- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ возможных угроз мировому сообществу со стороны мирового исламского экстремизма

Проблема исламистского экстремизма и терроризма на рубеже тысячелетий приобрела особое звучание и значение как для Российской Федерации, так и для всех стран мира. Если еще недавно о терроризме и экстремизме можно было говорить как об отдельных проявлениях, то начиная с 80-х годов прошлого столетия эти явления стали феноменом мирового масштаба.

О сложности данной проблемы говорит тот факт, что до сих пор международному сообществу по различным причинам не удалось на общемировом уровне определить сами понятия «исламистский экстремизм» и «исламистский терроризм». Поэтому и существуют различные подходы к борьбе с этим мировым злом, а другими словами – двойные, тройные или более многоступенчатые стандарты, которые в силу складывающейся военно-политической обстановки в ближневосточном регионе и в самой Российской Федерации не позволяют даже определиться с объектом приложения усилий.

Настоящее исследование основывается на тщательном изучении российских и зарубежных материалов и публикаций в средствах массовой информации, выступлений и интервью представителей высшего военного и государственного руководства Российской Федерации, специалистов в области контртеррористической деятельности в течение 2001-2004 годов, а также отечественных и зарубежных аналитиков силовых структур и преследует основную цель — оценить возможные альтернативы развития обстановки. При этом необходимо решить ряд задач, а именно:

— определить главных «игроков» в сфере как экстремистской и террористической деятельности, так и борьбы с этими организациями и группировками. При этом основное внимание необходимо уделить угрозам со стороны этих «игроков» Российской Федерации;

— определить задачи, преследуемые субъектами данной области исследования;

— вскрыть основные угрозы со стороны экстремистских и террористических организаций (и в некоторой степени со стороны мирового сообщества) для Российской Федерации;

— предложить несколько наиболее обобщенных вариантов развития обстановки в ходе антитеррористической операции.

1. Основные «игроки» в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом

а) Исламистские экстремистские организации, действующие на международном уровне.

б) Исламистские группировки, борющиеся против светских правящих режимов за построение «правильного» мусульманского государства.

в) Исламистские организации, борющиеся против израильской оккупации арабских территорий.

г) Исламистские организации, в числе главных целей которых — ведение подрывной работы на территории РФ.

д) Политический и силовой аппарат Российской Федерации.

е) США и западные страны.

ж) Мусульманские страны консервативной направленности.

з) Мусульманские страны со светской системой органов власти.

2. Задачи, преследуемые субъектами в области борьбы с исламистским экстремизмом и терроризмом

А) Исламистские экстремистские организации, действующие на международном уровне

Основные задачи организаций и группировок («Международный исламский фронт джихада против иудеев и христиан», исламистская экстремистская организация «Аль-Каида»):

— активизация подрывной и террористической деятельности против США и стран Запада в глобальном масштабе;

— противодействие политике США и Израиля в арабском и мусульманском мире;

— координация действий разрозненных исламистских экстремистских организаций во всем мире;

— оказание всесторонней помощи боевикам, ведущим вооруженный джихад в различных горячих точках;

— вербовка наемников, их боевая подготовка и направление в районы конфликтов;

— борьба с правящими режимами в арабских и мусульманских странах, отходящих от норм «чистого ислама» и предоставляющих контингентам ВС США и их союзников объекты своей инфраструктуры.

Б) Исламистские группировки, борющиеся против светских правящих режимов за построение «правильного» мусульманского государства

Основные задачи организаций и группировок («Вооруженная исламская группа» (Алжир), «Аль-Гамаа аль-Исламийя» (Египет), группа «Абу Саяф» (Филиппины) и др.):

— противостояние правящему режиму политическими и военными методами в целях последующего захвата власти;

— распространение недоверия населения к правительству методами террора;

— подрыв позиций правительства на международной арене;

— пропаганда идей «чистого ислама» среди населения, главным образом беднейшей его части;

— распространение идей сепаратизма с последующим отделением части территорий страны и создание там шариатского государства.

В) Исламистские организации, борющиеся против израильской оккупации арабских территорий

Основные задачи организаций и группировок («Хизбалла» (Ливан), «Хамас» (Палестина), «Аль-Джихад аль-Исламийя» (Палестина) и др.):

— вооруженное противостояние с Израилем до полного прекращения оккупации арабских территорий;

— борьба со светскими правительствами, идущими на мирные переговоры по урегулированию конфликта;

— срыв переговорного процесса по мирному палестино-израильскому урегулированию путем проведения крупномасштабных террористических акций с большим количеством жертв;

— создание в конечном итоге исламистского шариатского государства на освобожденных территориях;

— ведение широкомасштабной пропагандистской работы, оказание материальной помощи пострадавшим от интифады, расширение социальной базы своих сторонников.

