- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обмен критическими заявлениями между Израилем и КНДР

В минувшую субботу, 29 апреля, министр обороны Израиля Авигдор Либерман дал интервью корреспонденту лево ориентированного в политическом отношении популярного израильского новостного сайта Walla. Среди прочего министру был задан вопрос относительно того, будет ли иметь какое-либо влияние на Израиль возможный вооруженный конфликт между КНДР и США. В ответ на этот вопрос Авигдор Либерман сказал, что вооруженный конфликт между КНДР и США может иметь самое непосредственное отношение к еврейскому государству: «Этот помешанный из Северной Кореи (Ким Чен Ын – В.Ч.) является ближайшим союзником иранцев. Здесь существует преступная ось — от Северной Кореи через Иран до Сирии и «Хизбаллы». Это люди, вся цель которых состоит в попытке подорвать стабильность во всем мире. Это экстремистская и помешанная компания (…) Любой ядерный кризис в любом месте мира повлияет на весь мир. Необходимо понять, что не может быть ограниченного с точки зрения места ядерного кризиса».

Неожиданно для всех в тот же самый день Министерство иностранных дел КНДР выступили с официальным осуждением упомянутых высказываний израильского министра обороны. «Это низкие и преступные высказывания, которые являются весьма прискорбным вызовом в адрес КНДР, — было сказано в заявлении северокорейского МИДа, — Израиль это единственное государство на Ближнем Востоке, которое незаконно владеет ядерным оружием. Вместе с тем Израиль поднимает крик по поводу программы ядерного сдерживания, разрабатываемой Корейской Народно-Демократической Республикой, и обливает ее грязью. Речь идет о циничном трюке, имеющем своей целью уклониться от всемирного осуждения тех, кто препятствует миру на Ближнем Востоке, кто оккупирует арабские территории и является соучастником преступлений против человечества (надо полагать, что, согласно северокорейской версии, Израиль является соучастником преступлений США – В.Ч.). Лучше бы Израиль дважды подумал о возможных последствиях его вовлечения в преступную кампанию против КНДР».

Следует отметить, что прямой выпад КНДР против Израиля в связи с упомянутыми высказываниями израильского министра обороны Авигдора Либермана не имеет никаких прецедентов. Прежде северокорейские власти никогда не делали никаких прямых официальных заявлений ни в адрес Государства Израиль, ни в адрес каких-либо конкретных израильских политических деятелей. Поэтому неудивительно, что израильское Министерство иностранных дел незамедлительно обратило на данный дипломатический демарш КНДР внимание.

Уже в ту же субботу в связи повышенной заинтересованностью обратившихся в МИД за разъяснениями представителей израильских СМИ пресс-секретарь израильского Министерства иностранных дел Имануэль Нахшон сделал заявление по поводу данного дипломатического инцидента. Он в частности отметил, что в прошлом КНДР высказывала (вместе с другими странами) официальное осуждение Израиля. Так было после совершенной 6 сентября 2007 года атаки на ядерный реактор в Сирии, которая была, согласно зарубежным источникам, осуществлена ЦАХАЛом. Сирийский ядерный реактор был построен при помощи КНДР. Согласно тем же зарубежным источникам, в результате израильской атаки на этот реактор были убитые среди северокорейских специалистов, работавших на нем. Помимо этого, КНДР обнародовала в январе 2009 года заявление с  осуждением операции «Литой свинец», проведенной ЦАХАЛом против ХАМАСа в секторе Газы. Однако тогда КНДР лишь поддерживала инициативы других стран, выступавших с осуждением Израиля и его политики. На этот раз все было иначе – Северная Корея напрямую и незамедлительно отреагировала на высказывания израильского политика в ее адрес.

Уместно упомянуть о том, что сходное и даже еще более резкое официальное заявление КНДР опубликовала в последние дни по поводу осуждения Австралией режима Ким Чен Ына. То, что КНДР постоянно обрушивается с нападками и угрозами на США, как бы само собой разумеется. В Израиле считают, что столь резкие нападки, включающие неприкрытые угрозы, со стороны КНДР, в адрес Израиля, государства, которое ни коим образом не представляет военной угрозы для нее, скорее всего, являются свидетельством напряжения, в котором пребывает северокорейский лидер на фоне кажущейся вполне реальной угрозы войны с США.