- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

США втягиваются в конфликты в Ираке и Сирии

Пентагон подтвердил, что президент США Дональд Трамп предоставил министерству полномочия изменять ограничения на численность контингента Вооруженных сил государства, дислоцированных в Сирии и Ираке. Об этом сообщил корреспонденту ТАСС в среду, 26 апреля, сотрудник пресс-службы оборонного ведомства Кристофер Шервуд. «По запросу министра обороны (Джеймса) Мэттиса президент делегировал ему полномочия по управлению ВС в Ираке и Сирии», — отметил он. По словам К.Шервуда, «такое делегирование полномочий» пока не привело к изменению ограничения на численность контингента в этих странах. Такой шаг Д.Трампа «не предвещает изменений в нашей операции в Ираке и Сирии по разгрому ИГ (запрещенная в РФ террористическая группировка «Исламское государство»-авт.)», — пояснил представитель Пентагона. «Наша стратегия продолжает основываться на работе с местными силами и проведении всех операций в Ираке с одобрения иракского правительства», — подчеркнул К.Шервуд. Он отметил, что действия президента сделают военачальников на местах «более мобильными, адаптивными и эффективными в деле поддержки американских партнеров, а также позволят принимать решения, которые принесут пользу» военнослужащим. В заключение К.Шервуд подчеркнул, что Д.Трамп лишь вернул главе Пентагона его прежние полномочия. «В этом нет ничего нового», — заключил он. На данный момент в Ираке, по официальным данным, находятся 5 262 американских военнослужащих, а в Сирии — 503. Решение Д.Трампа стало еще одним шагом в расширении полномочий американских военачальников на местах. Сторонники усиления ВС США, в том числе и в Конгрессе, считают, что такой шаг президента позволит более гибко реагировать на непредвиденные события на поле боя. Иракское правительство также настаивает на необходимости военного присутствия США в регионе. Для начала надо отметить, что Багдад пока такого желания ясно не артикулировал, а желание подзадержаться в Ираке после окончания операции в Мосуле высказывали как раз в Пентагоне. И это был характер зондирования позиции иракских руководителей. С учетом проиранского настроя Багдада и антииранской риторики Вашингтона с этим вопросом могут возникнуть сложности. Особенно, если начнется процесс консолидации с суннитскими племенами и элитой со стороны шиитского руководства Ирака. Если не с точки зрения факта самого присутствия войск США, то, по крайней мере, с точки зрения их численности. Во-вторых, в Сирии американских военных сейчас не 503, а около 1000, а в Афганистане более 8000. И это не точные цифры, возможны и небольшие допуски в сторону увеличения. В-третьих, совершенно непонятна логика американских военных, которые трактуют последние по времени распоряжения американского президента исключительно с точки зрения увеличения инициативы местных командиров по переброске военных из одних районов Сирии в другие, где уже стоят американцы. Если бы Д.Трамп еще бы и санкционировал переброску батальонов и рот в объеме одной сирийской провинции или даже всего Ирака в целом, то США не выиграли бы вообще ни одной войны, а президент возможно уже бы надорвался. В данном случае все ясно: Пентагон «дожал» нового хозяина Белого дома на предмет численного увеличения американских военных контингентов в Ираке и Сирии «в зависимости от складывающейся обстановки» при, естественно, ограничении верхнего предела. Некоторые эксперты при этом утверждают, что количество военнослужащих США в той же Сирии может быть увеличено вдвое. Вся эта история была ожидаема, и в данном случае американским генералам, которые вновь после Б.Обамы почувствовали вкус к жизни, не удалось «дожать» Д.Трампа на кратное усиление присутствия американских военных в Афганистане. А ведь Сирия, Ирак и Афганистан шли «в пакете». Почему пока не получилось в Афганистане? Ровно по той причине, что Д.Трамп не видит со стороны афганского направления перспективы получения каких-либо дивидендов с точки зрения повышения своего личного рейтинга внутри Соединенных Штатов. А вот за Сирию и Ирак американским генералам пришлось немного попотеть, поскольку и Мосул, и Ракку должны были взять к «стодневному» юбилею нового президента. Это должно было укрепить имидж нового хозяина Белого дома, у которого слова не расходятся с делом, и на этом фоне уже постараться протолкнуть свои внутренние программные реформы. Пока не выходит. Или выходит не так, как надо для настоящего американского пиара. Половина ракет в Сирии не долетела до цели; супер-бомба убила в Афганистане только тридцать боевиков из 40 тысяч талибов (Кабул вновь решил помочь союзнику, доложил о 70, но министр обороны США все испортил, раздраженно заявив журналистам, что у американских военных нет времени раскапывать бункеры и считать погибших талибов. То есть выходит, что у афганцев такое время есть, и они уже все раскопали); с Кореей тоже все оказалось блефом, и авианесущая группа даже не делала попыток дойти из Филиппин к берегам КНДР; угрозы разорвать сделку по ИЯП так и остались угрозами, и т.п.

Из всего этого следует главный вывод.

Президент США Д.Трамп вступает на опасную дорожку своих предшественников, которые согласно закону Паркинсона неуклонно втягивались в латентные конфликты, поддаваясь на заверения своих генералов, типа «вот введем еще один батальон, и победа не заставит себя ждать». Так было и во Вьетнаме, так было и в Ираке, так сейчас есть в Афганистане. То же самое мы видим сейчас в Сирии и Ираке. На самом деле прежняя администрация, в том числе и ее силовой блок, очень четко оценивал все риски такой схемы, и именно поэтому так неохотно Б.Обама соглашался даже на минимальное увеличение контингентов в горячих точках, и именно по этой причине прежнее руководство Пентагона (особенно Р.Гейтс) настаивали на жестких сроках окончания той или иной операции и четком просчитывании задействованных сил и средств. Пока сбываются наши прогнозы о втягивании американцев в латентные конфликты, как минимум, в Ираке и Сирии. Если говорить объективно, то у США небольшое поле для маневра, особенно в Сирии. Ракку еще возможно взять силами курдов, но вот что касается Дейр эз-Зора (а это обязательный пункт, с учетом провозглашенной Трампом главной задачи по искоренению ИГ), то здесь просто необходимы новые силы для поддержки пока неубедительного суннитского ополчения, подготовленного на иорданских базах. При этом маневрировать в данном случае США смогут только авиацией, перебрасывая ее из Ирака или из-под Ракки. А вот сухопутные войска и артиллерию придется усиливать за счет направления новых частей, дабы не подвергать рискам уже отвоеванные участки на других направлениях.