- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 18

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократического союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (YPG)». Продолжаем рассмотрение отчёта с нового раздела, который называется «Столкновение режима с Отрядами народной самообороны (ОНС)». Очевидно, что при этом под словом «режим» подразумевается официальный Дамаск.

Как указывают авторы отчёта, сотрудничество между сирийским режимом и Партией демократического союза, основанное на взаимных выгодах, началось с сирийской революции в 2011 году, однако, начиная с 2016 года начало испытывать потрясения.

ПДС с каждым днем выстраивает все более тесное и скоординированное сотрудничество с США, подразумевающее получение от них помощи. С другой стороны, выгодным оказывается «ослабление режима», позволяющее расширять сферу своего влияния. Как указывают авторы отчёта, подобные усилия ПДС начали приводить к противостоянию с силами режима Б.Асада. Действия ПДС и поддерживающих партию групп, а также их планы по провозглашению Федерации и намерения по выдавливанию сил режима из Хасеке и Камышлы, не могли не создать напряженности и привести к столкновениям. Находящимся вместе в указанных городах силам режима и ОНС удавалось, в принципе, не допускать разрастания возникающих время от времени трений и ограничивать случающиеся иногда столкновения. Однако, в августе 2016 года, впервые в истории сирийского конфликта, самолёты режима подвергли бомбардировке территории, находящиеся под контролем ОНС и обе стороны, как отмечают авторы отчёта, не «постеснялись» использовать в столкновении тяжелое вооружение.

Следующий раздел отчёта называется «Предыдущая напряженность между режимом и ОНС».

Как пишут авторы дакумента, в январе и апреле месяцах 2013 года, в декабре 2014 года, в июне 2015 года, отдельные «изолированные» столкновения между правительственными силами и ОНС возникали на линии, соединяющей Камышлы и Хасаке.

Однако, каждый раз указанные столкновения носили ограниченный характер, и не влияли на сотрудничество между режимом Б.Асада и ОНС в других районах. В декабре 2015 года в районе Камышлы, между ОНС и близкими к режиму силами милиции Соторо, состоящими из ассирийских христиан, произошли небольшие столкновения. Однако, они были в кратчайший срок остановлены и был введен режим прекращения огня. В апреле 2016 года между режимом и ОНС произошёл ряд столкновений, в результате которых погибло 22 солдата «режима» и 40 солдат со стороны ОНС.

Однако, масштаб столкновений, произошедших в августе 2016 года в некотором роде поставил точку в вооруженных соглашениях между режимом Б.Асада и ОНС. В центре Хасаке 17 августа 2016 года правительственные силы, осуществили задержание ряда людей из «Асаиш» (курдские силы безопасности), связанной с ОНС. В результате напряженность в центре города переросла в столкновения, прокатившиеся по целому ряду районов. Как ОНС, так и силы режима, начали отправлять в город свои подкрепления. Столкновения распространились на восточную Нешву, Тель Хаджер, и Гувейран. Самолеты ВВС САР, в первый раз начали бомбить регионы, находящиеся под контролем ОНС. В результате бомбардировок военных баз в Эль-Касалате и Тель-Байдаре, ОНС ушли из базы Тель-Байдар и в ходе столкновений, как было объявлено, командиры «Асаиш» Мунир Мухаммед и Левенд были убиты.

Однако, после воздушной атаки на ОНС, США весьма жестко «взяли в прицел» силы режима и американские самолёты начали воздушные маневры в регионе с целью блокировать самолеты официального Дамаска. Таким образом, баланс сил снова изменился в пользу ОНС и, в конце концов, силы режима отступили и центр Хасеке вновь перешёл под контроль ОНС. В результате, поддержка США обеспечила местное преимущество для ОНС. А столкновения между ОНС и силами режима показали конъюнктурность и хрупкость ранее действовавших между ними договоренностей. В свою очередь это наглядно продемонстрировало отсутствие между ними возможности построения общего будущего в среднесрочной и дальней перспективах.

Следующий раздел Отчёта называется «Операция ОНС / «Сил демократической Сирии» (СДС) в Манбидже». В мае 2016 года в регионе была начата военная операция по освобождению Северной Ракки, которую планировалось осуществлять силами ОНС-СДС, при поддержке США и широком медийном освещении. Невзирая на тот факт, что первые дни были отмечены некоторым продвижением вперед, вооруженные отряды, созданные «Исламским государством» (ИГ, запрещённая в РФ группировка) продемонстрировали серьёзный отпор,  и стало понятно, что у ОНС отсутствует должная логистика, которая позволила бы им взять Ракку. В то самое время на линии Азез-Маре, находящейся под контролем ИГ вновь прошла волна атак, многочисленные деревни региона перешли под контроль ИГ, а Маре был взят в кольцо окружения. В результате подобного развития событий состоялись переговоры между США и Турцией и, в рамках обязательств, ранее озвученных американцами туркам, последние временно сняли свое требование о непереходе силами ОНС / СДС на территории к западу от Евфрата.