- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль, Иран и армяно-азербайджанские противоречия

15 апреля 2017 г. министр обороны Азербайджана З.Гасанов начал официальный визит в Иран, направленный на обсуждение перспектив взаимодействия в военной сфере и согласование позиций по наиболее важным вопросам ближневосточной и закавказской повестки дня. 16 апреля 2017 г. состоялась встреча представителя Баку с его иранским контрпартнером Х.Дехканом. В ходе беседы стороны не только подтвердили приверженность развитию контактов, но и сделали комментарий относительно нагорно-карабахского конфликта. По словам главы иранского оборонного ведомства: «мы надеемся, что Азербайджан и Армения в нагорно-карабахском конфликте будут демонстрировать реальную приверженность мирному разрешению противоречий и не допустят в этом вопросе иностранного вмешательства, вызывающего вспышки кризиса»[i] [1]. При этом под воздействием извне Х.Дехкан подразумевал возможность активизации роли США, Израиля и Саудовской Аравии. По его мнению, своей политикой агрессии они уже дестабилизировали Ближний Восток, доказано на примере Ирака, Сирии и палестинской проблемы.

Попытка примирить две враждующие закавказские республики, скомпрометировав при этом США и Израиль, не является случайной. В рамках своего недавнего визита в Грузию, глава МИД Ирана М.Д.Зариф напомнил о планах страны по реализации масштабного транспортного проекта, соединяющего Черное море и Персидский залив. Как утверждают эксперты, скептически оценивающие перспективы армяно-азербайджанского сближения, возможна его поэтапная реализация с привлечением каждого из государств к двум отдельным инициативам. Кроме того, не исключается вероятность того, что в итоге Иран может выбрать только одно из государств. В этой связи возникает вопрос, кто из закавказских партнеров окажется более перспективным с точки зрения сотрудничества.

С одной стороны, Тегеран и Баку уже активно взаимодействуют в рамках реализации международного транспортного проекта «Север – Юг». Более того, иранские власти ни в коем случае не хотят допустить расширения влияния в регионе Израиля, который продолжает проявлять к Азербайджану повышенный интерес, сулящий республике определенные выгоды. К примеру, в начале апреля 2017 г. Милли Меджлис ратифицировал азербайджано-израильскую конвенцию об устранении двойного налогооблажения в отношении налогов на доходы, подписанную в конце минувшего года. Власти Азербайджана, в свою очередь, демонстрируют заинтересованность в активизации вовлеченности в палестино-израильский мирный процесс, поддерживая в данном вопросе предложения США. В частности, представители МИД страны сочли успешной идею Д.Трампа о проведении мирного саммита с участием премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, главы палестинской администрации М.Аббаса, а также делегатов от Саудовской Аравии, Иордании и Египта. Более того, учитывая дружественные связи с Израилем и мусульманскими странами региона, республика готова предложить свою поддержку в урегулировании возникающих противоречий. В ответ на это в начале апреля 2017 г. в рамках мероприятий, посвященных 25-летию двустороннего сотрудничества, политический директор израильского МИДа А.Ушпиц отметил, что страна поддерживает тезис о территориальной целостности партнера в вопросе нагорно-карабахского конфликта. Продолжает укрепляться и оборонная сфера взаимодействия. Характеризуя ее, в декабре 2016 г. во время встречи с премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху президент Азербайджана И.Алиев отметил, что сумма заключенных на тот момент контрактов фактически достигла пяти миллиардов долларов.

Последнее обстоятельно в наибольшей степени настораживает Армению. Данный вопрос стал предметом переговоров руководства республики с новым послом Израиля в Ереване Э.Ерушалми. Он вручил верительные грамоты президенту С.Саргсяну 23 марта 2017 г. отметив, что его государство  стремится всеми силами показать настроенность на углубление армяно-израильских связей. Впрочем, о каких либо конкретных шагах на указанном направлении по итогам мероприятия объявлено не было. Может показаться, данное обстоятельство имеет шанс стать хорошим поводом для Ирана, способным побудить его руководство переориентироваться на Армению, однако, несмотря на то, что страна могла бы предложить не менее интересные варианты сотрудничества в рамках реализации транспортного коридора Черное море – Персидский залив, собственные стратегические интересы не позволяют сменить приоритеты.

Таким образом, на сегодняшний день как для Израиля, так и для Ирана Азербайджан в сравнении с Арменией является более привлекательным партнером, что объясняется геополитическим положением республики и возможностями, которые она предоставляет в сфере энергетического и военно-стратегического сотрудничества. На официальном уровне Баку заявляет, что Израиль и Иран во внешней политике одинаково важны, однако, выстраивая контакты с ними, во внимание принимаются только  соображения двустороннего взаимодействия, без учета их собственных противоречий. В реальности ситуация складывается противоположным образом. При этом если Иран стремится к тому, чтобы диктовать свою точку зрения, Израиль, осознавая свое непростое положение в системе внешнеполитических координат Азербайджана, пытается сделать максимальное количество выгодных предложений. Линия самой республики в сложившихся обстоятельствах также очевидна. Республика продолжает ориентировать исключительно на себя и свои интересы. В краткосрочной перспективе эта тактика способна приносить определенную выгоду, но стратегическое планирование рано или поздно потребует сделать выбор в пользу сближения с одним из партнеров.

[i] [2] Цит. по: Ministry of Defense. Islamic Republic of Iran.  16.04.2017. URL: mod.gov.ir/news/