- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Информационно-психологическое обеспечение участия ВС Республики Корея в операции в Ираке

Достижение толерантного отношения населения Республики Корея к участию южнокорейских военнослужащих в военной кампании, проводимой США в Ираке, является одной из сложных проблем, стоящих перед руководством страны в настоящее время. В значительной мере это обусловлено ростом антиамериканских настроений в Республике Корея (РК), планами администрации США по уменьшению американского военного присутствия на Корейском полуострове и ростом в южнокорейском обществе числа сторонников межкорейского объединения.

Именно поэтому при освещении операции союзнических войск в Ираке, а также вопросов, связанных с отправкой подразделений вооруженных сил (ВС) РК в эту страну, первостепенное внимание уделялось формированию общественного мнения о США как о надежном, сильном союзнике Южной Кореи и убежденности населения страны в том, что обстановка в Ираке не несет серьезной опасности для жизни южнокорейских военнослужащих, особенно в районах предполагаемого их размещения.

Для предотвращения утечки закрытой информации и обеспечения должной координации действий органов и служб, занимающихся информационно-психологическим обеспечением участия ВС РК в операции в Ираке, прежде всего был строго ограничен доступ СМИ к высокопоставленным представителям южнокорейского военного командования. В частности, 28 января 2003 г. министерство обороны РК выпустило директиву, в соответствии с которой представители южнокорейских средств массовой информации, прежде чем встретиться или поговорить по телефону с высшими офицерами, должны получить на это разрешение официального представителя ВС РК. Таким образом, еще до начала боевых действий в Ираке командование ВС РК получило возможность контролировать работу журналистов и предупреждать публикацию материалов, содержание которых противоречило бы его позиции в отношении войны США против режима С. Хусейна и участия южнокорейских военнослужащих в этой войне.

Предвидя увеличение числа публикаций, посвященных ходу военной операции в Ираке и особенно позиции правительства РК по данному вопросу, всем должностным лицам, к которым предположительно могли обратиться представители южнокорейских СМИ с просьбой прокомментировать данный вопрос, было предписано во время этих встреч брать инициативу на себя и при этом корректно предлагать свое видение вопроса до того, как это сделают журналисты. Для повышения эффективности «внушения» общественности своей точки зрения в правительстве РК в этот период было вдвое увеличено число пресс-секретарей и специалистов по связям с общественностью. Только в администрации президента РК Ро My Хена число пресс-секретарей и их помощников достигло двенадцати. Также была учреждена новая должность — представитель президента по связям с иностранными СМИ — и упрощена процедура аккредитации журналистов, что позволило представителям всех СМИ присутствовать на пресс-конференциях южнокорейского правительства. По словам Ро My Хена, расширение связи его администрации с региональными и зарубежными СМИ связано прежде всего с ее крайней обеспокоенностью некорректной трактовкой заявлений высокопоставленных государственных деятелей в СМИ.

Кроме того, южнокорейское военное командование предприняло ряд шагов, направленных на обеспечение освещения войны в Ираке в выгодном для него ракурсе. В частности, органы психологических операций (ПсО) РК совместно с подразделениями ПсО США в Южной Корее весной — летом 2003 г. провели акцию, в ходе которой в ряде центральных южнокорейских газет были опубликованы статьи с анализом динамики отношений между США и РК. В этих статьях, приуроченных к 50-летию подписания Соглашения о перемирии на Корейском полуострове и Договора о взаимной обороне РК и США, была дана положительная оценка роли американо-южнокорейского альянса, приведены высказывания представителей объединенного американо-южнокорейского командования и видных политических деятелей РК в поддержку развития военного сотрудничества двух стран и «объяснена» необходимость участия южнокорейских военнослужащих в совместных с ВС США «миротворческих операциях».

Помимо публикаций в «традиционных» средствах массовой информации широкая кампания по информационно-психологическому обеспечению отправки южнокорейских войск в Ирак была развернута и в сети Интернет. Так, МО РК открыло веб-сайт, на котором посетители могут узнать об участии южнокорейских военнослужащих в миротворческих операциях за рубежом — в Афганистане и Восточном Тиморе. На этом сайте существует также раздел с подробной информацией о миротворческой деятельности южнокорейских военнослужащих в Ираке, отправка первого подразделения которых состоялась в мае 2003 г.

