- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политическая интеграция национальных меньшинств в Израиле

Согласно данным ЦСБ Израиля за 2012 год, в Государстве Израиль проживали 1 623 000 арабов, которые составляли 20,3 % от всего населения страны. 291 000 из них были жителями Восточного Иерусалима и Голанских высот, которые имеют не израильское гражданство, а статус «постоянных жителей» Израиля (этот статус гарантирует все социальные права израильского гражданина, но не позволяет участвовать в выборах в Кнессет). Арабский язык имеет в Израиле статус второго государственного. В стране существует полноценная система образования на арабском языке — от детских садиков до колледжей, электронные и печатные СМИ, театры и так далее. Он используется в документации, в дорожных указателях и в других сферах.

Подавляющее большинство израильских арабов проживают в отдельных арабских населенных пунктах. Делопроизводство в соответствующих местных советах ведется по-арабски. Крупнейшим арабским населенным пунктом Израиля является город Назарет. Кроме этого, шесть городов Израиля официально считаются смешанными, еврейско-арабскими городами. Это Иерусалим, Хайфа, Яффа (подчинена городскому муниципалитету Тель-Авива), Акко, Лод и Рамле. В этих городах арабам гарантированна система образовательных и административных услуг на арабском языке.

Арабское меньшинство в Израиле является неоднородным в религиозном отношении. 83 % от упомянутого числа составляли мусульмане, 8,5 % — христиане, а 8,3 % — друзы.  Религиозная принадлежность играет огромную роль в жизни граждан и постоянных жителей Израиля, включая арабское меньшинство, независимо от степени религиозности конкретного человека. В стране существуют в качестве юридических лиц религиозные «признанные общины», которые занимаются регистрацией актов гражданского состояния граждан, принадлежащих к ним, на основании собственных религиозных законов. Каждый гражданин (если он официально не изменил вероисповедания) причисляется к той же религиозной общине, что и его родители.

Мусульмане, христиане и друзы практически никогда не вступают в браки между собой, будучи замкнутыми эндогамными группами. Они заметно различаются обычаями и культурными ориентациями и предпочитают селиться в раздельных кварталах или даже в отдельных селах. Заметная разница существует и в политических предпочтениях и идентичности мусульман, христиан и друзов, и, соответственно, в степени их интеграции в израильское общество.

         Друзы

Израильские друзы по своей идентичности далеко отошли от арабов. Подавляющее большинство из них вообще не считают себя арабами, хотя они и говорят по-арабски. Друзы являются последователями особой монотеистической религии, которая возникла в VIII веке. Они не допускают смешанных браков и не принимают прозелитов. До того, как Израиль стал независимым государством, друзы формально считались частью мусульманской общины, однако израильские власти предоставили им статус отдельной «признанной общины». Важнейшим культовым центром друзов являтся расположенная неподалеку от Тверии гробница Наби-Шуэйб, которая приписывается друзской традицией тестю Моисея, Иофору, которого они считают основоположником своей религии.

Друзы проживают на севере Израиля — в Галилее и на Голанских высотах. Местные советы, в которых численно преобладают друзы, — Эйн эль-Асад, Далият эль-Кармель, Хурфейш, Кисра-Смеа, Джулис, Янух-Джат, Саджур, Буката, Масада, Ярка, Эйн-Киния, Бейт-Джан, Мадждаль-Шамс, Усефия, Пкиин (Букеа) и Маар — объединены в отдельный Комитет друзских местных советов (официально он называется «Комитет друзских и черкесских местных советов», поскольку в его состав входит и один черкесский местный совет — Кфар-Кама).

Большинство друзов сохраняло нейтралитет во время войны Израиля за независимость, но небольшая их часть поддерживала евреев и участвовала в боях на их стороне. Сначала они призывалась в Армию обороны Израиля только в качестве добровольцев, однако с 1957 года друзские мужчины призываются на службу в обязательном порядке наравне с евреями. Сначала друзы служили в основном в специальном пехотном батальоне «Херев», который неофициально именуется «друзским батальоном», но со временем они успешно интегрировались во все армейские части. В 2015 году начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник Гади Айзенкот принял решение превратить батальон «Херев» в подразделение резервистов, а всех друзских солдат-срочников интегрировать в обычные подразделения. Многие друзы в Израиле выбирают для себя карьеру кадровых военных.

