- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (10-16 апреля 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Турцией и Сирией. В Турции 16 апреля на референдуме по изменениям в конституции минимальное большинство избирателей поддержало превращение страны из парламентской в президентскую республику. Обстановка в Сирии и вокруг этой страны остается очень сложной и напряженной.

На прошедшем 16 апреля конституционном референдуме в Турции избирателям (до 55 млн человек) было предложено вынести вердикт по пакету из 18 поправок в действующий основной закон государства, которые, должны изменить форму правления в стране с парламентской на президентскую, предоставив президенту Р. Т. Эрдогану обширные полномочия. Напомним, что Р. Т. Эрдоган добивается пересмотра президентских полномочий с 2005 г. За изменение турецкой конституции активно выступала правящая Партия справедливости и развития (ПСР). Ее руководство утверждает, что конституционная реформа позволит оптимизировать работу правительства и «поможет ему справляться с требованиями сегодняшней политической обстановки». Реформу также поддерживала ультраконсервативная Партия националистического движения (ПНД). Вместе с тем, предложенные Р. Т. Эрдоганом изменения встретили жесткий отпор со стороны двух оппозиционных партий — Народно-республиканской партии и Партии демократии народов. Последняя отражает интересы турецких курдов. Оппонентами реформы также выступили диссиденты внутри ПНД, правозащитные и продемократические организации. Главный аргумент критиков состоял в том, что предложенные властью изменения в основной закон государства приведут к усилению авторитарного режима, в полной мере проявившего себя во время массовых репрессий после провалившейся попытки переворота в июле 2016 г. Эрдоган, правительство и ПСР вели масштабную пропагандистскую кампанию за конституционную реформу не только в самой Турции, но и в странах, где проживает многочисленная турецкая диаспора (всего порядка 3 млн потенциальных избирателей). Отметим, что одобрение предложенных конституционных поправок на нынешнем референдуме позволит Р. Т. Эрдогану претендовать на два президентских срока подряд, то есть теоретически он сможет сохранить власть до 2029 г. Ближайшие президентские выборы в Турции состоятся в 2019 г., когда в силу вступят изменения в конституцию. По предварительным результатам, 51,23% турецких граждан, принявших участие в голосовании, поддержали предложенную властями конституционную реформу. Явка избирателей оценивается в 86%.

После американского ракетного удара по авиабазе в Сирии, совершенного 7 апреля, обстановка в этой стране и вокруг нее остается очень сложной и напряженной. Удар США по Сирии нарушил международное право, так как был совершен без доказательств применения Дамаском химического оружия (ХО), заявил 11 апреля президент России В. Путин. Он также сообщил, что у России есть информация, что атаки с применением химоружия, наподобие произошедшей в провинции Идлиб, могут готовиться и в других районах САР. Россия 12 апреля наложила вето на предложенную Западом резолюцию Совбеза ООН по предполагаемой химатаке в Сирии. Было заявлено, что наша страна не поддержит новые попытки принять в СБ ООН резолюцию с голословным осуждением правительства Сирии без расследования инцидента в Хан-Шейхуне. Одновременно Москва поддержала инициативу Дамаска о направлении в Сирию миссии Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) для расследования инцидента в Хан-Шейхуне.

Миссии по установлению фактов ОЗХО потребуется 2-3 недели на завершение работы в рамках расследования инцидента с возможным использованием ХО в Хан-Шейхун, сообщил 13 апреля гендиректор организации А. Узюмджю. В МИД России заявили, что считают выводы, которые уже сформулировала миссия ОЗХО «политически мотивированными, предвзятыми и, как минимум, требующими уточнения». Глава МИД РФ С. Лавров заявил: «Россия задается вопросом, почему представители ОЗХО не выезжают на территории, подконтрольные оппозиции, для расследования инцидентов в Сирии». Россия «будет настаивать не только в ОЗХО, но и в ООН на срочном направлении инспекторов в Сирию», расследование инцидента должно быть транспарентным, а не «дистанционной работой экспертов ОЗХО».

