- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О бюджетном дефиците в Саудовской Аравии в первой четверти текущего года

В субботу, 22 апреля саудовский король Сальман бен Абдель Азиз достаточно неожиданно объявил о некоторых мерах административного и финансового характера, направленных на оздоровление обстановки внутри ряда правительственных учреждений и ведомств. Часть из них относится к внешнеполитической сфере, и основной новостью среди них стало назначение сына короля, Халеда бен Сальмана новым послом КСА в США. Что касается внутренних аспектов, то здесь речь идет о возобновлении выплат премий, доплат, надбавок и коэффициентов для государственных гражданских служащих и сотрудников силовых ведомств, которые были ранее отменены, либо приостановлены исполнением по результатам проводившейся ревизии финансовых объемов заработной платы и, последовавшей в результате, их некоторой оптимизации.

Среди прочего, была погашена двухмесячная задолженность по жалованию саудовским военнослужащим, принимающим участие в боевых действиях в рамках т.н. «арабской коалиции» и в приграничных с Йеменом районах страны.

Откуда министерство финансов королевства взяло средства на это?

Следует упомянуть, что несмотря на положительную и оптимистичную оценку заместителя министра экономики КСА, Мухаммеда ат-Таведжири как общего состояния дел в экономике, так и факта возобновления выплаты пособий и зарплат, бюджетный дефицит страны за первую четверть 2017 г. оценивается примерно в 26 млрд риалов, или в 7, 6 млрд долларов США.

Эксперты британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst and Young полагают, что средства на погашение части социальных обязательств и финансовых выплат были получены саудовцами за счет введения избирательного дополнительного налогообложения на ряд товаров общего спроса и за счет повышения ставок сборов на газированные и энергетические напитки, с повышенным потреблением которых, кстати, власти королевства пытаются вести борьбу.

Специалисты рейтингового агентства сообщают и о введении новых налогов на ряд предметов роскоши, дорогих марок одежды, часов и определенных видов изысканных продуктов питания, а также, драгоценных камней.

Характерным является то, что введение новых избирательных налоговых ставок не отменяет существующий налог на добавленную стоимость, что означает в ряде случае увеличение конечной стоимости товаров для конечного потребителя от 50 до 100%.

По заявлению Главного управления по доходам и закяту королевства, введение избирательных налогов призвано не только повысить их собираемость, но и должно способствовать предотвращению попыток уклонения от выплат и финансовых махинаций, и их внедрение «носит последовательный и плановый характер».

Что касается номенклатуры налогооблагаемых продуктов, то наибольшее ужесточение вводится на табачные изделия, курительные смеси, и, практически, все, что связано с газированными напитками (исключая простую газированную воду), с концентратами для их изготовления, красителями и подсластителями.

Первая реакция на налоговые новшества не заставила себя ждать, так, порядка 300 саудовских компаний, занимающихся реализацией табачных изделий объявили о «шоке» от новых ставок налоговых сборов, и готовятся к массовому сокращению своих сотрудников, прежде всего, из числа многочисленных иммигрантов.

Мы уже сообщали ранее на страницах сайта Института Ближнего Востока о том, что ухудшение экономических и бюджетных показателей к королевстве не является новостью.  Еще 16 января этого года МВФ понизил прогноз экономического роста КСА до 0.2 % по сравнению с 2% по состоянию на октябрь 2016 г. Прогноз корреспондируется с понижением общей оценки показателя роста для мировой экономики до 2.3 % против 2.6 % в том же октябре 2016 г. Замедление темпов роста саудовской экономики было отмечено и в 2016 году – 1.4% против 3.5% в 2015 году.

Кроме этих налогов, с июля 2017 года в королевстве будет взыматься ежемесячный налог в 27.5 долларов США на каждого из членов семей иностранных граждан, работающих по контрактам, в 2018 году это сбор будет увеличен до 53.3 долларов США в месяц, в 2018 году – до 80 долларов, а к 2020 г. – до 106.7 долларов с человека.

Негативно сказываются на бюджете страны и военные расходы, одни из самых высоких среди стран региона, а также, политика саудовского руководства, оказывающего поддержку экстремистским салафитским группировкам в Сирии, некоторым полевым командирам в Ливии, ведущего войну с йеменскими хоуситами, и вынужденного, с недавних пор, идти на другие издержки, в частности, под давлением США, возобновить экономическую помощь Египту.