Израильские друзы голосуют в основном за еврейские партии. Ряд представителей этой общины играли в прошлом и играют сейчас заметную роль  в политической жизни Израиля. Здесь и далее списки депутатов Кнессета, принадлежащих к тем или иным религиозным общинам, приводятся в хронологическим порядке от Кнессета первого созыва (избран в 1949 году) и до Кнессета нынешнего, 20-го созыва (избран в 2015 году):

  1. Салах Хасан Ханифес, уроженец города Шфарам, депутат Кнессета 2-го и 3-го созывов от списка национальных меньшинств «Прогресс и труд»- являвшегося сателлитом партии МАПАЙ.
  2. шейх Джабер Муади, уроженец Ярки, депутат Кнессета 2-го — 3-го и 5-го – 9-го созывов от разных списков национальных меньшинств, являвшихся сателлитами МАПАЙ («Демократический список арабов Израиля», «Сотрудничество и братство», «Сотрудничество и развитие», «Израильская друзская фракция», «Прогресс и развитие»), потом – от еврейской партии МААРАХ (современная Авода), а в конце карьеры — от арабской партии РААМ. Он стал первым друзом, который вошел в правительство Израиля (занимал посты заместителя министра связи и заместителя министра сельского хозяйства).
  3. Лабиб Хусейн Абу-Рокан, уроженец Усефии, депутат Кнессета 4-го созыва от списка «Сотрудничество и братство».
  4. Амаль Насер аль-Дин, уроженец села Далият эль-Кармель, депутат Кнессета 8го – 11-го созывов от парти Ликуд.
  5. Шафик Асад, уроженец Бейт-Джана, депутат Кнессета 9-го созыва от еврейской партии ДАШ, а после ее раскола — от фракции «Демократическое движение».
  6. Зейдан Аташи, уроженец Усефии, тоже был депутатом Кнессета 9-го созыва от партии ДАШ, а после ее раскола — от фракции «Демократическое движение», в Кнессете 11-го созыва он представлял еврейскую партию Шинуй.
  7. Мухамед Нафа, уроженец Бейт-Джана, депутат Кнессета 12-го созыва от Коммунистической партии Израиля (КПИ)
  8. Салах Тариф, уроженец Джулиса, депутат Кнессета 12-го – 16-го созывов от партии Авода (бывшие МАПАЙ и МААРАХ). Он занимал также посты министра без портфеля, заместителя министра внутренних дел и заместителя председателя Кнессета.
  9. Асад Асад, уроженец Бейт-Джана, депутат Кнессета 13-го созыва от партии Ликуд.
  10. Аюб Кара, уроженец Далият эль-Кармеля, депутат Кнессета 15-го, 16-го, 18-го и 20-го созывов от партии Ликуд. В 2009 — 2013 гг. он занимал пост заместителя министра по развитию Негева и Галилеи, а в 2015 году занял пост заместителя министра регионального сотрудничества. С 2016 года – министр без портфеля.
  11. Маджали Вахаби, уроженец Бейт-Джана, депутат Кнессета 16-го (от Ликуда), 17-го (от партии Кадима) и 18-го (от партии Тнуа) созывов.
  12. Саид Нафа, уроженец Бейт-Джана, депутат Кнессета 17-го и 18-го созывов от арабской националистической партии БАЛАД.
  13. Акрам Хасон, уроженец Далият эль-Кармеля, депутат Кнессета 18-го созыва от партии Кадима, в 2015 году на протяжении короткого времени он был главой этой партии, став, таким образом, первым неевреем, который возглавил еврейскую партию.
  14. Шахим Мурад Шнаан, уроженец Хурфейша, депутат Кнессета 17-го и 18-го созыва от партии Авода.
  15. Хамад Амар, уроженец Шфарама, депутат Кнессета 18-го, 19-го и 20-го созывов от партии «Наш дом-Израиль».
  16. Абдула Абу-Мааруф, уроженец Ярки, депутат кнессета 20го созыва от КПИ (в составе парламентской фракции «Объединенный Арабский Список»).