В Москве особо подчеркивают, что «на фоне развязанной на Западе истерии принципиально важно не поддаться на провокации и не позволить поломать усилия в рамках процесса Астаны и в рамках женевского процесса».

12 апреля Москву посетил госсекретарь США Р. Тиллерсон. Сирийская проблема была главной на его переговорах с В. Путиным и С. Лавровым. Обсуждались инцидент в Хан-Шейхуне и ракетный удар США по САР. По итогам встречи в МИД РФ заявили, что у «России и США есть общий интерес к достижению политического урегулирования сирийского кризиса». Президент Путин подтвердил готовность возобновить Меморандум по предотвращению инцидентов в небе над Сирией. Также было отмечено, что «Россия не делает ставку в Сирии ни на Асада, ни на кого-либо еще», а «затягивание расследования инцидента в Идлибе будет означать незаинтересованность ОЗХО в истине». В то же время Тиллерсон оказался не готов принять предложение РФ выступить с совместной инициативой по созданию специальной группы для расследования инцидента в Хан-Шейхуне, которая включала бы представителей ОЗХО, экспертов РФ, США и стран региона. Со стороны США было отмечено, что возможное применение ХО в Сирии остается темой, по которой позиции двух стран расходятся. Тиллерсон вновь заявил, что президент САР Б. Асад должен уйти с политической арены. «Ни США, ни мировое сообщество не примут ситуации, при которой Асад останется у власти. Москва должна понять такую позицию Вашингтона». Было заявлено, что у Вашингтона нет фактов, подтверждающих помощь Москвы Асаду в подготовке и проведении химатаки в провинции Идлиб, но «у США есть доказательства того, что Асад ответственен за применение химического оружия». Россия и США подчеркнули, что выступают за объединенную и стабильную Сирию, в которой террористы не смогут найти убежище. По словам Лаврова, на встрече с Тиллерсоном удалось прийти к общему пониманию того, что ракетные удары по Сирии не должны повториться.

Ранее, 11 апреля главы МИД стран «семерки» на встрече в Риме подтвердили, что решение кризиса в Сирии может быть только политическим, отметив при этом, что Россия обладает потенциалом для того, чтобы помочь в поиске решения сирийского кризиса и восстановлении стабильности в стране, как и в борьбе с терроризмом. Москву вновь призвали «использовать свое влияние на режим (Асада), чтобы конфликту был положен конец». При этом США и Запад считают, что Россия «должна сделать выбор между солидарностью с демократическими странами Запада и поддержкой Асада».

Вашингтон не намерен значительно расширять свое участие в сирийском конфликте, заявил президент США Д. Трамп. При этом Вашингтон не  будет требовать отстранения от власти Асада в качестве обязательного условия для мирного урегулирования в Сирии. «Но я думаю, что это случится на определенном этапе», отметил Трамп.

В Москве 13 апреля прошла встреча глав МИД РФ и САР С. Лаврова и В. Муаллема, обсудивших военно-политическую ситуацию в Сирии «в контексте ракетного удара США в САР. С. Лавров подтвердил неизменную поддержку Россией «суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирии». 14 апреля в Москве состоялись переговоры руководителей внешнеполитических ведомств России, Сирии и Ирана. По их итогам было заявлено, что три страны настаивают на том, что США должны уважать суверенитет Сирии. Москва, Дамаск и Тегеран продолжат сообща бороться с терроризмом в САР и настаивают «на непредвзятом и объективном расследовании» применения ХО в сирийской провинции Идлиб.

Президенты России и Турции В. Путин и Р. Т. Эрдоган в ходе состоявшегося 13 апреля телефонного разговора «выразили обоюдный настрой на продолжение совместной работы по укреплению перемирия в Сирии, высказались за скорейшее проведение объективного и тщательного международного расследования» инцидента с ХО в сирийском Хан-Шейхуне.