Г) Исламистские организации, в числе главных целей которых — ведение подрывной работы на территории РФ

Основные задачи организаций и группировок (Всемусульманская ассоциация «Братья мусульмане»):

— распространение идей «истинного ислама» на Северном Кавказе и в других районах РФ, в которых преобладает мусульманское население;

— создание на территории РФ независимых от федерального центра «исламских территорий»;

— поощрение сепаратизма в России путем побуждения мусульман к созданию негосударственных образований;

— организация террористической деятельности исламистских боевиков на территории РФ;

— нанесение ущерба внешнеполитическому авторитету РФ в арабских и других мусульманских странах;

— поддержка и всесторонняя помощь боевикам («братьям»), ведущим вооруженный джихад против «неверных» на Северном Кавказе;

— создание глобальной системы так называемых благотворительных неправительственных организаций для поддержки джихада за «чистый ислам» на Северном Кавказе;

— создание в конечном итоге надгосударственного шариатского объединения по образцу «Великого Халифата» с включением в него ряда районов России.

Д) Задачи военной и политической организации Российской Федерации по противодействию исламистскому экстремизму и терроризму:

— противодействие сепаратистским тенденциям в мусульманских регионах России;

— борьба с попытками «раскачивания» взаимоотношений между региональными и федеральными властями на всех уровнях;

— активная борьба с исламистским экстремизмом на территории РФ;

— ликвидация очагов экстремизма и сепаратизма на своей территории, реализация комплекса превентивных мер по недопущению новых;

— ликвидация опасности экспансии исламистского экстремизма с территории среднеазиатских республик СНГ;

— недопущение формирования антироссийских тенденций в мусульманском мире в связи с участием РФ в борьбе против исламистского экстремизма;

— активное сотрудничество с мировым сообществом в области борьбы с исламистским экстремизмом (под эгидой ООН и на двусторонней основе).

Е) Задачи военно-политического руководства США и западных стран в области борьбы с исламистским экстремизмом и терроризмом:

— уничтожение исламистских экстремистских организаций и их руководства, ведущих антиамериканскую деятельность («Аль-Каида»);

— создание международной коалиции для борьбы с теми исламистскими экстремистскими организациями, которые в первую очередь угрожают Западу;

— стремление столкнуть РФ с исламским миром, представить Россию в качестве главного противника ислама;

— формирование на территории РФ своеобразной буферной зоны между исламистскими экстремистами и Европой;

— направление усилий исламистских экстремистов против РФ и ее интересов с помощью лояльных им консервативных мусульманских режимов и их спецслужб;

— использование лозунгов борьбы с терроризмом для обеспечения односторонней безопасности своих партнеров (в первую очередь Израиля), сохранение лояльных им режимов в мусульманских странах.

Ж) Мусульманские страны консервативной направленности (КСА, Пакистан, Кувейт, ОАЭ):

— активное участие в пропагандистских мероприятиях по активному распространению исламистской идеологии в глобальном масштабе, в том числе по распространению идей радикального ислама;

— оказание в косвенном виде различных видов помощи исламистским экстремистам, ведущим джихад в районах, где якобы подавляются права мусульман;

— использование своих спецслужб для связей с исламистскими экстремистами, побуждение их действовать в выгодном для себя направлении;

— использование своего финансового потенциала для поддержки деятельности исламистских неправительственных организаций на своей территории, разрешение им оказывать помощь силам исламистского экстремизма.

З) Мусульманские страны со светской системой органов власти (Египет, Иран, Алжир и др.):

— сохранение внутренней стабильности и безопасности, обеспечение нормального развития экономики и социального процветания;

— недопущение активной деятельности вооруженной исламской оппозиции у себя в стране;

— развитие взаимодействия с другими странами в области борьбы с исламистским экстремизмом под эгидой ООН и ее Совета Безопасности, активизация действий Лиги арабских государств (ЛАГ) и организации «Исламская конференция» (ОИК) на этом направлении.

3. Угрозы со стороны мирового исламистского экстремизма

А) Исламистские экстремистские организации, действующие на международном уровне:

— активизация террористической деятельности против США и стран Запада;

— противодействие американской и израильской политики в арабском и мусульманском мире;

— борьба с правящими режимами в арабских и мусульманских странах, отходящих от норм «чистого ислама»;

— координация действий разрозненных исламистских экстремистских организаций во всем мире;

— вербовка наемников, их боевая подготовка и направление в районы конфликтов.

Б) Исламистские группировки, борющиеся против светских правящих режимов за построение «правильного» мусульманского государства:

— противостояние правящему режиму политическими и военными методами в целях последующего захвата власти;

— подрыв позиций правительства на международной арене;

— пропаганда идей «чистого ислама»;

— распространение идей сепаратизма, отделение части территории страны и создание там шариатского государства.

В) Исламистские организации, борющиеся против израильской оккупации арабских территорий:

— вооруженное противостояние с Израилем до полного прекращения оккупации арабских территорий;

— борьба со светскими правительствами, идущими на мирные переговоры по урегулированию конфликта;

— срыв переговорного процесса по мирному палестино-израильскому урегулированию;

— создание исламского шариатского государства на освобожденных территориях;

— ведение широкомасштабной пропагандистской работы;

— оказание помощи пострадавшим от интифады, расширение социальной базы своих сторонников.

