- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О положении дел в иракской Генеральной компании по морским перевозкам

Роль морского транспорта в обеспечении экспортно-импортных операций для Ирака трудно переоценить. Практически, 80% всех грузов ввозимых в страну: промышленного оборудования, автомобилей, удобрений, товаров народного потребления, продовольствия, включая  пшеницу и рис, стальной прокат и арматуру для строительства, электрические кабеля, и, даже, большая часть, закупаемых за рубежом вооружений и военной техники, традиционно доставлялись и доставляются в морские порты Басра, Умм-Каср и Хор-Зубейр. Оттуда же отправляется на экспорт 90% добываемой в Ираке нефти, сжиженного газа и газового конденсата.

В среду, 19 апреля, руководство иракской Генеральной компании по морским перевозкам, чья штаб-квартира расположена в г. Басра, обратилась к ряду местных министерств с просьбой организовать заключение с ней фрахтовых договоров на ввозимые грузы на исключительной основе с тем, чтобы создать необходимый приток средств для обновления парка грузовых судов компании, являющейся национальным морским перевозчиком Ирака.

Речь идет о планах по приобретению новых судов с оплатой их стоимости в рассрочку, — заявил генеральный директор компании Абд аль-Карим Кангаль аль-Джаббари, указав на то, что реализация программы по обновлению морского флота связана с наличием действительных договоров на фрахт, и поэтому, компания решила обратится к некоторым министерствам, и, прежде всего, министерствам торговли, нефти, электроэнергетики за заключением контрактов на перевозку закупаемых ими товаров и грузов, что даст возможность приобрести новые грузовые суда на условиях аренды с возможностью их дальнейшего выкупа и с рассрочкой платежей.

А.аль-Джаббари рассказал представителям местных СМИ о том, что в следующем месяце планируется провести совещание в правительстве страны с участием всех упомянутых министерств для определения параметров реализации этой инициативы, и, исходя из того факта, что компания принадлежит к государственному сектору и 45% ее выручки поступает с бюджет Ирака. Положительным примером является уже заключенное с Министерством торговли соглашение на перевозку 60 тысяч тонн риса из Вьетнама, которое в случае его пролонгации позволит компании закупить сразу три новых грузовых судна.

Генеральная компания по морским перевозкам Ирака была основана в 1952 г., а в 1962 г. получила первые два судна: «14 октября» и «14 июля», затем в строй вступило еще 25 судов, из которых до 2003 г. не дослужило ни одно, не считая, приобретенного в 1989 г. сухогруза «Насер». В 2012 году у Китая был приобретен сухогруз «Багдад», оснащенный дизельной силовой установкой немецкого производства и вместимостью в 8 750 брутто-тонн. Затем, в Южной Корее были заказаны еще три судна: «Басра», «Митанна» и «Аль Худба», поставленные компании в первом полугодии 2014 г. Таким образом, после погашения полной стоимости «Насера», компания располагает на сегодня пятью сухогрузами, выполняющими рейсы в страны Азии и Африки.

Персонал компании включает в себя моряков, инженерно-технический персонал, капитанов, штурманов, всего более 2 600 человек, большинство из которых прошло обучение и профессиональную подготовку в Морской академии Персидского залива, в Басре, считавшейся вплоть до конца 1980-х гг. лучшим образовательным учреждением подобного рода во всем регионе.

В целях диверсификации источников дохода компания также объявила о планах по сооружению плавучего «шип чандлеровского» причального комплекса – понтонного сооружения, расположенного в территориальных водах Ирака, где прибывающие корабли могли бы пополнить запасы топлива, воды, продовольствия, получить требуемый мелкий ремонт, а их экипажи – при необходимости, квалифицированную медицинскую помощь.  Это нелишнее начинание, учитывая то, что многим судам приходится выстаивать на рейдовых стоянках сутками в ожидании своей очереди на разгрузку, поскольку портовых разгрузочных мощностей, имеющихся в Басре и в Умм-Касре не хватает. Кроме того, особенности фарватеров и навигационная обстановка в северной части Персидского залива также не способствуют интенсивному судоходству, которое итак осуществляется на пределе существующих возможностей. В настоящее время компания ожидает от Министерства нефти Ирака квот на топочный мазут и солярку для судовых дизелей.

Меры протекционистского характера, направленные на укрепление Генеральной компании по морским перевозкам, так же как и планы по ускорению строительства нового морского порта – т.н. «Большого Фао», призваны усилить транспортную безопасность страны. В этом сегменте имеется и значительная инвестиционная составляющая, привлекательная для иностранных компаний, лидирующее положение среди которых занимают на сегодня южнокорейские фирмы.