- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Предвыборная экономическая программа президента Ирана Х.Роухани

Как известно, 19 мая с.г. в Иране пройдут 12-ые президентские выборы с момента образования Исламской Республики Иран. Регистрация кандидатов на этот пост стартовала 11 апреля и продлится до 15 апреля. К 27 апреля после отбора из всех зарегистрированных лиц со стороны Наблюдательного совета штаб по выборам при МВД огласит итоговый список кандидатов. До 17 мая завершится их избирательная компания.

На пост будущего главы кабинета министров зарегистрировалось к 12 апреля 176 кандидатов. Из наиболее влиятельных фигур политического истеблишмента современного ИРИ, это бывший президент страны Махмуд Ахмадинежад и его заместитель — вице-президет Хамид Багаи. При этом М.Ахмадинежад выдвинул себя в кандидаты против рекомендации верховного лидера ИРИ (рахбара) аятоллы Али Хаменеи. Кроме этих известных политиков в списке значится Мирсалим, являющийся председателем Высшего совета Всенародной исламской партии (Хезбе Моталхальке Эслами) и ходжат оль-эслам Э.Раиси, выбранный в прошлом году на почетную должность хранителя шиитской святыни в Мешхеде – гробницы Имама Резы. Многие аналитики считают его выдвиженцем духовного лидера ИРИ А.Хаменеи и самым перспективным кандидатом от консервативных сил. Противостоять этим фундаменталистам предстоит представителю либерального крыла религиозно-политической элиты страны – нынешнему президенту ИРИ ходжат оль-эслам Хасану Роухани. Следуя иранской электоральной традиции – регистрация в последние дни или часы до окончательного срока, он пока не выдвинул себя в число претендентов. Предварительные опросы показывают, что он может стать фаворитом предстоящей избирательной компании. Кроме того, исходя из опыта прошедших 11 выборов в Иране, президенты, как правило, занимают этот пост два срока подряд.

Однако для объективного анализа шансов действующего президента  на победу следует остановиться на результатах его экономической политики за прошедшие 4 года. Оценки работы Х.Роухани в этой сфере сыграют определяющую роль при определении исхода выборов 19 мая, тем более, каких-либо изменений во внешнеполитической доктрине нового кабинета не предвидится. Краеугольным камнем здесь останется  «ядерная сделка» — Совместный комплексный план действий, которая позволила в январе 2016 г. вывести Иран из режима международных санкций и затормозить падение экономики. В ряде областей таких, как нефтяная, химическая и автомобильная промышленность правительство Х.Роухани смогло нарастить производство и увеличить экспорт в т.ч. сельскохозяйственных и не нефтяных товаров. Другим несомненным его достижением стало снижение инфляции, которая за последний год, благодаря планомерным действиям ЦБ ИРИ не превысила 10%.

Однако слабыми местом иранской экономики остается безработица, коррупция, непрозрачность бизнес-среды, финансовых потоков и корпоративного управления, дотации госсектору и бюрократия, отсутствие «честных» правил для бизнеса, в виде, например, двойного курса обмена валюты и т.д. Об этом давно заявляет как иранский частный бизнес, в лице ТПП ИРИ, профсоюзов и гильдий торговцев, так и иностранных инвесторов.

Знаковым стало в этой связи новогоднее послание  аятоллы А.Хаменеи, которое он сделал в первый день Навруза 22 марта в комплексе Имама Резы в Мешхеде. В нем содержалась жесткая критика Х.Роухани и его кабинета. Рахбар  главной проблемой назвал «безработицу среди молодежи, что стало следствием ошибок некоторых руководителей». В стране «имеется 33 млн учащихся и молодых специалистов, которые ищут работу». Программа восстановления малых и средних предприятий осуществляется правительством неэффективно и при чрезмерных затратах (за 1395 г. иранский год на 20 тыс. предприятий потрачено более 15 трлн туманов) По мнению А.Хаменеи, рост экономики сопровождается уменьшением инвестиций в производство, застой наблюдается в горнорудном производстве и строительном секторе. Правительство должно идти навстречу требованиям народа и всемерно развивать национальную экономику, чтобы одолеть безработицу. Несмотря на объективные сложности вызванные падением цен на нефть, правительство не смогло в полной мере использовать 3% от нефтяных доходов получаемые им сверх 20% отчислений в фонд национального развития для увеличения инвестиций. В отношении иранского экспорта рахбар указал на ограниченность его географии несколькими странами, что противоречит «экономике сопротивления». В качестве средства для увеличения инвестиций им была названа срочность принятия судебной властью и Меджлисом законов по их защите и упрощения налогового и предпринимательского законодательства. Засилье иностранных брендов, может привести «к большим социальным, моральным и культурным бедствиям». Для подъема экономики, А.Хаменеи призвал отказаться от импорта товаров, которые могут производиться внутри страны.

