- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О месте и времени проведения израильским правительством официальной церемонии в ознаменования 50-летия поселенчества

В этом году израильтяне отмечают 50-летие своей победы в Шестидневной войне 1967 году. Это особое событие в новейшей истории еврейского государства, сопоставимое по своему значению для него только с Войной за Независимость 1947-1949 гг. Именно благодаря Шестидневной войне Восточный Иерусалим был воссоединен с Западным Иерусалимом под властью Израиля. 50-летние этого события будет особо отмечаться в конце мая (28 ияра по еврейскому календарю), в День Иерусалима (Йом Ерушалаим), который был официально введен в Кнессетом (по рекомендации Верховного Раввината и правительства) в качестве государственного праздника в 1968 году.

С точки зрения израильского законодательства весь Иерусалим является частью Государства Израиль и его столицей. Это часть общенационального консенсуса, против которого выступают только радикально-левые маргиналы. Поэтому День Иерусалима отмечался в Израиле на протяжении всех прошедших лет, независимости от того, кто находился у власти – левые или правые. Совсем иное дело – израильские поселения в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Их, безусловно, не было бы, если бы не победа Израиля в Шестидневной войне, однако то, что одни израильтяне (правые) рассматривают в качестве освобождения частей своей родины, другие израильтяне (левые) рассматривают в качестве оккупации арабских территорий. Имеются и многочисленные промежуточные варианты, идеология которых сводится в основном к формулировке: да, конечно, это часть нашей исторической родины, но там теперь живет другой народ, поэтому необходим какой-то компромиссс…

В этой связи никаких официальных общегосударственных празднований, посвященных освобождению Иудеи и Самарии и основанию еврейских поселений в этих районах страны, в Израиле ранее не проводилось. Однако на этот раз, в год 50-летия Шестидневной войны все будет иначе. Как было сообщено, правительство Израиля решило провести специальную тожественную церемонию в ознаменование 50-летия еврейского поселенчества в Иудее и Самарии. Это будет не местная поселенческая инициатива, а именно полноценная государственная церемония. В ней примут участие премьер-министр Биньямин Нетаньяху, президент Реувен Ривлин, председательница Верховного суда Мирьям Наор и председатель Кнессета Юлий Эдельштейн. Государственный характер церемонии лишь подчеркивает то обстоятельство, что Мирьям Наор, в отличие от прочих упомянутых высокопоставленных должностных лиц, никак нельзя причислить к сторонникам поселенчества. Биньямин Нетаньяху, Реувен Ривлин и Юлий Эдельштей представляю правую партию Ликуд (последний, к тому же, является жителем поселения Неве-Даниэль). Председательница же Верховного суда по своим взглядам тяготеет к левым (как часто утверждают ее оппоненты, даже к крайне левым). Однако правые партии уже достаточно давно непрерывно находятся у власти в Израиле, они успели сильно повлиять на представление о том, что является консенсусом в современном израильском обществе.  Этого вполне достаточно, чтобы высокопоставленные должностные лица обязаны были бы принимать участие в подобной церемонии вне зависимости от своих личных политических взглядов, а лишь в силу своего официального статуса.

Было решено, что упомянутая церемония состоится в расположенном к югу от Иерусалима и Вифлеема региональном совете Гуш-Эцион 22 элуля (13 сентября 2017 года), в день, когда, по еврейскому календарю, в 1967 году, практически сразу же после Шестидневной войны был восстановлен кибуц Кфар-Эцион. Восстановлен он был потому, что этот кибуц был основан в 1943 году. С конца ноября 1947 года Кфар-Эцион вместе с еще тремя кибуцами, располагавшимися в этом районе, был блокирован арабами. Осажденный кибуц пал 13 мая 1948 года, всего за день до провозглашения независимости Израиля. Почти все его защитники погибли. Незадолго до падения из Кфар-Эциона из него удалось эвакуировать в Иерусалим детей. Именно эти дети, выросшие без погибших в боях за Гуш-Эцион отцов, восстановили Кфар-Эцион в 1967 году. Во главе них стоял Ханан Порат (1943-2011), ставший в последствии депутатом Кнессета от религиозно-сионистской партии МАФДАЛ (нынешний «Еврейский дом»).

История Гуш-Эциона больше истории едва ли не любой другой группы еврейских поселений Иудеи и Самарии подходит для общенационального консенсуса, способного объединить как правых, так и левых израильтян: Евреи выкупили эту землю еще в начале 20-х годов прошлого века и обосновались здесь в 1926 году. Несмотря на законность покупки, арабы неоднократно совершали нападения на еврейские поселения Кфар-Эциона, пытаясь изгнать их жителей. Героизм защитников Гуш-Эциона во время Войны за Независимость, осознание того, что они, жертвуя своими жизнями, на протяжении нескольких месяцев препятствовали продвижению арабских подкреплений к Иерусалиму, прочно вошли в общеизраильский нарратив. Мало у кого даже из левых израильтян повернется язык, чтобы назвать кибуц Кфар-Эцион «оккупированной территорией».

Можно было бы рассматривать церемонию, проведение которой намечено в Кфар-Эционе, в качестве еще одного, пусть весьма впечатляющего мероприятия года, в который в Израиле отмечается 50-летие победы в Шестидневной войне. Однако представляется, что выбранная дата – дата восстановления кибуца Кфар-Эцион, ставшая одновременно датой начала современного еврейского поселенческого движения в Иудее и Самарии – говорит сама за себя. В ней есть политическая декларация израильского руководства, дающего понять, что поселения Иудеи и Самарии это не эпизод и не достояние только одного (правого) политического лагеря, а неотъемлемая часть современного Государства Израиль, такая же, как Иерусалим.

[1]

[2]

Защитники Кфар-Эциона на огневых позициях. 1948 г.

  [3]

Взятые в плен последние двое защитников Кфар-Эциона в окружении арабских солдат. Справа – командующий Трансиорданским легионом майор Абдалла а-Тель. Май 1948 г.

  [4]

Ханан Порат (справа) и раввин Моше Левингер (1935-2015), возглавивший в 1968 году поселенцев Хеврона, на плечах своих приверженцев во время демонстрации сторонников поселенчества в начале 1970-х годов