- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 15

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократического союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС». Продолжаем рассмотрение раздела, который называется «Военные связи Отрядов народной самообороны (ОНС)».

Как указывают авторы отчёта, Партия демократического союза (ПДС) и ОНС, используя военное преимущество, достигнутое через альянс с США и режимом Б.Асада, в занятых ими провинциях Хасеке и Ракка, включая Тель Абьяд, приступили к политике принудительного переселения и демографического инжиниринга по отношению к оппозиционным арабам и туркоманам. Сжигание деревень, грабеж, приговоры без суда и следствия, коллективные наказания – все что, признается военным преступлением, используется с целью изменения демографического состава региона и установления над ним полного контроля. Такие  организации, как Amnesty International и Syrian Network for Human Rights опубликовали свои отчеты с использованием спутниковой фотосъемки и серьёзно критиковали позицию США, склонных не замечать военных преступлений, совершаемых ОНС.

Как отмечают авторы документа, США, в свою очередь, с самого начала сирийского кризиса подозрительно отнеслись к сирийской оппозиции и рассматривали ряд групп «проблематичными». Понятно, что они не только не оказали им необходимой военной поддержки, но и пытались активно чинить препятствие тем игрокам, которые данную помощь были готовы оказывать. США предпочли не вступать в борьбу при том, что «красные линии», озвученные лично президентом США Б.Обамой были нарушены неоднократно. Более того, после того, как «Исламское государство» (ИГ – террористическая организация, запрещенная в РФ) заняли Айн-эль-Араб, США создали международную коалицию и начали воздушные бомбардировки не только ИГ в Ираке и в Сирии, но и сирийской оппозиции. До июня 2015 года при лидирующей роли США, коалиция, созданная для борьбы с ИГ, нанесла 1774 воздушных удара, из них 1200 по районам столкновений между ИГ и ОНС. Было атаковано: 943 цели в Айн-эль-Арабе, 244 цели вдоль линии, соединяющей Хасеке и Тель Абьяд. С другой стороны ненанесение ударов по районам столкновений между ИГ и отрядами умеренной оппозиции и также отсутствие усилий по созданию логистических коридоров поддержки, указывают на сознательную избирательность атак со стороны США.

Авторы отчёта считают, что США, в рамках осуществляемой ими борьбы против ИГ предпочли использовать механизированные сухопутные силы сирийского крыла РПК – отряды ОНС. Фундамент этого сотрудничества был заложен ранее в Айн-эль-Арабе, и стала видна цель по установлению контроля ПДС / ОНС над регионом вдоль сирийско-турецкой  границы от Хасеке – Камышлы до Африна.

При массированной поддержке США, ОНС взяли Тель Абьяд и объединили кантоны Джезире – Кобани. Таким образом, 400-километровая приграничная территория оказалась под контролем ОНС. После этих побед, целью ОНС стала 110-километровая линия Джараблус – Аззаз между Африном и Айн-эль-Арабом. Однако, Турция продекларировала свою решительную позицию о том, что она не даст перейти ОНС на запад от Евфрата и начала вооруженную борьбу в этом направлении, что заставило США сделать шаг назад и было достигнута договоренность о совместных действиях с Турцией в этом регионе.

Однако, США не только не продемонстрировали достаточно желания оказать помощь оппозиционным элементам, поддерживаемым Турцией, в вопросе освобождения от ИГ региона, но и предприняли шаги в попытке «замедлить» уже саму Турцию. Что же до ОНС с «Силами демократической Сирии» (СДС, основу которых составляют курды), то после того как они увидели, что не могут пересечь прочерченную Турцией «красную линию» вдоль Евфрата в западном направлении, они пришли в движение южнее. 23 декабря 2015 года они начали операцию по освобождению плотины Тишрин вдоль линии, соединяющей Алеппо и Ракку. Находящаяся на Евфрате плотина, помимо того, что с точки зрения ИГ будучи важным источником энергии, является ещё и транзитным коридором между районами Восточного Алеппо и центрами Ракки. Силы ОНС – СДС, осуществив переброску военных сил вдоль «восточной линии» от Хасеке в Айн-эль-Араб, при массированной воздушной поддержке США, продвинулись в сторону плотины Тишрин и после столкновений к югу от Саррина с силами ИГ заняли этот регион. Как и в случае Тель Абьяда, силы ИГ предпочли отойти, не продемонстрировав серьёзного сопротивления.

При этом на первый план вышла функция плотины Тишрин как важной транзитной точки, связующей Ракку. Плотина Тишрин одновременно находится в непосредственной близости от одного из важнейших поселений Восточного Алеппо – Манбиджа. Кроме того, она ранее использовалась в качестве важного источника энергии: считается, что силы ИГ не только использовали вырабатываемую электроэнергию, но и занимались её торговлей в окрестностях Алеппо, по линиям электропередачи, принадлежащим режиму Б.Асада. С точки зрения баланса сил на севере Сирии, нельзя переоценить важность взятия плотины Тишрин со стороны ОНС – СДС. Этот регион имеет жизненно важное значение с точки зрения возможности перехода ОНС на запад от Евфрата и окончательного объединения других кантонов с Африном.