Схожие по содержанию материалы, в том числе с комментариями представителей объединенного американо-южнокорейского командования, были опубликованы на совместном американо-южнокорейском сайте, созданном объединенным командованием в рамках программы «Хорошие соседи». Эта программа призвана исправить ухудшившиеся в последнее время отношения между американскими военнослужащими и южнокорейским населением. Впоследствии эти материалы были растиражированы южнокорейскими электронными и печатными СМИ.

В качестве еще одного аргумента в защиту необходимости присутствия ВС РК в Ираке южнокорейские СМИ распространяли мнение о том, что впоследствии оно может принести Южной Корее значительные политические и экономические выгоды. Под политическими выгодами здесь понимается возможность получения от США уступок при разрешении различных спорных вопросов «в обмен» на согласие правительства РК оказать Соединенным Штатам военную помощь, а под экономическими — возможность сделать выгодные инвестиции в экономику Ирака.

В целом, исходя из анализа материалов, опубликованных в южнокорейских СМИ, а также заявлений ведущих политических деятелей РК и их официальных представителей, можно заключить, что для позиционирования необходимости отправки подразделений ВС РК в Ирак использовались следующие доводы.

1. Отправка подразделений ВС РК в Ирак и их совместное с ВС США участие в операции по устранению угрозы, исходящей со стороны режима С. Хусейна, является долгом Южной Кореи и находится в сфере ее государственных интересов, вытекающих из традиционных дружественных связей с США. Поддержка политики США в войне с международным терроризмом и режимом С. Хусейна предусмотрена большинством существующих между Сеулом и Вашингтоном договоренностей, в том числе Договором о взаимной обороне. Поэтому присутствие южнокорейских военнослужащих в Ираке, по словам президента РК Ро My Хена, является «неизбежным шагом», который, в частности, позволит укрепить американо-южнокорейский дружеский союз.

2. Данный шаг также позволит добиться ряда уступок со стороны США в отношении КНДР и на переговорах по вопросу о передислокации ВС США в РК. То есть правительство РК, согласно заявлениям ряда видных политических деятелей РК, «в обмен» на отправку подразделений южнокорейских ВС в Ирак намерено добиться от Белого дома смягчения его политики в отношении КНДР, а также ускорения процесса перевода американской военной базы Енсан из Сеула в район г. Пхентхэк и вывода американских военнослужащих из демилитаризованной зоны.

3. Присутствие ВС РК в Ираке позволит Южной Корее принять участие в послевоенном восстановлении Ирака, что в долгосрочной перспективе принесет Сеулу большие экономические выгоды.

В ходе информационно-пропагандистской кампании особое внимание уделялось проблеме безопасности южнокорейских военнослужащих в Ираке. СМИ, освещая события и действия военнослужащих коалиции в этой стране, старались убедить южнокорейскую общественность в том, что обстановка в Ираке не несет серьезной опасности для жизни военнослужащих РК, особенно в районах их предполагаемого размещения.

Здесь следует отметить, что изначально для этой цели службы, занимающиеся информационно-психологическим обеспечением отправки подразделений ВС РК в Ирак, как основной аргумент использовали ими же выведенное тождество: «Безопасность южнокорейских подразделений в Ираке равна их тесному взаимодействию с американским командованием». Для этого в южнокорейской прессе помещались различного рода материалы, одной из задач которых, помимо убеждения населения Южной Кореи в стабильности ситуации в Ираке и полном контроле над ней сил антииракской коалиции, было акцентирование внимания на том, что южнокорейский контингент в Ираке будет действовать совместно с ВС США. В частности, до и в течение нескольких месяцев после отправки в середине апреля — начале мая 2003 г. первых подразделений ВС РК общей численностью до 700 человек в иракский город Насирия южнокорейское правительство и подконтрольные ему СМИ основной упор делали на то, что деятельность этих южнокорейских военнослужащих будет координироваться расположенным в этом городе командованием 1-й экспедиционной дивизии морской пехоты США, которое и станет главным гарантом их безопасности.

Однако позднее правительству РК пришлось отказаться от данной тактики, поскольку на волне антивоенных и особенно антиамериканских настроений в стране она не только не привела к желаемым результатам, но и способствовала усилению протестных выступлений в южнокорейском обществе.

