- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экономических отношениях Турции и Марокко

Как и в случае с другими странами Северной Африки, последние годы характеризуются повышенным вниманием турецкого руководства к марокканскому потенциалу и политическим сближением Рабата и Анкары.

Несмотря на относительно большую географическую удаленность и невысокий уровень экономического и политического взаимодействия на протяжении новой и новейшей истории, в последние годы развитие обеих стран характеризуется наличием общих тенденций, что открывает новые перспективы.

Так, в последние годы обе страны переживают период реформации своей политической системы, причем в обоих случаях развитие пошло по схожему сценарию в виде повышению роли религиозных партий в политической жизни страны. Хотя о полной идентичности правящий в двух странах партий, имеющих одинаковые названия, утверждать нельзя, в обоих случаях подчеркивается их умеренный характер, а сами они позиционируют себя как положительный пример внедрения политического ислама в политическую жизнь страны. По утверждению их представителей, такая система доказала свою жизнеспособность и привлекательность по сравнению со многими политическими силами региона. В Марокко и Турции схожесть этих политических систем, обмен опытом между ними и их взаимодействие позиционируется как важная не только для двух государств, но и «для благополучия всего мусульманского мира в целом»[i] [1], поскольку может рассматриваться как некая модель для многих стран региона.

При этом марокканская сторона позиционирует появление своей Партии справедливости и развития (ПСР) в ее сегодняшнем виде не как последователя аналогичной партии в Турецкой Республике, а скорее как закономерный результат исторического развития королевства с его традициями и культурой. То есть, согласно этой точке зрения, в политическом развитии Турция и Марокко независимо идут каждый по своему пути, но предпочтение именно этому направлению в политике в обоих случаях — результат мудрого выбора народа, а не попытка следовать шаблонному курсу.

Важно и то, что обе страны сумели пройти периоды перемен и сумели сохранить внутреннюю стабильность на относительно хорошем уровне. При этом и Марокко и Турция вовлечены в процесс восстановления пострадавших от «арабской весны» и иных потрясений последних лет регионов. Для Турции это Сирия и Ирак, а для Марокко – Ливия и Мали. В связи с этим общей угрозой для Турции и Марокко стали экспансия религиозного экстремизма из нестабильных стран, поток нелегальной миграции, что диктует необходимость сотрудничества в области безопасности.

Наконец, обе страны имеют схожие проблемы и в энергетическом секторе в виде отсутствия собственных запасов энергоносителей в достаточном количестве на фоне увеличения внутреннего спроса на них.

Политические потрясения 2011 года поставили на повестку дня во многих арабских странах вопрос, способна ли экономическая и политическая модель Турции стать эталоном для переживающих переходный период стран Северной Африки?

Не стало исключением и Марокко, где в 2011 году многие СМИ стали указывать на наличие очевидных преимуществ турецкой модели развития. Интересно, что Турецкая республика для стран Северной Африки даже сравнивалась с Западной Европой для Восточной Европы в конце 1980-начале 1990-х годов, когда последние взяли курс на сближение и начали глубокую интеграцию с первыми после крушения Восточного блока[ii] [2].

Сообщалось также о неких социальных опросах в арабских странах, в ходе которых около 30 % опрошенных в Марокко, Египте заявили, что хотят «видеть своего будущего политического лидера похожим на Р. Эрдогана».

В качестве причины для популярности представителей правящей партии Турции указывается то, что ее лидеры одними из первых поддержали страны в послереволюционный период на пути демократического строительства и приветствовали новые шаги в этом направлении. В-частности, это было во время визита министра иностранных дел Турции А.Давутоглу в Тунис в 2011 году. Одобрение со стороны арабской общественности вызвало и то, что турецкий премьер-министр Р.Т.Эрдоган одним из первых призвал сирийского лидера Б.Асада «прислушаться к требованиям народа» и стал настаивать на его отставке. Правда, уже в 2012 году по данным аналогичных опросов популярность Р.Т.Эрдогана и турецкого руководства в Сирии значительно упала.

На наш взгляд, свой вклад в популярность Турции внесло и наличие личной харизмы у Р.Т.Эрдогана.

Но самым важным фактором, обусловившим популярность турецкой ПСР во многих арабских странах, стали успехи экономической политики Турецкой Республики. На протяжении последнего десятилетия этот успех был очевиден для многих, хотя был обусловлен разными причинами, в том числе независящими от турецкого руководства.

То есть в глазах значительной части арабской общественности Турция, управляемая либерально и демократично, не только доказала, что политический ислам может мирно сосуществовать с демократией, но и за относительно короткий промежуток продемонстрировала серьезный успех, прежде всего в экономике. Именно поэтому в период крутых перемен более логичным показалось пойти по ее пути, нежели по какому-то иному.

Конечно, Турция не начинала арабские революции, а успех исламистских партий на выборах Марокко, Туниса и Египта в 2011 – 2012 годах был обусловлен в первую очередь объективными причинами, не связанными с турецкой политикой. Тем не менее, популярность турецкой модели волей или неволей внесла свой достаточно значительный вклад в этот успех, который пока еще не оценен объективно.

