освобожденным территориям». ООН сделала все возможное и невозможное, чтобы не допустить эскалации конфликта, к которой были готовы обе стороны.

5 марта Фронт ПОЛИСАРИО заявил, что его формирования останутся в зоне Гуэргуэрат.

6 марта эмиссар ООН по вопросам Западной Сахары Кристофер Росс подал в отставку после 8 лет безуспешных попыток урегулировать западносахарский конфликт.

20 марта Марокко и китайская компания Haite подписали конвенцию о строительстве в районе Танжера промышленного центра Cite Mohammed VI Tanger Tech, который примет производственные мощности примерно 200 китайских компаний и позволит создать десятки тысяч рабочих мест. Площадь промышленного центра — 2 тысячи га. С марокканской стороны в финансировании проекта будет участвовать банк BMCE. Предполагаемый объем инвестиций — 10 млрд долларов. Строительство центра начнется во второй половине 2017 года и продлится 10 лет. Он станет базой для китайских предприятий, специализирующихся в авто- и самолетостроении, производстве текстильной продукции.

В целом, повторное назначение представителя ПСР на пост премьера отражает стремление дворца не допустить возникновения каких-либо протестных движений в стране, чреватых непредсказуемыми последствиями. При этом очевидно, что представительство ПСР во власти будет не всегда. Подтверждение тому — появление нового политического тяжеловеса в лице главы НОН. Его подъем,  по всей видимости, связан с осознанием дворцом того, что его проект в лице Партии истинность и модернизм — пусть она и заняла второе место на парламентских выборах — по большому счету вряд ли жизнеспособен.