Переломным моментом здесь следует считать гибель в декабре 2003 г. в Ираке двух военнослужащих из состава миротворческого контингента ВС РК. Поскольку подавляющая часть южнокорейцев была убеждена в том, что гибель этих военнослужащих стала результатом их участия в миротворческой миссии под американским командованием, сторонники отправки ВС РК в Ирак были вынуждены убрать из своих заявлений доводы о том, что безопасность южнокорейских военнослужащих в Ираке обеспечивается совместными усилиями южнокорейского и американского командования. Более того, характер их высказываний меняется на кардинально противоположный. Теперь они настаивают на том, чтобы США предоставили контингенту южнокорейских войск в Ираке возможность действовать самостоятельно, а из района его размещения были выведены все американские войска. Наряду с этим в прессе появляются публикации, в основе которых заложено утверждение, что «безопасность южнокорейских подразделений в Ираке напрямую зависит от их обособленности и удаленности от американского командования и военнослужащих». В большинстве этих аналитических материалов проблема отправки дополнительного контингента южнокорейских военнослужащих в Ирак преподносится как вопрос решенный, и в связи с этим южнокорейцам предлагается рассмотреть два возможных варианта присутствия ВС РК в этой стране: первый — совместно с ВС США, второй — обособленно от них. Естественно, что предпочтение в этих аналитических материалах отдается второму варианту, поскольку он предположительно является наиболее популярным среди населения страны.

Особо следует отметить, что такой поворот в ходе развития данной информационно-пропагандистской кампании не следует однозначно расценивать как косвенное подтверждение ее провала или как шаг назад, поскольку с позиции психологического рефрейминга его можно рассматривать как попытку повлиять на мнение южнокорейских граждан путем расширения границы восприятия ими этой проблемы. В результате этого возрастает возможность изменения позиций у той части общественности РК, которая настроена категорически против присутствия южнокорейских военнослужащих в Ираке.

Как показывают результаты социологических исследований, несмотря на то, что против отправки южнокорейских военнослужащих выступает большинство общественно-политических организаций РК, а ведущие оппозиционные партии страны используют «иракский вопрос» в качестве главного повода для критики действий нынешней южнокорейской администрации, деятельность правительства страны в этом направлении одобряют значительное число граждан Южной Кореи. Согласно опросу общественного мнения, проведенному газетой «Тона ильбо», 53,3% населения РК выступают против отправки дополнительного контингента южнокорейских военнослужащих в Ирак, в то время как 40,2% поддерживают принятое правительством решение об отправке. Среди сторонников Демократической народной партии против отправки южнокорейских военнослужащих в Ирак выступают 74,2%, Демократической партии нового тысячелетия — 60,9%, правящей партии «Еллин ури дан» — 51,6%.

Учитывая такой высокий разброс мнений по вышеназванной проблеме, южнокорейское руководство в своих информационно-пропагандистских действиях продолжает уделять особое внимание вопросу безопасности южнокорейских военнослужащих в Ираке. Так, в конце мая 2004 г. министерство обороны Республики Корея сообщило о своем намерении направить в иракский город Эрбиль военную делегацию для того, чтобы обсудить с местной администрацией вопросы, связанные с возможным размещением в этом городе дополнительного контингента южнокорейских военнослужащих. Данное решение было принято в ответ на полученное от администрации этого города послание, в котором сообщалось о согласии содействовать размещению в Эрбиле 3600 южнокорейских военнослужащих и выражалась готовность более тщательно обсудить этот вопрос с южнокорейской стороной.

Оценивая первые итоги информационно-психологического обеспечения участия южнокорейских военнослужащих в восстановлении Ирака, следует отметить, что организованная руководством страны информационно-пропагандистская кампания носит комплексный, долговременный характер. Ее результативность обеспечивается за счет широкого привлечения к ней органов государственного и военного управления, хорошо организованной работы с представителями СМИ, сбалансированности этапов агитационно-пропагандистских действий с политическими реалиями жизни южнокорейского общества. Все это, по мнению экспертов, позволяет руководству РК рассчитывать в ближайшей перспективе на достаточную поддержку в южнокорейском обществе по «иракскому вопросу». Определенным подтверждением этого может служить факт разработки министерством обороны РК нового плана по отправке в Ирак дополнительно 3 тыс. южнокорейских военнослужащих. Планируется, что в ближайшее время данный документ будет утвержден Советом по национальной безопасности Южной Кореи.