- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: март 2017 г.

В начале марта стало известно, кто стоял за резким ухудшением обстановки в буркинийской провинции Сум на границе с Мали. Как атаки 27 февраля, так и беспрецедентное нападение на буркинийских военных в декабре прошлого года (12 погибших) совершила ранее неизвестная джихадистская группировка «Ансарул Ислам». Ее главарь радикальный проповедник Малаам Ибрагим Дико – уроженец Джибо, административного центра провинции Сум – представляет себя как «предводитель верующих2.

В коммюнике, в котором «Ансарул Ислам» взяла на себя ответственность за декабрьское нападение, утверждалось, что та атака не будет последней, а 2борьба продолжится до тех пор, пока вся наша земля не станет жить по законам Аллаха».

По оценкам экспертов, пока трудно судить о численности и боевых возможностях новой джихадистской группы. По их оценкам, ее численность может составлять до 100 человек. Источники финансирования группы не известны. Однако по мнению буркинийских спецслужб, она может получать средства от малийских единомышленников, а также от «крышевания» наркотрафика. Деятельности группы способствует то, что на севере Буркина-Фасо живет много представителей народности пель, выходцы из которой уже отметились в джихадистских формированиях на территории Мали. Большинство населения Буркина-Фасо составляют выходцы из народности моси, а пель чувствуют себя во многом обделенными вниманием центральных властей. Поэтому на севере страны мало желающих сотрудничать с силовыми структурами. К тому же буркинийская армия по ряду причин оказалась плохо оснащенной и мало приспособленной к ведению боевых действий.

3 марта в провинции Сум в деревне Курфайель близ границы с Мали двое неизвестных убили директора школы и местного жителя, после чего на мопеде скрылись в Мали. Эта атака была совершена 4 дня спустя после нескольких нападений боевиков группировки «Ансарул Ислам» на ряд административных зданий в провинции Сум.

С момента начала атак джихадистов в Буркина-Фасо в 2015 г. это – первый случай, когда боевики атаковали не полицейских или военных, а мелкого чиновника, не имеющего никакого отношения к силовым структурам. Ранее «Ансарул Ислам» потребовала от учителей отказаться от преподавания на французском языке, пригрозив в противном случае репрессиями.

2 марта три джихадистских группировки, действующие в зоне Сахеля, объявили об объединении. О существовании соответствующего видео с заявлением трех главарей сообщило частное мавританское информационное агентство ANI. Новая группа получила название «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ). По первой версии, в нее вошли «Ансар ад-дин» во главе с малийским туарегом Айядом аг Гали, «Аль-Мурабитун» во главе с алжирцем Мухтаром Бельмухтаром и «Катиба (фаланга) Масины» во главе с малийцем (пель) Амаду Куфа. ГПИМ возглавил А.аг Гали. Изначально заявлено, что она подчиняется руководству «Аль-Каиды»  (запрещена в России).

Затем появилась версия, что в ГПИМ третьей вошла группа «Эмират Сахары» — одно из подразделений «Аль-Каиды в странах (исламского) Магриба» (АКИМ). Возможно, эта версия справедлива, поскольку группа А.Куфы всегда считалась частью «Ансар ад-дин».

ANI продемонстрировало фотографию, сделанную, как утверждает агентство, с видеозаписи. На ней – пять сидящих человек, в центре группы – А.аг Гали. Среди четырех других были идентифицированы А.Куфа и три полевых командира группировки «Аль-Мурабитун»» -Эльхасен аль-Ансари, Яхья Абу эль-Хаммам и Абу Абдеррахман Ассанхадж. Объявление о слиянии трех групп и приверженности новой организации «Аль-Каиде» делал А.аг Гали.

Нет никакой информации о дате, когда эта видеозапись была сделана.

Тем временем 2 марта официально начали функционировать временные администрации в городах Гао и Менака на севере Мали. К присяге были приведены Джибрила Майга и Абдул Вахаб аг Ахмед Мохаммед соответственно. Церемонии проводил министр территориальных администраций и децентрализации Мали Мохаммед аг Эрлаф. Двумя днями ранее аналогичная церемония прошла в Кидале. Предполагалось, что 3 марта будут учреждены временные администрации в Тобмукту и Таудените, однако это событие было перенесено на 6 марта.

Уже 4 марта до 100 внедорожников с боевиками мало известной группировки «Конгресс за справедливость в Азаваде» (КСА) окружили Томбукту с явным намерением воспрепятствовать обустройству временной администрации.

