- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иракские курды накануне парламентских выборов

Курдские автономисты собираются принять самое активное участие в парламентских выборах, назначенных на 30 января 2005 г. Свои задачи они видят в том, чтобы отстаивать принцип федеративного демократического устройства будущего Ирака, способного гарантировать права курдов. В связи с этим курды будут стремиться получить гарантии своего права на автономию и требовать включения специальной статьи в постоянную конституцию страны. Поэтому автономисты борются за то, чтобы получить большинство в будущем иракском парламенте.

Сначала курды хотели солидаризоваться с суннитами, также как и курды составляющими 20% населения, и, в связи с этим, отсрочить выборы. В свою очередь сунниты собирались заручиться поддержкой двух курдских партий и также выступали за бойкот выборов, поскольку перспективы приобретения ими большинства в парламенте представляются незначительными. Уже через сутки курды изменили свое решение в пользу участия, потому что,очевидно, шииты, имеющие наилучшие шансы в победе на выборах, не примут никакой отсрочки. Свой отказ от союза с суннитами курды аргументировали тем, что суннитские лидеры, ранее не одобряли предоставление курдам широкой автономии и теперь они могут призвать своих последователей бойкотировать выборы.

После того, как шииты оформили свой список, основные курдские политические партии Иракского Курдистана — Демократическая партия Курдистана (ДПК), возглавляемая М.Барзани, и Патриотический Союз Курдистана (ПСК), руководимый Дж.Талабани, разработали единый список кандидатов, как для общих парламентских выборов, так и для выборов в Курдский парламент.

30 января 2005г. иракцы должны избрать 275 членов парламента, а курды будут избирать 111 членов в Курдский парламент. С целью получения наибольшего количества мест курдские лидеры призвали все курдское население прийти на выборы, чтобы не потерять ни одного голоса. Кроме того, курдские лидеры намереваются занять ключевые позиции в иракском парламенте и одновременно укреплять основы курдской автономии в Иракском Курдистане. Они рассчитывают на то, что в будущем парламенте курдский блок, в который войдут также представители Исламского Движения Курдистана ( но не других 2 курдских мусульманских партий) будет наиболее весомым. Они отказались от внесения в свой список представителей арабских партий, поскольку арабы не поддерживают усилия курдов для достижения широкой автономии. Но этот список включает некоторых представителей ассирийского и туркменского происхождения, не входящих в Туркменский фронт.

В результате представленные курдами 18 избирательных листов полностью были одобрены избирательной комиссией.

Вместе с тем, курды требуют выполнения ст.58 Временной конституции Ирака, принятой в марте 2004 г., согласно которой правительство обязуется принять меры для исправления ошибок демографической политики прежнего режима в ряде районов страны, включая Киркук. Выполнение статьи 58 Временной конституции Ирака связано с ликвидацией последствий политики арабизации Киркука. В связи с чем 200 тыс. жителей арабского происхождения, переселенные туда режимом С.Хусейна в 1980 г., должны покинуть свои жилища, а на их место вернуться курды, которые в то время проживали в Киркуке, которым полагается выплата соответствующей компенсации, поскольку окрестные курдские деревни были разрушены. Этот процесс должен также сопровождаться восстановлением прежних административных границ, согласно которым Киркук будет включен в состав автономного Иракского Курдистана на том основании, что большинство населения Киркука составляют курды и прежде этот район входил в курдскую автономию.

Хотя достоверной статистики относительно населения Киркука не существует, курды, арабы и туркмены составляют около 800 тыс. человек. Примерно такое же количество проживает в окрестных деревнях, являющихся частью провинции Киркук. По оценкам западных анонимных экспертов, сделанных летом 2004 г., курды составляют большую часть населения, чем арабы и туркмены вместе взятые. При этом за последние полгода курдское население Киркука заметно возросло. Это связано с тем, что в Киркук из северных районов страны стекаются курдские крестьяне, якобы жившие ранее в этом районе, рассчитывающие на улучшение своего материального положения. Согласно одним источникам, прибывающие курды насчитывают 30 тыс. человек, а по другим — 200 тыс. Новоприбывшие курды размещаются в окрестных деревнях, на стадионах, сооружают себе жилища вдоль шоссе, а также в районе старого города и кладбища. Все они требуют поддержки правительства.