Друзы Голанских высот, перешедших под контроль Израиля после Шестидневной войны 1967 года, живут в четырех больших селах: Мадждаль-Шамс, Буката, Масада и Эйн-Киния. Подавляющее большинство из них, в отличие от других израильских друзов, имеет статус не граждан, а постоянных жителей Израиля, поскольку они предпочли сохранить сирийское гражданство.

 

Христиане

Согласно официальным данным 2013 года, численность христиан в Государстве Израиль составляла 161 000 человек, то есть около 2 % всего населения. Приблизительно 80 % христиан было арабоязычными. Прочие — это нееврейские члены семей репатриантов, которые приехали в Израиль на основе Закона о возвращении, представители старожильческих неарабских христианских общин (в основном — армяне), а также иностранцы.

Деноминационная принадлежность христиан в Израиле далеко не всегда фиксируется. Следует отметить и очень распространенные среди христиан Святой Земли межденоминиационные браки, при которых, женщина, как правило, переходит в деноминацию мужчины. Поэтому автору не всегда удалось установить принадлежность тех или других политических деятелей-христиан к конкретной деноминации.

Положение христиан в качестве меньшинства, дискриминируемого мусульманами, на всем Ближнем Востоке, способствовало их толерантному (а в отдельных случаях даже восторженному) отношению к еврейскому национально-освободительному движению. С другой стороны, идеология панарабского национализма, которая пыталась аннулировать значение религиозных отличий, позволила части арабоязычных христиан интегрироваться в арабское националистическое движение и даже занять в нем высокие посты.

Благодаря упомянутым выше факторам, а также своему высокому образовательному уровню, представители элиты арабоязычных христиан выступали в роли своего рода посредников между еврейским государством и его арабскими гражданами. Их представительство в государственных органах Израиля было пропорционально намного выше, чем представительство арабов-мусульман. Во многих случаях политики-христиане выступали по отношению к еврейским партиям в роли своего рода «подрядчиков», которые приносили им арабские, в первую очередь мусульманские, голоса. Длительное время особенной популярностью среди христиан пользовалась Коммунистическая партия Израиля, которая предоставляла им относительно комфортную политическую нишу между сионистскими еврейскими партиями с одной стороны и арабскими партиями, в которых доминировали мусульмане, с другой.

Самым ярким примером израильского политика-коммуниста христианского происхождения может служить Эмиль Шукри Хабиби, который родился в Хайфе в изначально православной семье, перешедшей в англиканство. Он был членом Палестинской коммунистической партии еще во время британского мандата. Эмиль Шукри Хабиби был одним из немногих арабских политиков, которые поддержали план раздела Палестины на два государства, — еврейское и арабское. После достижения Израилем независимости он был депутатом Кнессета 2-го, 3-го, 5-го, 6-го и 7-го созывов от КПИ. Кроме этого, он был популярным арабским литератором (лауреат израильской премии по литературе за 1992 год).

Депутатами Кнессета были также следующие христиане:

  1. Тавфик Туби, родився в православной семье в Хайфе, депутат кнессета 1-го – 12-го созывов от КПИ.
  2. Масаад Касис, уроженец села Меилия, католик. Депутат Кнессета 2-го и 3-го созывов от «Демократического списка израильских арабов».
  3. Ростам Бастуни, уроженец села Тира на горе Кармель (сейчас на его месте находится еврейский город Тират га-Кармель), депутат Кнессета 2-го созыва от партии МАПАМ, первый араб, ставший депутатом от сионистской партии. Редактор партийного еженедельника МАПАМ на арабском языке «Аль-Фаджар». В 1969 году эмигрировал в США.
  4. Элиас Нахле, греко-католик, уроженец села Рама, депутат Кнессета 4-го – 7-го созывов от списков «Прогресс и развитие», «Сотрудничество и братство», «Развитие и братство», «Еврейско-арабское братство». В Кнессете 7-го созыва был заместителем председателя Кнессета.
  5. Хана Мавис, уроженец села Рама, депутат Кнессета 9-го созыва от КПИ.
  6. Хана Хадад, уроженец села Туран, подполковник полиции, депутат Кнессета 13-го созыва от партии Авода, был заместителем председателя Кнессета.
  7. Азми Бишара, родился у греко-католической семье в Назарете, депутат Кнессета 14-го – 17-го созывов от БАЛАД (один из ее основателей). Занимался шпионажем в пользу ливанской «Хизбаллы». В 2007 году бежал из Израиля, спасаясь от ареста.
  8. Исам Махуль, уроженець Хайфы, депутат Кнессета 15-го и 16-го созывов от КПИ. Был генеральным секретарем КПИ.
  9. Надя Хилу, уроженка Яффы. Депутат Кнессета 17-го созыва от партии Авода.
  10. Хана Свейд, уроженец села Эйлабун, греко-католик, депутат кнессета 17-го – 19-го созывов от прокоммунистического списка ХАДАШ.
  11. Басель Гаттас из села Рама, православный, депутат от БАЛАДа в Кнессете 19-го и 20-го созывов (в 20-ом Кнессете – в рамках Объединенного арабского списка), один из основателей этой партии, сначала был коммунистом. Вынужден был уйти в отставку из Кнессета и в настоящее время находится под судом за незаконный пронос заключенным в израильских тюрьмах террористам мобильных телефонов.
  12. Айда Тума-Сулейман, уроженка Назарета, депутат Кнессета 20-го созыва от ХАДАШ (в рамках Объединенного арабского списка), председатель парламентской комиссии по статусу женщины, была главным редактором арабской коммунистической газеты «Аль-Итихад».