Начиная с 2013 года наблюдается некоторое политическое сближение Анкары и Рабата в виде более частых встреч руководителей двух государств и совместных заявлениях.  В 2016 году Турция вместе с Францией и США заявили о своей поддержке желания Марокко восстановить членство в организации Африканский Союз[iii] [3].

Летом того же года после попытки свержения Р.Эрдогана Марокко наряду с Катаром и Суданом было в числе первых трех стран, заявивших о поддержке действующих турецких властей и осудивших попытку переворота[iv] [4]. В начале 2017 года турецкое руководство приветствовало решение марокканских властей закрыть образовательные учреждения, связанные с движением «Хизмет», которые функционировали в королевстве с 1994 года в количестве 8 школ. По утверждению марокканских властей, решение было обусловлено, что указанные учреждения игнорировали некоторые требования министерства образования королевства[v] [5]. Взамен них, по утверждению марокканской прессы, Анкара планирует открытие новых образовательных учреждений в 2018 году[vi] [6].

Турецкое руководство не заявляло о признании марокканского суверенитета над территорией Западной Сахары, однако пока не видит ее как независимую страну. В 2013 году во время визита в Марокко Р.Т.Эрдоган заявил, что «Турция не признает ПОЛИСАРИО, но поддерживает переговоры в рамках ООН о решении данной проблемы»[vii] [7].

Что касается экономических отношений, то их уровень пока оценивается как отстающий от своего потенциала. В 2006 году подписано Соглашение о свободной торговле между двумя странами. Объемы двусторонней торговли остаются невысокими, хотя и демонстрируют серьезный рост (с 1,341 млрд долл. США по итогам 2011 года до 2,05 млрд долл. США по итогам 2015 года). Турецкий экспорт формирует 65 % указанной суммы, его основы составляют транспортные средства, продукция текстиля, продукция металлургической промышленности. Основу марокканского экспорта составляют транспортные средства (автомобили марки Renault, производящиеся в Танжере), золото, продукция химической промышленности.

С учетом количества населения в Марокко и сравнения экспортных показателей Турецкой Республики в другие страны Северной Африки, уровень торговли с королевством отстает от своего потенциала даже по региональным показателям, которые тоже характеризуются как не отвечающие потенциалу.

Марокко важно для Турции и ввиду своего географического положения, которое может способствовать доступу турецкого бизнеса на рынки Америки, Западной Африки и даже Европы. В этом плане способствующим фактором является наличие самой развитой в Северной Африке портовой инфраструктуры в королевстве. Пока этот потенциал не реализуется, однако в 2013 году во время визита премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана в Марокко стороны подписали соглашение о развитии судоходного маршрута между турецкими и марокканскими портами. Отметим, что это уже третья подобная инициатива Анкары в Северной Африке: первая планируется к реализации в кооперации с Тунисом по созданию судоходного маршрута, вторая имела место с Египтом по получению льготы в использовании Суэцкого канала. И если тунисскую инициативу стоит воспринимать по большей части как проект в целях получения доступа к внутреннему рынку страны, то марокканский случай – это получение возможности обеспечения логистической составляющей для экономической экспансии в Западную Африку и некоторые иные регионы.

Крайне низким даже по региональным меркам остается объем турецких инвестиций в экономику Марокко. В 2014 году он оценивался в 240 млн долл. США[viii] [8], с того момента информация о каких-либо крупных инициативах отсутствует, как и о планах по их привлечению. Турецкие строительные компании оказывали помощь в строительстве трамвайной линии в Касабланке.

Вместе с тем, не стоит забывать и об экономической конкуренции между двумя странами. Речь прежде всего об экспорте продукции сельского хозяйства и трудовой миграции в Европу. Хотя эта конкуренция не является острой по причине географического расположения (главными направлениями марокканской миграции и экспорта являются Франция, Испания, Бельгия, а турецкого – Германия, Италия и страны центральной и восточной Европы), она существует. В 2016 году также отмечалось, что Марокко сумело значительно увеличить экспорт своей сельскохозяйственной продукции в российском направлении, в том числе заменив часть турецких товаров из-за ввода санкций после инцидента в сирийском небе в конце 2015 года.

[i] [9] https://www.dailysabah.com/op-ed/2016/02/12/time-to-intensify-turkish-moroccan-partnership [10]

[ii] [11] http://northafricapost.com/1694-turkey-as-a-role-model-in-the-mena-region-after-the-arab-spring.html [12]

[iii] [13] http://northafricapost.com/13250-morocco-ankara-backs-moroccos-return-au.html [14]

[iv] [15] http://northafricapost.com/12980-morocco-among-three-countries-immediately-denounce-turkish-failed-coup.html [16]

[v] [17] http://northafricapost.com/15877-turkey-welcomes-closure-gulen-schools-morocco.html [18]

[vi] [19] http://northafricapost.com/17177-ankara-launch-new-schools-morocco-next-year.html [20]

[vii] [21] https://www.moroccoworldnews.com/2016/05/186424/turkish-investors-interested-in-investing-in-the-sahara/ [22]

[viii] [23] https://www.ft.com/content/ae10eace-10fa-11e4-b116-00144feabdc0 [24]