Демографическая проблема имеет определенную связь с решением вопроса о выборах в местные муниципальные органы Киркука, а также более важного вопроса контроля его нефтяных полей и сельскохозяйственных угодий.

В настоящее время коренные киркукские арабы и туркмены имеют своих представителей в местных органах управления, образованных американцами. Стремясь добиться превалирования численности курдского населения в Киркуке, курдские лидеры высказывались за то, чтобы отодвинуть выборы в муниципальные органы и провести их не в декабре 2004 г., а в январе 2005 г. вместе с выборами в иракский парламент. Пока не решена проблема Киркука вопрос о дате проведения парламентских выборов как бы повисает в воздухе.

М.Барзани ультимативно заявил, что если до выборов курдам не дадут возможность восстановить свое этническое большинство в Киркуке, то он будет вынужден пересмотреть свою позицию и курды пойдут на бойкот выборов. Естественно, что без участия курдов выборы будут признаны нелегитимными. Он подчеркнул, что курды будут защищать права своего народа. Причем курды будут голосовать только за национальных кандидатов как на муниципальных выборах Киркука, так и в парламент страны. М.Барзани отметил, что курды будут рисковать и поставят на карту все, чего они добились в Курдистане для того, чтобы не допустить арабизации Киркука.

Находящийся в 60 милях от Эрбиля Киркук, курды считают “сердцем курдской национальной идентичности”. Здесь отмечалось доминирование курдского населения до того, как саддамовский режим национализировал нефтяные поля и сельскохозяйственные угодья. Против того, чтобы Киркук был возвращен курдам, выступают туркмены, арабы и Турция, поскольку демографическая проблема Киркука сопряжена с борьбой за контроль над нефтью, инфраструктурой и пр. Поэтому в Киркуке усиливается межэтническая напряженность.

Хотя туркмены от Туркменского фронта и имеют своих представителей в нынешнем муниципальном совете Киркука, численность туркменского населения региона уступает курдскому. Туркмены также проводят аналогичный курдам курс на возвращение туркмен в Киркук из других районов Ирака, но их число меньше, чем десятки или сотни тысяч возвращающихся в Киркук курдов. По мнению наблюдателей, сюда стекаются даже курды ранее не проживавшие в Киркуке. Их количество летом было значительно выше, чем с начала сентября, когда начался учебный год в школах и курды были вынуждены по этой причине вернуться к местам своего постоянного проживания. Туркменский фронт, поддерживаемый Анкарой, придерживается мнения о своевременном проведении парламентских выборов в январе, не дожидаясь того, как курды завершат свою программу переселения в Киркук и его пригороды. Кроме того, туркмены выступают против того, чтобы курды заполняли Киркук лицами курдского происхождения, ранее не проживавшими там, поскольку предоставление им жилья будет незаконным. Они также опасаются того, что сами насильственно будут выселены из своих домов.

Турция четко высказалась против каких-либо изменений в демографической ситуации в Киркуке.

Местные арабы опасаются того, что переселение курдов негативно скажется на судьбе 200 тыс. киркукских арабов, которые окажутся без жилья и средств существования. Кроме того, вряд ли все из них согласятся покинуть город, и не понятно, что будет с теми, кто откажется выехать. Несмотря на то, что проблема этнического баланса остается предметом острых дискуссий между курдами, туркменами и арабами, последние согласились на перенос муниципальных выборов на январь 2005 г. Это играет на руку курдам, которые хотят к концу декабря 2004 г. завершить доминирование курдского населения в Киркуке и таким образом выиграть муниципальные выборы в провинции. Это нацелено на осуществление главной задачи курдов — получить контроль над нефтяными ресурсами Киркука. В противном случае курды намереваются отказаться от голосования за постоянную конституцию, которую должен будет принять новоизбранный парламент.