Ситуация, в которой официальный Израиль долгое время, по сути, игнорировал особую идентичность христианского меньшинства и рассматривал его в качестве части арабского населения, привела к тому, что политики-христиане в неизмеримо большей степени зависят от голосов многочисленных мусульман, чем от голосов своих сравнительно немногочисленных единоверцев. В погоне за голосами мусульман некоторые политики христианского происхождения встали на путь антиизраильской радикализации (самые яркие примеры тому — Азми Бишара и Басель Гаттас). В среде израильских христиан раздаются жалобы на то, что у них нет своего представительства, потому что депутаты-христиане в Кнессете отстаивают интересы мусульман.

В настоящее время светский арабский национализм сдает свои позиции исламизму, который возвращает христиан в статус дискриминируемого меньшинства. Израиль является единственным на Ближнем Востоке государством, которое гарантирует христианам реальное равноправие. В отличие от других христианских общин Ближнего Востока, христианская община Израиля численно не сокращается, а продолжает увеличиваться. Израильские христиане все громче заявляют о себе, как о самостоятельной политической группе, которая пытается отстаивать свои собственные права. Центральную роль в этом процессе играет в последние годы «Форум за мобилизацию христиан», духовным лидером которого является православный священник Гавриэль Надаф. События «арабской весны», которые сопровождаются тяжелыми преследованиями христиан в арабских странах, резко усилили произраильские настроения среди христиан Израиля, прежде всего среди молодежи.  В 2013 году около 100 молодых христиан пошло добровольцами на службу в Армию обороны Израиля. Еще 500 — пошли на альтернативную (гражданскую) службу. Эти цифры превышают втрое аналогичные данные за предыдущие годы. Значительную роль в этом сыграла деятельность «Форума за мобилизацию христиан», который объединил представителей разных христианских конфессий (маронитов, католиков латинского обряда, православных и проч.). Свою позицию относительно места христиан в израильском обществе отец Гавриэль Надаф сформулировал так: «Мы рассматриваем себя в качестве граждан, которые имеют равные права и равные обязанности. Мы хотим, чтобы молодые христиане полностью интегрировались в израильское общество, а это означает равенство в исполнении обязанностей перед государством. Наше будущее как христианского меньшинства связано с будущим Государства Израиль. Мы хотим давать израильскому обществу больше и вносить свой вклад, как и другие его члены».

Мусульмане

Подавляющее большинство арабского населения Израиля составляют мусульмане. За исключением немногочисленных последователей секты Ахмадия, которые проживают в основном в хайфском квартале Кабабир, все они сунниты. Кроме этого, мусульманами в Израиле номинально числятся и алавиты (2300 человек по данным 2013 года), проживающие в селе Раджар у границы с Ливаном.

