- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжиро-итальянский «пакт» по Ливии

Алжир пытается активно воздействовать на ливийскую ситуацию в плане усиления поддержки правительству национального согласия (ПНС) Файеза Сараджа и ради этого он объединяется с Италией.

Наглядным тому свидетельством служит тот факт, что сразу после завершения поездки по Ливии министра по делам Магриба Абделькадера Месахеля алжирское руководство начало консультации в Риме по данной проблеме с итальянской стороной.

Несмотря на то, что АНДР и Италия признают наличие различных взглядов по целому ряду моментов и руководствуются отличными друг от друга интересами (для Алжира первостепенными являются вопросы политики и безопасности, тогда как для Рима на первом месте находится обеспечение энергетических потребностей).

Однако они сходятся относительно необходимости установления власти в Ливии ПНС Ф.Сараджа и в этом противостоять другому условному «блоку» — франко-египетскому, имеющему четкую установку на поддержку киренаикского маршала Х.Хафтара, выступающего с контрпроектом объединения страны.

Что же касается узкой алжиро-итальянской встречи в Риме, то она во многом была подготовлена ливийским турне А.Месахеля, посетившего в ходе него основные «центры силы» за исключением Тобрука (Зинтан, Аль-Бейда, Бенгази, Мисурату и Триполи).

В ходе нее представители алжирского МИДа и Министерства по делам Магриба обсудили перспективы реализации декабрьского соглашения 2015 года по ливийской стабилизации путем внесения в него существенных поправок.

Исходя из этого, участники переговоров фактически признали тот факт, что оно является неработающим и для его «перезапуска» они нацеливаются на сближение позиций правительства в Триполи и парламента в Тобруке.

Последний (непосредственным выразителем его интересов согласно данным представителей АНДР является сам Х.Хафтар), по алжирским оценкам, торпедирует данные соглашения.

При этом и Алжир, и Италия уже не считают его требования неадекватными и рассчитывают сблизить позиции сторон путем выработки новых положений в декабрьском соглашении 2015 года.

Таким образом, сейчас сторонам диалога требуется найти Соломоново решение, позволяющее, с одной стороны, добиться сохранения единства страны, а с другой – соблюсти интересы и Триполи, и Тобрука.

Сделать это будет крайне тяжело, учитывая степень разногласий. Если относительно соблюдения представительства в едином правительстве Киренаики вообще и Тобрука в частности договориться теоретически возможно, то куда сложнее получить согласие сторон на разделение доходов, в первую очередь от реализации на внешних рынках энергоресурсов и распределения поступления от соглашений с Евросоюзом.

Речь в том числе идет о выделенной со стороны Брюсселя «помощи» и предоставленных Ливии денежных средствах на осуществление контроля миграции.

Учитывая тот факт, что основной объем добываемых в стране энергоресурсов приходится на восточную часть страны, договориться об их распределении будет крайне сложно, поскольку представители Триполи фактически стремятся добиться их перенаправления в свою пользу, тогда как Бенгази и Тобрук заявляют о необходимости соблюдения в данном случае «принципа справедливости», то есть в пользу оставления за собой основной части доходов.

Между тем, пока едва ли не единственным эффектом от таких усилий является временное успокоение Ф.Сараджа, в апреле после наступления сил Х.Хафтара в Феццане обратившегося за помощью к мировому сообществу. Во всяком случае, совместные усилия Алжира и Италии демонстрируют ему, что он не одинок в своей борьбе.

И возможно, что они носят не только сугубо гражданский характер. Так, среди офицеров Х.Хафтара заговорили о получении Триполи и Мисуратой «существенной военной помощи» и что реально авиационные удары по их позициям в Феццане наносили не «больше существующие на бумаге» ВВС правительства Ф.Сараджа, а алжирская и итальянская боевая авиация.

В любом случае, пока им не удалось добиться решающего перелома в этом важном для будущего всей Ливии поединке. Соответственно, в такой ситуации они пытаются реализовать собственный политический сценарий.

Между тем, это наталкивается на позицию сразу нескольких крупных игроков, включая Египет, Францию, Россию и США.

При этом Алжир, несмотря на всю важность положительного решения для него ливийского вопроса, не готов реально конфликтовать из-за этого с данными государствами, включая и РФ.

Напротив, его руководство рассчитывает на налаживание с ними координации, «чтобы успокоить горячность Хафтара» и убедить отказаться от его бонапартизма и «инкорпорироваться в гражданскую власть», то есть признать верховенство правительства Ф.Сараджа, обеспечив за маршалом сохранение контрольных позиций на востоке Ливии.

Вместе с тем, самым сложным с точки зрения алжирских лидеров моментом в выстраивании отношений с прочими игроками в этой стране служит позиция США, основной интерес которых, согласно источникам АНДР, сводится лишь к «борьбе против «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России организация) без конечной цели установления там какой-то осязаемой единой власти.

Однако эти алжиро-итальянские попытки «разворота» ситуации выглядят слишком запоздалыми и для прочих участников «большой игры» в Ливии на фоне прогрессирующего внутреннего ослабления правительства Ф.Сараджа становится все более сомнительным необходимость его поддержки.