- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов возможностей истребителей ВВС Израиля F-35I

Как известно, ВВС Израиля 12 декабря 2016 г. приняли на вооружение первые два малозаметных истребителя пятого поколения F-35I Block 3i Adir («Великий», иврит), которые дислоцированы на авиационной базе (АвБ) «Наватим», расположенной вблизи города Беэр-Шева в Южном военном округе Армии обороны Израиля. В перспективе другие истребители будут дислоцированы на АвБ «Увда», «Хатцерим», «Рамон» и «Рамат Давид».

Впервые пилоты израильской эскадрильи «Золотой Орел» на F-35I нанесли ракетно-бомбовый удар по военным объектам Сирийской Арабской Республики, расположенным к западу от Дамаска, еще 13 января 2017 г. Целями этого и всех последующих воздушных ударов являются отряды «Хизбаллы» которые кроме оказания помощи властям Сирии в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), активно пополняют запасы вооружений и  готовят нападения на военные и гражданские объекты Израиля.

По информации из открытых источников, в ходе первого боевого применения израильские пилоты уничтожили два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1» ВС САР, которые обеспечивали прикрытие объекта и неоднократно успешно перехватывали израильские ракеты и бомбы.

Китайские аналитики отмечают, что истребители ВВС Израиля постарались действовать вне зоны обстрела средств ПВО, дислоцированных на АвБ «Хмеймим». По оценкам израильских военных, реальная дальность обнаружения воздушных целей с площадью отражаемой поверхности 4 кв. м у  радиолокационной станции (РЛС) 91Н6 зенитно-ракетной системы (ЗРС) С-400  не превышает 370 км, однако дальность обнаружения истребителя
F-35I составляет около 60 км.

Кроме того, по мнению китайских аналитиков, израильские военные могут применить малозаметные истребители F-35I в ходе специальных «хирургических» операций против ядерных объектов Исламской Республики Иран (ИРИ). Как известно, ВВС Израиля уже проводили подобные мероприятия в отношении ядерных объектов в Ираке в 1981 г. и сирийского объекта в сентябре 2007 г. В условиях принятия на вооружение подразделениями ПВО ВС ИРИ ЗРС С-300 израильским военным летчикам придется разрабатывать новые тактические приемы.

Китайские специалисты отмечают, что израильские пилоты проходят обучение пилотированию F-35I на АвБ «Люк» ВВС США и отрабатывают перспективные тактические приемы благодаря наличию в США ранних версий ЗРС С-300 и других комплексов советского/российского производства. Перспективная тактика применения F-35I в районах боевого дежурства ЗРС С-300В4 включает:

– полет на малой и сверхмалой высоте с использованием особенностей рельефа местности;

– полет на удалении более 30 км от места расположения РЛС ЗРС С-300В4;

– полеты парами с интервалом 70–160 км;

– использование бортовых комплексов РЭБ для постановки помех;

– применение только оптико-электронных станций при поиске цели.

Перечисленные приемы позволят истребителям F-35I ВВС Израиля оставаться практически невидимыми для РЛС кругового обзора ЗРС С-400 и С-300В4.

Продолжительность стажировки в США составляет один месяц, что позволяет достаточно оперативно подготовить необходимое количество офицеров ВВС Израиля, которые пилотируют истребители F-16.

По данным китайских источников, американская корпорация «Локхид-Мартин» (производитель F-35) поставит в течение 2017 г. 17 истребителей для ВВС Израиля в рамках контракта стоимостью 2,75 млрд долл. США. Средняя стоимость одного истребителя пятого поколения F-35I, предназначенного для ВВС Израиля, составляет 96 млн долл. США. Часть денежных средств направлена на закупку сменно-запасных частей.

Кроме того, израильские военные рассчитывают, что в ситуации когда президент Д.Трамп выторговал у «Локхид-Мартин» снижение стоимости самолета до 80 млн долл. США, Израилю также удастся получить серьезную скидку. По оценкам американских специалистов, ВВС Израиля необходимо принять на вооружение около 75 истребителей F-35I для замены 300 устаревающих F-16I.

Как известно, израильские корпорации IAI, Elbit, совместное предприятие Elbit-Cyclone участвуют в изготовлении частей фюзеляжа F-35 из композитных материалов, которые поставляют для ВВС США и будут поставлять в ВВС других стран. Кроме того, именно израильские конструкторы работают с американскими коллегами над созданием двухместной учебно-боевой модификации истребителя F-35I.

В состав вооружения истребителя F-35I Block 3i входят:

– ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности «Питон-5» (пр-во корпорации «Рафаэль»);

– ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности «Дэрби» (пр-во корпорации «Рафаэль»);

– корректируемая бетонобойная бомба MPR-500 (модификация американской бомбы Мк.82 производства израильской корпорации IMI). По данным американских специалистов, данный боеприпас предназначен для поражения укрепленных объектов и живой силы внутри них. При необходимости бомба может быть оснащена набором типа JDAM для увеличения  дальности пуска. Следует отметить, что размеры внутренних ракетно-бомбовых отсеков серьезно ограничивают боевой потенциал малозаметного истребителя в сравнении с проверенными временем F-16 и F-15 ВВС Израиля.

В перспективе израильские самолеты смогут принимать на борт более современные ракеты «Питон 6», американские ракеты для ведения воздушного боя AIM-120C-7 и AIM-9X Black II. Кроме того, в качестве средства борьбы с наземными целями истребители F-35I будет применять высокоточный управляемый боеприпас SPICE производства израильской корпорации «Рафаэль». В настоящее время созданы боеприпасы весом 100, 250, 1000 и 2000 фунтов, которые оснащены оптико-электронной головной частью наведения и обладают максимальной дальностью пуска 100 км.

Для сравнения: малокалиберные боеприпасы типа SPICE 100 позволяют четырем истребителям F-16I наносить удары по 100 разным целям, поскольку каждый самолет может поднять на внешней подвеске по 16 таких боеприпасов. Благодаря четырехканальной системе наведения бомбы SPICE, включающей модули инерциального, GPS, телевизионного и тепловизионного наведения, гарантировано 100% поражение наземного объекта.

Внимание к израильским F-35I со стороны Китая обусловлено многолетним израильско-китайским военно-техническим сотрудничеством, которое выгодно двум сторонам, невзирая на критические замечания из Вашингтона. Вероятно, китайские специалисты надеются получить от израильских подрядчиков программы F-35 информацию о возможностях бортовой аппаратуры в обмен на финансирование перспективных программ.

Кроме того, китайских конструкторов современных ЗРС интересуют возможности РЛС национального производства по обнаружению малозаметных истребителей пятого поколения. В КНР надеются, что такие страны, как Иран, Сирия, Пакистан в ближайшем будущем начнут приобретать высокопроизводительные станции раннего предупреждения JY-27A и мобильные РЛС с АФАР YLC-8B, которые по заявлениям представителей предприятий ОПК КНР способны обнаруживать и устойчиво сопровождать такие боевые самолеты, как F-22 и F-35 на удалении более 400 км.

Китайским военным обозревателям и аналитикам совершенно понятно, что эффективные удары ВВС Израиля по объектам на территории Сирии в зоне действия РЛС ЗРС С-400 стали возможны благодаря взаимопониманию между Москвой и Иерусалимом.