Учреждение временных администраций в этих пяти регионах было предусмотрено мирным соглашением, подписанным в мае – июне 2015 года малийскими властями, проправительственными вооруженными группировками и повстанческим альянсом «Координация движений Азавада» (КДА). Начало их функционирования неоднократно откладывалось.

3 марта на пост командующего военными контингентами Миссии ООН в Мали (Minusma) был назначен бельгийский генерал-майор Жан-Поль Деконинк. Он сменил на этом посту датчанина Майкла Лоллесгаарда. Численность Minusma составляет 13 тысяч человек. Со времени развертывания в 2013 году она понесла самые тяжелые потери по сравнению с другими действующими миротворческими миссиями ООН, потеряв убитыми свыше 70 «голубых касок».

5 марта по меньшей мере 11 малийских солдат погибли, 5 получили ранения в результате атаки боевиков на армейский полевой лагерь в Буликеси в центральной части страны. Пропал без вести офицер в звании майор. Этот район граничит с буркинийскими районами Сум и Удалан. После нападения боевики скрылись на территории Буркина-Фасо. Туда же ранее сбежали до 20 малийских солдат, спасавшихся от нападавших. В Буликеси находилась пехотная рота малийских военных. Немедленно в этот район были направлены подкрепления, которые при преследовании боевиков проникли на территорию соседней страны. Действия малийских военных поддержали французские вертолеты из состава контингента «Бархан». Уже позднее нападавшие были идентифицированы как боевики группы «Ансарул Ислам». Однако ответственность за нападение впервые взяла на себя группировка ГПИМ.

8 марта Буркина-Фасо ввела запрет на ночное передвижение каких-либо автомашин и прочих движущихся средств через границу с Мали.

13 марта стало известно, что в результате очередного нападения джихадистов на деревню Фафа на севере Мали близ границы с Нигером погибли 2 малийских солдат и 2 местных жителей.

16 марта в Камбвансине (30 км к северу от Уагадугу) завершились 3-недельные буркинийско-американские маневры под условным наименованием «Флинтлок», призванные улучшить готовность буркинийских военных к борьбе против терроризма. В них участвовали 100 буркинийских солдат и 20 американских военнослужащих Сил специальных операций. Буркинийцы обучались действиям в составе малых подразделений, обращению со взрывчаткой, действиям при попадании в засаду.

23 марта в Уагадугу было объявлено об уничтожении Аруны Дико – одного из ближайших сподвижников главаря группировки «Ансарул Ислам» Ибрагима Дико. Он был уничтожен в ходе антитеррористической операции, проводившейся буркинийскими силовиками в районе Петеджа в 25 км от Джибо.

29 марта в результате очередного нападения на Буликеси погибли 2 малийских солдат и местный житель. Военные в момент нападения находились на посту.

Тем временем 3 марта Нигер ввел чрезвычайное положение в нескольких департаментах регионов Тиллабери и Тахуа, граничащих с Мали. Согласно статусу этого положения, с его введением дополнительные права получили сотрудники силовых структур. В частности, теперь они имеют право проводить обыски домовладений как днем, так и ночью.

Эта мера не помогла. 6 марта 5 нигерских жандармов погибли в результате нападения неизвестных в районе Тиллабери.

Регионы Тиллабери и Тахуа неоднократно становились объектами нападений со стороны боевиков группировки «Движение за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА).

10 марта стало известно, что в Нигере без лишней огласки начались несколько судебных процессов над примерно тысячью человек, подозреваемых в причастности к джихадистской группировке «Боко харам». Подозреваемые — выходцы из Нигера, Мали и Нигерии.

27 марта в Бамако должна была стартовать 5-дневная «Конференция национального согласия», предусмотренная мирными Алжирскими соглашениями, подписанными в мае – июне 2015 г. Однако накануне бывшие враги – КДА и альянс проправительственных группировок «Платформа» выступили с совместным заявлением, в котором отказались от участия в форуме. По такому же пути пошли оппозиционные партии. В итоге малийские власти остались сами с собой, однако конференция открылась в назначенный срок. «Платформа» в итоге приняла в ней участие, по всей видимости, поддавшись давлению властей. 28 марта за ней последовала КДА, получившая гарантии выполнения их некоторых заранее выдвинутых условий.

Очевидно, что несмотря на принятые меры по укреплению малийской армии, развертыванию в Мали миротворческого контингента, а в регионе Сахеля французской операции «Бархан» безопасности больше не стало ни в Мали, ни в регионе. Более того, налицо процесс консолидации джихадистов. Наблюдается эскалация насилия, которое расширяется как качественно (растет число нападений и их жертв), так и географически. Выход из такой ситуации видится один – больше внимания и средств направлять на подготовку национальных кадров силовиков.