После таких «напутствий» рахбара пошла реакция со стороны законодательной и исполнительной власти государства.

Так, комиссия Меджлиса по экономике сразу после новогодних каникул, 30 марта направила А.Хаменеи программу из  следующих пунктов: за 3-4 месяца будут подготовлены изменения в законы о банковской деятельности, налогах в т.ч. НДС (реформа налоговой системы в целом), об аудите, борьбе с контрабандой валюты и товаров, о таможне и гарантиях для инвесторов. Кроме этого будут разработаны рекомендации по преобразованию СЭЗ для исключения риска контрабанды после передачи их из МВД под управление Минэкономики. Образуется комиссия по контролю за разработкой законов по экономике с отчетом каждые 3 месяца.

В свою очередь команда президента Х.Роухани также ответила на критику рахбара. Уже 25 марта первый вице-президент Э.Джахангири, выступая в том же Мешхеде, подчеркнул, что основной задачей на 1396 г. иранский год правительство считает улучшение бизнес-среды для предпринимателей и реформу банковского сектора, а также высвобождение инвестиционного потенциала за счет стимулов для бизнеса, что позволит уменьшить безработицу. Для обеспечения доступными кредитами бизнеса государство в начале 2017 г. предоставило госбанкам 25 трлн туманов на повышение начального капитала и покрыло 14 трлн туманов их долга.

Действующий президент дал старт своей предвыборной компании 27 марта, когда посетил с широко рекламируемым в СМИ визитом Россию и участвовал с президентом РФ В.В.Путиным в церемониях при подписании 16 протоколов и соглашений по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Учитывая, что речь в этих документах шла по давно уже обсуждаемым проектам, в т.ч. в рамках обещанного еще в ноябре 2015 г. президентом России кредита на 2,2 млрд евро, этот визит носил скорее пропагандистский характер, направленный на электорат Ирана, а в рамках стратегии РФ для очередного устрашения Запада, Израиля и решения вопросов сирийского кризиса. Косвенно об этом свидетельствует интервью министра промышленности и торговли  М.Р.Нематзаде, который главным итогом визита назвал готовность президента РФ принять ИРИ в ЕврАзЭС, что даст выход на рынок в 140 млн человек за счет льготного таможенного режима. Опять же это было сказано в контексте решения целевой  программы занятости в Иране. С акцентом на создание рабочих мест с 29 марта президент ИРИ начал компанию по запуску новых производств. Так, в провинции Гилян, он участвовал в открытии 17 проектов, в т.ч. в порту Каспиан СЭЗ Энзели. Затем, выступая в родной провинции Семнан, он подчеркнул, что правительство в отличии от предшествующего кабинета М.Ахмадинежада работало в условиях почти 50% падения цен на нефть и несмотря на это ему удалось создать 0,7 млн рабочих мест. 10 апреля на пресс-конференции Х.Роухани подробно ответил на все вопросы, по которым ведется критика его правительства. В частности по программе «100 дней и 100 шагов», с которой он вышел на прошлых выборах. 12 апреля президент открыл бумажную фабрику и другие объекты в провинции Мазендаран, а 13 мая, согласно министру нефти Б.Зангане, он должен открыть нефтегазовые проекты, на сумму около 20 млрд долларов.

Таким образом, предвыборная интрига в  Иране еще больше закручивается. Заслуги М.Роухани в экономике пока носят промежуточный характер. Неоднозначность его победы в условиях жесткой критики консерваторов, политики президента США Д.Трампа и лавирования между ЕС и Россией негативно влияет на экономику ИРИ. И если действующему президенту позволят выиграть предстоящие выборы ему не избежать проведения в стране структурных преобразований в экономике, которые обозначены в его ответах верховному лидеру страны А.Хаменеи.