Кроме арабов, ислам в Израиле исповедуют также черкесы и цыгане. Черкесы (5 тысяч человек), сохраняющие свой язык и культуру, являются потомками беженцев с Северного Кавказа, которые попали на территорию современного Израиля во второй половине XIX века. Они проживают в двух галилейских селах — Кфар-Кама и Рейхания,  в школах которых преподается черкесский язык. Еще до достижения Израилем государственной независимости черкесы поддерживали союзнические отношения с евреями. В отличие от арабов-мусульман и христиан, черкесы наравне с евреями и друзами в обязательном порядке призываются на службу в израильскую армию. Цыгане (2 тысячи человек) в Израиле проживают главным образом в иерусалимском Старом городе. Лишь старшее поколение иерусалимских цыган еще сохраняет свой национальный язык. Среднее поколение и молодежь говорят в основном по-арабски. Большинство цыган имеют статус не граждан, а «постоянных жителей» Израиля. В официальных израильских документах они зарегистрированы в качестве арабов.

Часть арабов-мусульман принадлежит к бедуинским племенам, предки которых в недавнем прошлом были кочевниками (некоторые бедуины и сейчас остаются полукочевниками). Эти племена сохраняют высокий уровень внутренней организации и племенного самосознания. Отдельные бедуинские племена (например, племя эль-Хейб, проживающее в Галилее) были союзниками евреев еще в период борьбы за независимость. Часть из них служит в качестве добровольцев в Армии обороны Израиля. Практически полностью бедуинами укомплектовано одно из ее подразделений – «Пустынный патрульный батальон».

Арабы-мусульмане были представлены уже в Кнессете первого созыва. К депутатам-мусульманам принадлежат следующие:

