- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 20

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократического союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)». Продолжаем рассмотрение отчёта с раздела, который называется «Операция Щит Евфрата».

Как указывают авторы отчёта, после завершения первых двух стадий операции перед Вооруженными силами Турции и поддерживающими их группами в качестве альтернативы развития наступления оказалось два города – Эль-Баб или Манбидж. Однако, у США перед Турцией наличествовали обязательства о том, что этот регион вскоре будет очищен от ОНС и Турцию удалось убедить, по крайней мере в течение некоторого периода, не начинать операцию в Манбидже. Таким образом, в дальнейшем ходе операции приоритет получил Эль-Баб и его окрестности.

Находящийся на севере от Алеппо, город Эль-Баб имеет большое значение, как с точки зрения своего географического положения (расположен между двумя регионами, находящимися под контролем ПДС – Африн и Эйн-эль-Араб), так и в силу своей демографической структуры. Согласно переписи населения, проведенной в 2004 году, в регионе проживало порядка 300 тыс. человек, из которых 64 тысячи проживали непосредственно в самом городе. Авторы отчёта указывают на то, что невзирая на события сирийской революции, в городе, по-прежнему, проживает, по их оценкам, около 66 тыс. человек. В составе которых преобладают арабы-сунниты и также присутствует туркоманское население.

Авторы отчёта ещё раз подчеркивают, что отвоевание Эль-Баба у «Исламского государства» (ИГ, запрещённая в РФ террористическая организация) и воспрепятствование объединению кантонов под контролем СДС и ОНС, представляет собой важнейшую для Турции задачу. Однако, после зачистки от сторонников ИГ и РПК / ПДС района длиной 90 км и шириной 40 км возникла следующая задача – для размещения гражданских лиц и беженцев в зоне безопасности и её формирования потребовалось наряду с Эль-Бабом взять и Манбидж. Турция, таким образом, поставила перед собой задачу по полному исключению ИГ из «северосирийского уравнения» и по препятствованию объединению кантонов РПК (здесь авторами употреблена именно эта аббревиатура, подчеркивающая родственность ПДС и РПК).

Довольно любопытным стал заголовок следующего раздела отчёта, который был назван «Использование со стороны ОНС противотанкового оружия». Как бы редко не использовались со стороны ОНС против сил оппозиции противотанковые ракеты, авторы документа указывают на то, что их модификации («Конкурс» и «Корнет») совпадают с имеющимися в распоряжении сил режима Б.Асада. Также стало известно о том, что в руки ОНС попало несколько переносных противотанковых ракетных комплексов франко-германского производства «Милан» (правда, авторы указывают, что модели – старые). В ходе визита депутата немецкой левой партии Die Linke Яна вана Акена в январе 2014 года в Камышлы, в расположение частей ОНС, указанные комплексы «Милан» были ему продемонстрированы лично. Если верить информации от ОНС, то эти «Миланы» были захвачены ими в ходе своих столкновений с отрядами оппозиции. Оппозиция же, в свою очередь, указывает на то, что ОНС получили ПТРК от «режима в Дамаске», имея в виду то обстоятельство, что в 1978 году Франция поставило в распоряжение Сирии 4400 старых противотанковых ракет «Милан».

Как отмечают авторы документа, в ходе войны в Ираке правительство приняло ФРГ решение поддержать силы пешмерга в ходе их борьбы с ИГ (наверное, все-таки не с ИГ, а с теми, кто впоследствии создал эту квазигосударственную структуру). В тех поставках, которые начали осуществляться вслед за принятым решением, одной из центральных позиций были ПТРК «Милан». Новые образцы «Милана» были переданы в распоряжение пешмерга, чьи бойцы прошли соответствующую подготовку как в самом Ираке, так и в Германии.

И о каких бы мерах не «рапортовало» правительство ФРГ в своем парламенте, направленных на исключение попадания поставляемых образцов вооружений в третьи руки, новые противотанковые комплексы оказались в итоге в руках ОНС и РПК. Здесь наличествуют две версии. А именно: первая – о продаже «Милана» со стороны пешмерга Отрядам народной самообороны и Партии демократического союза. И вторая: о том, что Германия изначально, напрямую осуществляла поставки в адрес РПК и ОНС. Так, на кадрах и видео, распространяемых со стороны ОНС, видно, что они используют новые ПТРК «Милан». И до настоящего времени доподлинно неизвестно, где именно бойцы ОНС прошли подготовку по их использованию. Тот факт, что в районе города Аданы на свалках мусора были найдены части от ракет «Милан», является четким подтверждением того факта, что эти противотанковые ракеты, так или иначе, попали в руки РПК и, соответственно, на территорию Турецкой Республики.

Некоторое время назад РПК опубликовали видео своего нападения на турецкую военную базу в Улудере. На этом видео видно практическое применение одной противотанковой ракеты. Анализ видео привел к мысли о том, что на нем использовалась либо ракета «Конкурс», либо «Корнет». Считается, что они поступили в распоряжение РПК из Сирии  и, опять же, есть убежденность в том, что они из арсеналов ОНС (предоставленных режимом в Дамаске). Другой возможностью является получение их от «зарубежных сил», приобретение на черном рынке или захват в ходе боевых столкновений с другими группировками.