- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О действиях США и России в Сирии

Министр обороны США Джеймс Мэттис заверил, что Соединенные Штаты обеспечат безопасность южных границ Турции, несмотря на обеспокоенность Анкары по поводу решения Вашингтона начать поставку тяжелых вооружений курдским военным формированиям в Сирии, которых власти Турции обвиняют в тесных связях с террористами. «Мы разрешим все вопросы, вызывающие беспокойство», — цитирует агентство Рейтер высказывания главы Пентагона, сделанные во время его визита в Литву. «Мы будем работать очень тесно с Турцией в поддержку ее безопасности на южных границах, — добавил Джеймс Мэттис. — Это южная граница Европы, и мы будем поддерживать тесную связь». В минувший вторник агентство Ассошиэйтед Пресс сообщило со ссылкой на источники в Белом доме, что администрация США одобрила поставки тяжелого вооружения сирийским курдам, входящим в состав вооруженной коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС), которая ведет борьбу с группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Формирования СДС при поддержке ВВС США 6 ноября 2016 года начали операцию по освобождению от боевиков ИГ сирийского города Ракка, который эта группировка провозгласила своей «столицей». Основной боевой силой коалиции СДС являются «Отряды народной самообороны» (ОНС), боевое крыло сирийской курдской Партии демократического союза» (ПДС). Официальная Анкара считает, что ПДС и ОНС являются сирийским ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК), которая ведет вооруженную борьбу с властями Турции и признана в этой стране террористической организацией. Президент Турции Р.Т.Эрдоган на встрече в середине текущего месяца со своим американским коллегой Дональдом Трампом обсудит, в частности, поставки оружия сирийским курдам. Об этом во время визита в Черногорию заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Мы уже сообщали о том, что уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что этот визит турецкого президента окажется по большому счету «пустышкой». Турецкая сторона не получит одобрения американцев ни по одной животрепещущей для нее теме. Это, прежде всего, отказ от поддержки сирийских курдов. Кстати, судя по последним данным, тяжелая техника, которую американцы собираются поставить курдам будет в основном представлена артиллерией и минометами. Возможна и поставка танков и бронетранспортеров, но в очень ограниченном количестве. Процесс обучения в данном случае достаточно продолжительный, при этом добиться быстрого прогресса и слаженности вновь создаваемых частей будет очень сложно, что вынудит американских инструкторов занимать место командиров этих боевых машин. Уровень боевой подготовки курдов, мягко говоря, не соответствует предъявляемым требованиям, и в общем-то наступление на Ракку идет «черепашьими темпами». Теперь по осторожным оценкам американских военных, заключительная фаза операции перенесена на лето с.г. Что же касается «обеспечения южных границ» Турции, о которой говорил министр обороны США, то это в большей части просто игра слов и не более. Гарантировать, что курды из ПДС, которая является филиалом РПК перестанут осуществлять тыловое снабжение своих единомышленников в самой Турции — наивно. Да и механизмов для обеспечения такого рода «безопасности границ» у американцев в этом районе просто нет. Что же касается обещаний Пентагона снабжать своих турецких партнеров данными спутниковой и авиационной разведки позиций РПК в том же районе Кандиль или иных горных массивах, то Анкара в принципе рассчитывала не только на это. Ей, прежде всего, необходимы авиабомбы, предназначенные для ударов в гористой местности и разрушения глубоких бункеров, что США предоставлять Анкаре отказываются. Получит Анкара отказ (может быть и не категоричный, что не меняет сути) и в вопросе экстрадиции исламского проповедника Ф.Гюлена. Остается только тема т.н. «зон деэскалации», которую Вашингтон официально поддержал, но при этом, рискнем предположить, не сделает ровным счетом ничего для того, чтобы этот механизм был реализован. Прежде всего по главной причине — инициатива исходила не от Вашингтона, а из Москвы. В данном случае не разделяем оптимизм российского МИД, который полагает, что «США могут поучаствовать в работе таких зон на определенных направлениях, и прежде всего на юге Сирии». На юге Сирии и так сравнительно давно наблюдалось относительное смягчение напряжения, и только в последнее время ситуацию там пытаются расшатать подконтрольные Саудовской Аравии группировки. Но они при всех вариантах не подпадают под критерии участников функционирования таких зон и перемирие с ними заключать никто не собирается. В общем-то, не следует расценивать визит министра иностранных дел РФ С.Лаврова в Вашингтон, как нечто неординарное. Это просто был ответный визит без особых прорывов и соглашений. Стороны в очередной раз зафиксировали положение вещей в Сирии и «сверили часы». Говорить после этого, что США пойдут на какое-то взаимодействие с Россией на сирийском направлении, не стоит. В настоящее время действует механизм раннего предупреждения опасных инцидентов в воздухе и налажены каналы коммуникации срочной связи. Это тот предел, за который американцы далее не пойдут. Понятно, что задача дипломатии рисовать радужные перспективы и работать над укреплением отношений, но по факту США совершенно точно не готовы идти на какие-то серьезные договоренности о взаимодействии.

В этой связи для Москвы большее значение имеет продолжение диалога с Турцией по вопросу создания зон деэскалации, и в этом смысле не совсем понятно постоянное приглашение американцев к участию. Скажем откровенно, что такие инициативы МИД РФ расцениваются американскими аналитиками, близкими к Белому дому, как «попытки Москвы с честью выйти из сирийского кризиса с наименьшими репутационными потерями». И, соответственно, рекомендации этих аналитиков однозначные: «нельзя оказывать в данном случае никакого содействия Москве». И эта тенденция будет преобладать в политике нынешней американской администрации. В этой ситуации российской стороне было бы правильнее просто постепенно делать сложную работу по налаживанию механизмов локальных примирений и создания зон с малой степенью интенсивности боевых действий. Никакие глобальные проекты с введением конституции в Сирии или заключения масштабных договоренностей в женевском формате сейчас и в среднесрочной перспективе работать не будут, просто в силу очевидного противодействия со стороны США и КСА. А это значит, что инициативу надо отдать партнерам. Пусть они объявляют о глобальных и заранее провальных проектах, Москве важно сейчас сосредоточиться на более эффективных вещах — создание зон локального перемирия с конкретными группами и кланами, что дает результат. Пусть и не такой значительный и выгодный с точки зрения пиара, но без которого никакие договоренности в той же Женеве не сработают.