15 апреля в Москве прошла встреча глав МИД России и Катара С. Лаврова и М. Аль Тани. Стороны заявили, что, несмотря на имеющиеся противоречия «в том, как добиться стабильности в Сирии», у РФ и Катара общая позиция о необходимости полного прекращения огня между правительством и оппозицией в САР.

На минувшей неделе проходила эвакуация населения и бойцов из четырех осажденных сирийских городов. Договоренность об этом была достигнута при участии Ирана и Катара. Боевики оппозиции и члены их семей уходили из Мадая и Забадани в провинции Дамаск, а население покидало города Фуа и Кафрая в провинции Идлиб. 15 апреля в результате теракта, совершенного боевиком-смертником вблизи Алеппо в районе, контролируемом боевиками, погибли 112 и получили ранения до 200 человек из числа эвакуируемых. Тем не менее, эвакуация людей из Фуа и Кафрая была продолжена.

Отряды преимущественно курдских Сил демократической Сирии при интенсивной поддержке авиации западной коалиции во главе США 15 апреля приступили к штурму города Табка на северо-востоке Сирии, который находится в руках боевиков ИГ. Сирийская правительственная армия вела бои с боевиками экстремистских и террористических группировок в провинциях Хама, Хомс, Алеппо, Дамаск, и Дейр эз-Зор

14 апреля в Москве прошли консультации по Афганистану. В них приняли участие представители Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Пакистана, России, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. США отказались прислать своих представителей. «Участники консультаций, обозначив поддержку усилий Кабула и общественно-политических сил страны по установлению мира, подтвердили готовность оказывать им в этом всемерное содействие». К руководству талибов был обращен призыв отказаться от линии на силовое решение внутриафганского конфликта в пользу налаживания прямого диалога с кабульским правительством. «Стороны приветствовали предложение России предоставить площадку для межафганских переговоров». В афганском МИД е заявили, что Афганистан намерен пригласить на следующий раунд региональных консультаций, который пройдет в Кабуле, представителей США и ЕС, наряду с участниками дискуссий в Москве. В то же время Кабул пока не считает нужным привлекать представителей талибов к этим консультациям. Переговоры между правительством и представителями различных политических сил Афганистана следует проводить внутри самой страны, считают в Кабуле.

13 апреля Пентагон подтвердил, что впервые применил в Афганистане сверхмощную фугасную авиационную бомбу, которая была сброшена с самолета, чтобы уничтожить тоннели и пещеры, используемые боевиками ИГ. Масса бомбы превышает 9,5 тонн. Боеприпас был сброшен в провинции Нагархар недалеко от пакистанской границы. Власти Афганистана сообщили о гибели примерно 90 боевиков. Джихадисты людские потери отрицают.

11 апреля Евросоюз принял решение продлить на год санкции в отношении Ирана, введенные в 2011г. в связи с нарушениями прав человека, допущенными, по утверждению ЕС, властями этой страны. В этот же день главы МИД стран «семерки» выступили в поддержку соглашения по иранской ядерной программе, отметив, что «его полное выполнения необходимо для восстановления доверия в отношении того, что ядерная программа Ирана носит исключительно мирный характер».

После крупных терактов, совершенных в Египте 9 апреля, правительство страны ввело 10 апреля в стране режим чрезвычайного положения сроком на три месяца.

Председатель Совета Федерации России В. Матвиенко в ходе своего официального визита в Эр-Рияд встретилась 16 апреля с королем Саудовской Аравии Сальманом. Король на встрече с Матвиенко высказался за дальнейшее развитие отношений с РФ по всем направлениям. Матвиенко и саудовский монарх заявили о необходимости совместной борьбы с международным терроризмом.

