- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о пропагандистской работе ИГ

Американские эксперты провели анализ состояния пропагандистской работы «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) за последнее время. Цель данного исследования — проследить динамику затухания пропагандистской составляющей ИГ на фоне последних по времени успешных ликвидаций силами коалиции нескольких фундаментальных лидеров его пиара, и прежде всего Ахмада Абусамра, который был убит в январе с.г. Мы сейчас не будем останавливаться на нюансах предыстории исследования, начатого американскими аналитиками чуть ли не с йеменца А.аль-Авлаки, которого они упорно продолжают ассоциировать с «Аль-Каидой Аравийского полуострова» (АКАП), и одного из основателей печатного издания ИГ журнала «Дабик», который ныне называется «Румайя» (то есть «Рим»), Самира Хана. Из этого переименования американцы делают, кстати, далеко идущие выводы о том, что это было связано с разгромом ИГ «как государственного образования», и смена названия будет означать начало «джихадистского похода» на Европу. Самира Хана они также почему-то считают приверженцем АКАП, хотя он туда никогда не входил. Но если брать по сути, то из вывода следует одна бесспорная вещь – А.аль-Авлаки и С.Хан были одними из основателей англоязычного джихадистского издания, и это было первой такой попыткой, которая, безусловно, была успешной. Распространив свое, условно, вещание на англоязычную аудиторию (в том числе Индию, Пакистан и страны ЕС), исламисты сделали его неким инструментом, через который, собственно, до читателей доводились основные тезисы дальнейшего направления борьбы и определялись цели. Почему для американских исследователей это стало каким-то «ноу-хау», непонятно, поскольку уже давно один выдающийся политик заметил, что «газета — это еще и коллективный организатор». Другой вопрос, что сейчас интернет дал возможность распространять печатные издания фактически молниеносно через все границы и без особых рисков для курьеров и распространителей. «Румайа» является ежемесячным изданием, и по оценке американских экспертов, его последнее седьмое издание является «бледной тенью» того, что было. В этой связи американцы четко делают вывод о том, что уничтожение главных пропагандистов выбивает почву из-под ног джихадистов и снижает градус накала проводимой ими пропаганды. В этой связи они напоминают, что основатель «Дабика» С.Хан был выдающимся публицистом, и после его смерти в 2011 году его сменщик Яхья Ибрагим не смог выдержать эту планку и был вынужден вскорости уйти. При этом американцы как бы нехотя упоминают о том, что у самого С.Хана также не все ладилось поначалу и его блог, в котором он старался вести какую-то исламистскую пропаганду, большого успеха поначалу не нашел. Роль убитого в январе А.Абусамра заключается прежде всего в том, что он создал группу переводов на иностранные языки, что позволило очень оперативно переводить размещаемые материалы на ряд других языков, в том числе и серьезно расширить аудиторию в арабских странах.

Возвращаясь к роли личности в истории, то есть степени талантливости того или иного пропагандиста ИГ или любой иной джихадистской группы, то отметим следующее. Пропаганда исламистских сайтов, если вы их будете иметь возможность прочитать, вообще отличается крайней примитивностью. Разговоры про «талантливых» исламистских ораторов — это в большей части миф. Все дело в том, что реально серьезные ученые-теологи и клерикалы с хорошим уровнем образования в такой аудитории будут непопулярны просто в силу того, что большая часть этой аудитории не имеет зачастую даже среднего образования. И откроем секрет — значительная часть из них еще и не грамотны (в данном случае мы имеем в виду именно арабские мусульманские страны, но не Европу: там хоть умеют читать). Вообще целевая аудитория исламистской пропаганды — это люди с очень узким кругозором и ущемленным национальным самосознанием. И соответственно этому пропаганда строится на ярких цитатах, вырванных из контекста, и постоянном вдалбливании того, что во всем виноваты «христиане и иудеи». В противном случае очень трудно будет объяснить, почему «правоверный народ» живет зачастую в нищете, а неверные — вполне себе ничего. Почему именно они придумали ракеты, автомобили и то оборудование, которым правоверные охотно пользуются в своей жизни, начиная от нефтяных установок и заканчивая современным оружием, которым они, к счастью, очень плохо умеют воевать. Основной посыл такой пропаганды — дать простые рецепты по решению сложных проблем. И еще наметить те цели, которые надо атаковать в том или ином историческом отрезке времени. В силу всего перечисленного печатные органы джихадистской пропаганды априори имеют гораздо меньшую аудиторию, нежели чем аудио-материалы. И успех А.аль-Авлаки с его видео-проповедями и профессионально выстроенных и смонтированных роликов ИГ на первом этапе их расцвета прекрасно это иллюстрируют. В общем-то, не случайно на призывы «Румайа» атаковать цели путем автомобильного или иного вида террора откликаются, прежде всего, европейские исламисты. Сочувствующие в арабском мире очень редко готовы просто так положить жизнь, их основная цель — заработать на женитьбу, а затем на содержание семьи. Именно этим обусловлена вспышка интереса в мусульманском мире к тому же журналу «Дабик» именно в период успехов ИГ, а не раньше. Причина роста популярности — простой интерес к возможности заработать денег в «справедливо» устроенном «государстве», а совсем не талантливость журналистского корпуса джихаддистов (мы сейчас не берем их «фильмы», которые ставили далеко не арабы. В данном случае надо искать европейских консультантов, которых нанял Катар). Истых фанатиков среди сторонников ИГ было мало. Сейчас воочию видно, что такая модель скоро закончит свое сосуществование, а значит и интерес к печатным органам этого несостоявшегося «государства» будет неуклонно падать. Неудачников на Востоке не любят, а посему начнут искать себе нового «денежного» кумира.