  1. Амин Салим Джарджора, уроженец Назарета, депутат Кнессета 1-го созыва от «Демократического списка Назарета».
  2. Сейф аль-Дин аль-Зуаби, уроженец Назарета, депутат кнессета 1-го -3го и 6-го – 9-го созывов от «Демократического списка Назарета», «Демократического списка арабов Израиля», «Прогресс и развитие», МААРАХ. Был заместителем председателя Кнессета.
  3. Фарес Хамдан, уроженец села Бака эль-Гарбия, депутат Кнессета 2-го и 3-го созыва от списка «Сельское хозяйство и развитие».
  4. Салех Сулейман, уроженец села Рейне, депутат Кнессета 3-го созыва от списка «Прогресс и труд».
  5. Юсуф Хамис, уроженец села Рейне, депутат Кнессета 3-го – 5-го созывов от МАПАМ.
  6. Юсуф Диаб, уроженец села Тамра, депутат Кнессета 4-го созыва от списка «Сотрудничество и братство».
  7. Махмуд аль-Нашаф, уроженец Тайбе, депутат Кнессета 4-го созыва от списка «Сельское хозяйство и развитие».
  8. Ахмад Камаль ад-Дагар, уроженец Назарета, депутат Кнессет 4-го и 5-го созывов от списка «Прогресс и развитие».
  9. Халиль Салем Джабара, уроженец Тайбе, депутат Кнессета 5-го созыва от еврейской партии «Ахдут га-авода – Поалей-Цион».
  10. Дияб Обейд, уроженец Тайбе, депутат Кнессета 5-го – 7-го созывов от списков «Сотрудничество и братство» и «Сотрудничество и развитие».
  11. Хамад Абу- Рабия, уроженец Негева, бедуин, депутат кнессета 8-го и 9-го созывов от «Списка бедуинов и феллахов» – партии-сателлита МААРАХа, потом от самого МААРАХа и, наконец, вот Объединенного арабского списка.
  12. Абд аль-Азиз аз-Зуаби, уроженец Назарета, депутат Кнессета 6-го – 8-го созывов от МАПАМ и МААРАХа. Занимал пост заместителя министра здравохранения.
  13. Тавфик Зайяд, уроженец Назарета, депутат Кнессету 8-го – 13-го созывов.
  14. Валид Хадж Яхья, уроженец Тайбе, депутат Кнессета 9-го и 13-го -14-го созывов от списка «Лагерь мира для Израиля» и МЕРЕЦ.
  15. Хамад Халайли, уроженец Сахнина, депутат Кнессета 10-го го созыва от МААРАХа
  16. Мухамед Ватад, уроженец Джата, депутат Кнессета 10-го и 11-го созывов от МААРАХа, МАПАМ, а потом — от ХАДАШ. Редактировал газету МАПАМ «Аль га-мишмар» на арабском языке.
  17. Мухамед Миари, уроженец аль-Бирви (это село было разрушено во время войны Израиля за независимость), депутат Кнессета 11-го и 12-го созывов от «Прогрессивного списка за мир».
  18. Абдулвахаб Дахамше, уроженец Иксала, депутат Кнессета 11-го – 14-го созывов от Арабской демократической партии.
  19. Хусейн Фарес, уроженец Кафр-Шаар, депутат Кнессета 12-го созыва от МЕРЕЦ.
  20. Хашем Махамид, уроженец Ум эль-Фахма, депутат Кнессета 12-го – 15-го созыва от ХАДАШ, потом – от БАЛАД, Объединенного арабского списка, а после его раскола — Прогрессивного национального союза.
  21. Наваф Масалха, уроженец села Кафр-Кара, депутат Кнессета 12-го – 15-го созывов от партии Авода. Был заместителем председателя Кнессета, заместителем министра здравохранения, заместителем министра иностранных дел.
  22. Салах Салим, уроженец села Иблин, депутат Кнессета 13-го и 14-го созывов от ХАДАШ.
  23. Талеб ас-Сана, уроженец Тель-Арада, бедуин, депутат Кнессета 13-го – 18-го созывов от Арабской демократической партии и от Объединенного арабского списка.
  24. Рафик Хадж Яхья, уроженец Тайбе, депутат Кнессета 14-го созыва от партии Авода.
  25. Тавфик Хатиб, уроженец Джальджулии, депутат Кнессета 14-го и 15-го созывов от Объединенного арабского списка, а после его распада – от Арабской национальной партии.
  26. Абдулмалик Дахамше, уроженец Кафр-Каны, депутат Кнессета 14-го – 16-го созыва от Арабской демократической партии и РААМ. Был заместителем председателя Кнессета.
  27. Хусния Джабара, уроженка Тайбе, депутат Кнессета 15-го созыва от МЕРЕЦ.
  28. Мухамад Канаан, уроженец Тамры, депутат Кнесеста 15-го созыва от Объединенного арабского списка, а после его раскола – от Арабской национальной партии. Был генеральным секретарем Арабской демократической партии.
  29. Мухамад Бараке, уроженец Шфарама, депутат Кнессета 15-го – 19-го созывов от ХАДАШ. Был его лидером, а также заместителем председателя Кнессета.
  30. Ахмад Тиби, уроженец Тайбе, депутат Кнессета 15-го – 20-го созывов от партий БАЛАД, ТААЛ, а сейчас — от Объединенного арабского списка. Был политическим советником Ясира Арафата в 1993 – 1999 гг.
  31. Васил Таха, уроженец Кафр-Каны, депутат Кнессета 16-го и 17-го созывов от БАЛАД.
  32. Ралеб Маджадле, уроженец Бака эль-Гарбия, депутат Кнессета 16-го – 19-го созывов от партии Авода. Министр науки, культуры и  спорта в правительстве Эхуда Ольмерта.
  33. Джамал Захалка, уроженец Кафр-Кары, депутат Кнессета 16-го – 20-го созывов от БАЛАД (председатель фракции), а сейчас — от Объединенного арабского списка.
  34. Абас Закур, уроженец Акко, депутат Кнессета 17-го созыва от Объединенного арабского списка.
  35. Ибрагим Сарсур, уроженец Кафр-Касема, депутат Кнессета 17-го – 20-го созывов от РААМ-ТААЛ и Объединенного арабского списка.
  36. Ахмед Дабах, уроженец Дир эль-Асада, депутат Кнессета 18-го созыва от партии Кадима.
  37. Афу Агбария, уроженец Ум эль-Фахма, депутат Кнессета 18-го и 19-го созывов от ХАДАШ.
  38. Ханин Зуаби, уроженка Назарета, депутат Кнессета 18-го – 20-го созывов от БАЛАД и Объединенного арабского списка.
  39. Масуд Ганаим, уроженец Сахнина, депутат Кнессета 18-го – 20-го созывов от РААМ-ТААЛ и Объединенного арабского списка.
  40. Талеб Абу-Арар, уроженец Негева, бедуин, один из лидеров Южной фракции Исламского движения в Израиле, депутат Кнессета 19-го – 20-го созывов от РААМ-ТААЛ и Объединенного арабского списка.
  41. Исави Фредж, уроженец Кафр-Касема, депутат Кнессета 19-го – 20-го созывов от МЕРЕЦ.
  42. Юсуф Теясир Джабарин, уроженец Ум эль-Фахма, депутат Кнессета 20-го созыва от Объединенного арабского списка.
  43. Зухейр Баглуль, уроженец Хайфы, депутат Кнессета 20-го созыва от блока «Сионистский лагерь». В прошлом — известный спортивный комментатор. Житель Акко. Член парламенского лобби за развитие смешанных городов, возглавляет лобби за развитие спорта.
  44. Айман Уда, родился в Хайфе в семье, принадлежавшей к секте Ахмадие. Председатель КПИ, депутат Кнессета 20-го созыва от Объединенного арабского списка и его глава.
  45. Абд аль-Хаким Хадж Яхья, уроженец Тайбе, депутат Кнессета 20-го созыва от Объединенного арабского списка.
  46. Джума Азбарга, уроженец Негева, бедуин, депутат Кнессета 20-го созыва от партии БАЛАД в рамках Объединенного арабского списка. Стал депутатом в 2017 году, после отставки депутата Басаля Гаттаса.