 

 

Приложение

 

 

О военном сотрудничестве между Ираком и США

 

 

Военное и военно-техническое сотрудничество занимает одно из ведущих мест в отношениях между США и Ираком. Со времени свержения в 2003г. режима С. Хусейна и до настоящего времени за Соединенными Штатами сохраняется решающая роль в деле, обучения и технического оснащения иракских вооруженных сил и в других вопросах военного строительства. Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади на встрече с президентом США Д. Трампом в Вашингтоне в марте 2017 г. заявил: «Сотрудничество с США было выбором иракцев». По мнению аль-Абади, его стране необходима американская помощь главным образом в деле подготовки войск, логистической поддержке и разведке. Как неоднократно подчеркивали эксперты, Ирак строит свои вооруженные силы во многом по американской и натовской модели, а «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика».

К основным направлениям американо-иракского военного сотрудничества следует отнести: совместное проведение войсковых и специальных операций против боевиков и террористов, оказание армии и силам безопасности Ирака огневой (преимущественно силами авиации), информационно-разведывательной и логистической поддержки при проведении ими операций против боевиков, а также помощи в планировании и подготовке таких операций; тыловое и материально-техническое обеспечение повседневной деятельности иракских ВС; содействие в обучении войск и штабов, в подготовке военных кадров различного уровня; поставки Ираку вооружения, военной техники и снаряжения, в строительстве различных военных объектов. Регулярные контакты поддерживаются между иракским военно-политическим руководством и высшими американскими военачальниками, которые часто посещают Ирак.

В феврале 2017 г. глава Пентагона Дж. Мэттис заявил, что США рассчитывают на долгосрочное сотрудничество с Ираком и продолжат оказывать властям этой страны помощь в период после уничтожения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Однако при этом в Вашингтоне придерживаются мнения о том, что главную роль «в вопросе возвращения под контроль правительства Ирака тех частей страны, которые контролируются ИГ, должны играть сами иракцы».

В 2014г. США инициировали создание международной антитеррористической коалиции для борьбы с ИГ и с августа этого же года начали операцию «Непоколебимая решимость» (Inherent Resolve) против джихадистов в Ираке, а затем в Сирии. Штаб сил коалиции находится в Багдаде и координирует свои действия с командованием ВС Ирака. В частности, при содействии американских военных был разработан план операции по освобождению Мосула от боевиков ИГ. Авиация стран коалиции (преимущественно американская, а также Великобритании, Франции и ряда других стран) ежедневно наносит ракетно-бомбовые удары по различным объектам джихадистов. Командование ВС Ирака заявляет, что все эти удары проходят предварительное согласование с властями в Багдаде. Авиаудары союзников оказывают заметную помощь иракским правительственным силам в боевых действиях против террористов.

В настоящее время в Ираке находятся примерно 5,2 тыс. американских военнослужащих. Большинство из них выполняет миссию инструкторов и советников. Спецназ ВС США принимает непосредственное участие в боевых действиях против джихадистов. Х. аль-Абади заявил 16 марта, что Ирак желает сокращения американского военного присутствия в стране после окончания операции по освобождению города Мосул от боевиков ИГ, однако не против того, чтобы часть военных США осталась для обучения местных военных и сил безопасности.

Американское политическое и военное руководство уделяет пристальное внимание вопросам обучения иракских военнослужащих, сотрудников других силовых структур и намерено всемерно наращивать эту деятельность с целью ускорения процесса повышения боеспособности и эффективности армии и сил МВД Ирака. Советники и инструкторы из США не только готовят иракцев по чисто военным и техническим предметам, но и пытаются привить им такие понятия как лояльность гражданскому правительству страны, которая должна для военнослужащего значить больше, чем лояльность своему племени или клану. Также большое значение придается привитию иракским военнослужащим верности союзническим отношениям с США. Для подготовки иракских военных американцы создали на территории страны несколько крупных учебных центров. Отдельные группы иракских военнослужащих направляются на учебу в Соединенные Штаты. Только в 2015г. американские инструкторы подготовили более 17,5 тыс. иракских военнослужащих и 2 тыс. полицейских. США и их союзники по НАТО с января 2017г. расширили программу подготовки сил безопасности Ирака для борьбы с «Исламским государством».