Иракское правительство пока не предприняло никаких мер для урегулирования ситуации вокруг Киркука. В то же время американское военное командование в лице своего представителя полковника Л.Майлса отстранилось от этого вопроса, как и от вмешательства в процесс парламентских выборов. Эти проблемы поднял М.Барзани в беседе с Майлсом, который заметил, что все решения по выборам принимает внутреннее правительство в Багдаде. США и военное командование, сказал Майлс, не могут повлиять на выборы. Но Барзани отклонил это заявление, подчеркнув, что в последней войне курды являлись главными поставщиками разведовательных данных на местности, они сохраняют лояльность США и рассчитывают на продолжение сотрудничества с Соединенными Штатами. Но Майлс заявил, что войска будут тренировать батальоны Иракской национальной гвардии и полицию Киркука для обеспечения безопасности избирательных участков.

Отстраняясь от влияния на выборы, американцы как бы поощряют обострение ситуации вокруг Киркука. Соединенные Штаты проводят в отношении курдов ставшую традиционной для них политику двойных стандартов: они использовали помощь курдов в период вторжения в Ирак, обещая осуществить все запросы курдов, гарантировать им право национальной автономии. Однако, когда дело дошло до конкретного воплощения обещаний, Дж.Буш и его администрация, как известно, отклонили вопрос о реализации законного права курдов о предоставлении Иракскому Курдистана статуса широкой автономии. Американцы посчитали, что иракским курдам достаточно обладать статусом ограниченной автономии. Тем самым американцы подтвердили двойственность своего отношения к курдам.

Многие аналитики, включая и американские официальные круги, полагают, что курдская политика доминирования в районе Киркука чревата развязыванием этнической войны, поскольку местные арабы отказываются от каких-либо компромиссов с вновь прибывшими курдами. Нельзя также исключать и возобновления соперничества основных курдских политических партий в процессе борьбы за Киркук. Известно, что в 1994-1999 гг. между ними имели место вооруженные столкновения, унесшие около 3 тыс. жизней.

Осознавая сложность разрешения проблемы Киркука, курдские лидеры пытаются заручиться поддержкой Организации Объединенных Наций. Так, Дж.Талабани обсуждал этот вопрос с Ашрафом Джахангиром Гази, представителем генерального секретаря ООН К.Аннана в Ираке. При этом Талабани настаивал на поддержке выполнения ст.58 Временной конституции Ирака в отношении Киркука. Гази ответил, что проблема Киркука должна быть решена в соответствии с положениями Временной конституции и ООН готова оказать помощь в поисках решения этой проблемы.

Текст требований курдов был передан в ООН. Поскольку рассмотрение этого документа, создание плана урегулирования проблемы Киркука и его практическая реализация требует времени, то возникает необходимость отсрочки выборов в иракский парламент для создания благоприятных условий ведения политических процессов в стране.

Представляется, что сохранение напряженности вокруг Киркука создает условия для обострения ситуации в северном Ираке. Нельзя исключать того, что в разгар конфронтации Соединенные Штаты усилят свою “миротворческую” деятельность в Киркуке для разведения сторон и поставят регион под свой контроль. Тем самым Иракский Курдистан, где сохраняется спокойная обстановка, может быть включен в зону нестабильности, поскольку там может усилится активность исламских экстремистов. При этом следует иметь ввиду, что ситуация в Ираке в целом еще пока далека от стабильности: там, как известно, продолжаются террористические акты, похищения людей, казни представителей благотворительных организаций и иностранных журналистов; поджигаются скважины, разрушается инфраструктура и пр. Сверх этого американцам пока не удается обеспечить даже выполнения уже существующего законодательства, в частности, соответствующей статьи Временной конституции страны, в чем весьма заинтересованы курды. Вряд ли все эти проблемы возможно решить в условиях оккупационного режима.

Тем не менее, американцы рассчитывают на успех проведения выборов в иракский парламент в срок, а именно 30 января 2005 г. Складывается впечатление, что ставя свои цели превыше всего, американская администрация сознательно саботирует проблему создания благоприятных условий для проведения выборов, тем самым ставя под удар судьбу и многомиллионного курдского народа Ирака.