Обращает на себя внимание тот факт, что, хотя друзы и христиане вместе составляют вместе лишь порядка одной пятой граждан Израиля, относимых к «арабскому сектору», среди депутатов Кнессета, относимых к «арабскому сектору», друзы и христиане составляют почти 40 %. Что касается высших политических постов, таких, как министры, заместители министров и заместители председателя Кнессета, то данная тенденция еще более заметна. Друзы и христиане получили 50 % всех таких назначений, полученных представителями «арабского сектора». Министрами и заместителями министров в течение истории независимого Государства Израиль были 3 друза и 3 мусульманина. Пост заместителя председателя Кнессета занимали 3 мусульманина, 2 христианина и 1 друз.

Успешной интеграции в израильское общество в целом и в израильские властные структуры в частности в случае друзов способствует в первую очередь заметная роль, которую представители этой этноконфессиональной группы играют в Армии обороны Израиля и в Пограничной страже (МАГАВ). В случае христиан первым среди факторов их успешной интеграции следует назвать высокий образовательный уровень данной общины. При этом как друзы, так и христиане (и мусульмане-черкесы) воспринимают себя в качестве меньшинств, которые живут в рамках еврейского государства. Их коллективные интересы могут быть сведены к двум основным группам:

  1. Сохранение своей особой религиозной и этнокультурной идентичности.
  2. Предоставление членам соответствующих общин равных с евреями возможностей для карьерного роста и заработка.

Интеграция арабов-мусульман в Израиле усложнена тем, что требования, которые выдвигаются их политическими и религиозными лидерами (они отображают взгляды значительной части арабов-мусульман Израиля) неизмеримо шире, чем упомянутые выше. Эти специфические требования арабов-мусульман могут быть сведены к одному основному пункту — непринятию еврейского характера Государства Израиль и требованию превратить его в лишенное этнической привязки «государство всех его граждан» (в случае умеренных арабских израильских политиков) или вообще ликвидировать его и создать на его месте палестинское арабское государство (в случае арабских радикалов). Требования такого рода, в отличие от требований, которые выдвигаются такими меньшинствами, как друзы, христиане и мусульмане-черкесы, абсолютно неприемлемы для еврейского большинства и потому они не могут быть выполнены ни одним израильским правительством. Это придает отношениям между еврейским большинством и арабским мусульманским меньшинством в Государстве Израиль характер затяжного этнического и религиозного конфликта, относительно спокойные фазы которого периодически сменяются фазами обострения.

На сегодняшний день большинство арабов-мусульман Израиля (или, по меньшей мере, их весьма значительная и политически самая активная часть) воспринимают себя не как меньшинство, которое проживает в еврейском государстве, а как часть огромного большинства, которое арабы-мусульмане образуют на Ближнем Востоке в целом. В контексте такого видения мира создание независимого еврейского государства в самом центре арабского Ближнего Востока трактуется как результат бунта подчиненного  в прошлом мусульманам еврейского религиозного меньшинства, поддержанного христианским Западом. В данном контексте уместно напомнить, что арабы превратились в меньшинство, проживающее в еврейском государстве, в результате поражения в войне 1947 — 1949 гг., которая стала войной за независимость Израиля. В арабском же историческом нарративе эта война именуется «накба», то есть «катастрофа». Травма этого поражения дает знать о себе до сих пор.