США уверенно занимают первое место в поставках продукции военного назначения Ираку. Как сообщили 22 марта в Госдепартаменте, американцы поставили в Ирак с 2005г. различные виды вооружения и военной техники на общую сумму свыше 22 млрд долларов. Львиную долю этих поставок оплатили за счет «собственных национальных средств» власти в Багдаде. Речь идет о передаче продукции военного назначения непосредственно между правительствами двух стран. В частности, это — продажа Ираку 36 тактических истребителей F-16 (к настоящему времени поставлено 20 самолетов) и боеприпасов к ним, включая ракеты «воздух-воздух» AIM-9M «Сайдунйдер» и ракеты «воздух-земля» AGM-65 «Маверик», 141 танк М1А1 «Абрамс», 24 вертолета IA407 и 9 военно-транспортных самолетов С-130. В январе 2016г. США одобрили поставку оружия в Ирак еще на сумму 2 млрд долларов. Так, американцы осуществят поставку бомб и ракет с лазерным и спутниковым наведением для иракских ВВС. Кроме того, Ираку Пентагоном передаются излишки оружия и военной техники на безвозмездной основе. По свидетельству Госдепа, речь, в частности, идет о вертолетах OH-58 и 300 крупногабаритных бронемашинах с усиленной противоминной защитой.

Как сообщил глава Центрального командования ВС США генерал Дж. Войтел, в ходе начавшейся 17 октября 2016г. операции по освобождению Мосула от боевиков ИГ, в Ирак были дополнительно переброшены партии тяжелых бульдозеров, минных тралов, топливозаправщиков и других тяжелых транспортных средств. Это было сделано в связи с тем, что характер действий «по продвижению вглубь городской застройки диктует необходимость тщательной инженерной подготовки и обеспечения действия войск».

Помимо ВС Ирака США оказывают военную помощь курдским силам пешмерга, подчиняющимся властям Иракского Курдистана. В июле 2016г. министерство пешмерга иракской курдской автономии и министерство обороны США подписали меморандум о взаимопонимании. Документ представляет собой комплексный план помощи силам пешмерга, в том числе в виде поставок «тяжелого и стандартного оружия», проведения военных учений и других видов поддержки курдских войск в войне против ИГ. «Соглашение состоит из двух частей: первая посвящена финансовому вкладу США в силы пешмерга; а вторая часть представляет собой военный протокол между США и курдским региональным правительством». Кроме того, «соглашение охватывает сотрудничество и координацию между сторонами для освобождения Мосула и других регионов, захваченных ИГ». В американском военном ведомстве сообщили, что силам пешмерга будет предоставлена дополнительная помощь в размере 415 млн долларов. При этом было заявлено, что США не поставляют напрямую оружие курдским формированиям в Ираке, а делают это через центральное правительство в Багдаде.

В целом же, несмотря на громадные усилия и затраченные многомиллиардные средства, Соединенные Штаты так и не смогли создать в Ираке боеспособные вооруженные силы (за исключением отдельных элитных подразделений спецназа), способные самостоятельно и эффективно противостоять боевикам «Исламского государства». По оценке военных специалистов, нынешняя иракская армии, «в отличие от армии Саддама Хусейна – армии индустриального типа, создана американцами как военно-полицейская сила. Такая армия может успешно давить выступления населения, но не может противостоять мотивированным и имеющим боевой опыт боевикам. Не удивительно, что правительственные войска потерпели в 2014 году тяжелые поражения от джихадистов», а в настоящее время бои за Мосул вновь со всей очевидностью демонстрируют «всю слабость подготовленной США по их модели армии».

В заключение отметим, что далеко не все в Ираке поддерживают курс на тесное военное сотрудничество с США. Так, жестким противником американского военного присутствия в стране является влиятельный шиитский лидер М. ас-Садр. Аналогичной линии придерживаются и руководители шиитских ополченческих формирований, ориентирующихся на Иран.