В отличие от друзов и — в меньшей степени — христиан, большинство арабов-мусульман голосуют за арабские партии. Специфически арабские партии Израиля, которые сначала были недолговечными списками-сателлитами, созданными социалистической сионистской партией МАПАЙ (МААРАХ, Авода), безраздельно правившей в стране на протяжении первых трех десятилетий возобновления еврейской государственности, со временем стали независимыми и радикализовались. После Шестидневной войны 1967 года одним из проявлений их радикализации стала «палестинизация» — идентификация себя в первую очередь в качестве «палестинцев» и, как следствие, ориентация на такие антиизраильские организации как ООП, ХАМАС и др. В результате арабские партии всегда оказываются в Израиле за пределами правящей коалиции, независимо от того, кто сформировал правительство — левые или правые. Такая ситуация сильнейшим образом ограничивает возможности арабских партий влиять на распределение бюджета в пользу своих избирателей. Подчеркнутая солидаризация с Палестинской нацинальной администрацией и с антиизраильскими арабскими организациями в ущерб защите интересов израильских арабов ведет к тому, что часть из них (в том числе и мусульман) открыто заявляет, что арабские партии в Израиле не представляют интересов его арабских граждан.

Особое место среди арабских партий Израиля занимают коммунисты. Исторически коммунистическое движение было принесено в Палестину еврейскими репатриантами из Восточной Европы. Начало ему было положено основанием в 1919 году Палестинской коммунистической партией, все члены которой сначала были евреями, а рабочим языком которой был идиш. В течение 20-х — 40-х гг. в этой партии, которая декларировала себя в качестве интернациональной, появились так же арабы. В 1947 году произошел раскол в тогда еще подпольной Палестинской коммунистической партии по этническому признаку — коммунисты-евреи поддержали план ООН по разделу подмандатной территории Палестины на два государства — еврейское и арабское в то время, как подавляющее большинство коммунистов-арабов выступили против создания независимого еврейского государства. В 1948 году в ходе Войны за независимость была создана легальная Коммунистическая партия Израиля, которая опять объединила евреев и арабов. В 1965 году в партии произошел новый раскол. Из нее вышла просоветская радикально антисионистская группа, возглавленная Меиром Вильнером. В состав этой группы вошли все коммунисты-арабы и горсточка коммунистов-евреев. Она получила название «Новый коммунистический список». От него берет свое начало нынешняя Коммунистическая партия Израиля, более 90 % членов которой составляют арабы. Хотя до сих пор в ее парламентской фракции есть один депутат-еврей (в Кнессете 20-го созыва это Дов Ханин), КПИ вместе с возглавляемым ею блоком ХАДАШ (Демократический Фронт за Мир) в современном Израиле относят к арабским партиям.

Другие арабские партии отличаются или приверженностью к светскому арабскому национализму — в Кнессете 20-го созыв этот  БАЛАД (Национально-демократический союз), МАДА (Арабская демократическая партия) и РААМ или к исламизму — в Кнессете 20-го созыв этот партия ТААЛ (Арабское движение за возобновление). В Кнессете 20-го созыва все арабские партии создали Объединенный арабский список, во главе которого стал коммунист. Антисионизм, то есть непринятие Израиля как еврейского государства, был официально объявлен в качестве одной из основ идеологии Объединенного арабского списка.

Однако, несмотря ни на что, процессы интеграции и аккультурации арабов-мусульман в израильское общество зашли достаточно далеко. Важнейшими стимулами к этому являются экономика и осознание — во всяком случае частью израильских арабов-мусульман — того факта, что в Государстве Израиль они имеют не только значительно более высокий уровень жизни, чем в большинстве арабских государств, но и живут в условиях демократии, подобных которым нет больше ни в одном государстве Ближнего Востока. Одним из проявлений аккультурации израильских арабов, который бросается в глаза, является тот факт, что абсолютное их большинство достаточно свободно владеет ивритом. Что же касается деловой, политической и интеллектуальной элиты израильских арабов, то она владеет ивритом практически поголовно.