Г) Исламистские организации, в числе главных целей которых – ведение террористической деятельности на территории РФ:

— распространение идей «истинного ислама» на Северном Кавказе и в других районах РФ;

— создание на территории РФ независимых от федерального центра «исламских территорий»;

— поощрение сепаратизма в России путем создания мусульманских негосударственных образований;

— организация террористической деятельности исламистских боевиков на территории РФ;

— нанесение ущерба внешнеполитическому авторитету РФ в арабских и других мусульманских странах;

— поддержка боевиков и помощь боевикам, ведущим вооруженный джихад против «неверных» на Северном Кавказе;

— создание системы «благотворительных неправительственных» организаций для поддержки джихада;

— создание шариатского объединения по образцу «Великого Халифата» с включением в него ряда районов РФ.

Е) Российская Федерация:

— противодействие сепаратистским тенденциям в мусульманских регионах России;

— активная борьба с исламистским экстремизмом на территории РФ;

— ликвидация очагов экстремизма и сепаратизма на всей территории;

— ликвидация опасности экспансии исламистского экстремизма с территории среднеазиатских республик СНГ;

— недопущение формирования антироссийских тенденций в мусульманском мире;

— сотрудничество с мировым сообществом в области борьбы с исламистским экстремизмом.

Ж) США и западные страны:

— уничтожение исламистских экстремистских организаций и их руководства;

— создание международной коалиции для борьбы с исламистскими экстремистскими организациями, которые угрожают Западу;

— стремление столкнуть РФ с исламистским миром, представить Россию в качестве главного противника ислама;

— формирование из РФ своеобразной буферной зоны между исламистскими экстремистами и Европой;

— направление усилий исламистских экстремистов против РФ и ее интересов с помощью лояльных им консервативных мусульманских режимов и их спецслужб;

— использование лозунгов борьбы с терроризмом для обеспечения односторонней безопасности своих партнеров.

З) Мусульманские страны консервативной направленности (КСА, Пакистан, Кувейт, ОАЭ):

— активное участие в пропагандистских мероприятиях по распространению исламистской идеологии о глобальном масштабе;

— оказание в косвенном виде различных видов помощи исламистским экстремистам, ведущим джихад в районах, где якобы подавляются права мусульман;

— использование своих спецслужб для связей с исламистскими экстремистами, побуждение их действовать в выгодном для себя направлении;

— использование своего финансового потенциала для поддержки деятельности исламистских неправительственных организаций на своей территории, разрешение им оказывать помощь силам исламистского экстремизма.

И) Мусульманские страны со светской системой органов власти (Египет, Иран, Алжир, и др.):

— сохранение внутренней стабильности и безопасности;

— недопущение активной деятельности вооруженной исламской оппозиции у себя в стране;

— взаимодействие с другими странами в области борьбы с исламистским экстремизмом под эгидой ООН;

— активизация деятельности ЛАГ и ОИК в борьбе с исламистским экстремизмом.

4. Обобщенные варианты развития обстановки в период антитеррористической операции

1. США и возглавляемая ими антитеррористическая коалиция наносят поражение силам исламистского экстремизма на территории Афганистана, успешно реализуют меры по перекрытию всех каналов оказания финансовой и других видов помощи радикальным исламистам в большинстве стран мира, что приводит к резкому снижению их активности, в том числе на Северном Кавказе и в центральноазиатских республиках.

2. Вся деятельность США и других стран, включая Россию, по сковыванию сил исламистского экстремизма не приносит положительных результатов. Резко возрастает количество их сторонников в мусульманских странах в различных регионах, растет число террористических актов против «врагов ислама», под воздействием деятельности радикальных исламистов обостряются конфликты и дестабилизируется обстановка во многих районах мира.

3. США при помощи консервативных мусульманских регионов ликвидируют или отстраняют от власти руководство исламистских экстремистских организаций, ведущих против них наиболее опасную деятельность; ставят под свой контроль большинство исламистских организаций различной направленности в целях направления их активности преимущественно против Российской Федерации и стран — участниц СНГ.

Оценка альтернатив развития обстановки

1. Международная антитеррористическая кампания не дала результатов и возникла необходимость поиска новых путей (в том числе и силовых) разрешения данной проблемы – около 70 %.

2. Западным странам удалось локализовать террористическую угрозу в своих интересах, предоставив при этом Российской Федерации и ее союзникам (если таковые будут в данной области) самим «разбираться» с проблемой экстремизма и терроризма на своей территории – 20 %.

3. Борьба международного сообщества с терроризмом привела к эффективным результатам – 10 %.

Отличительные особенности современного исламистского экстремизма и терроризма

Анализ вышеуказанных источников исследования по вопросам исламистской экстремистской и террористической деятельности в мире и регионе на протяжении последних десятилетий позволяет отметить тенденции и отличительные особенности данного явления:

— формирование региональных руководящих центров, осуществляющих подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции;

— использование права на политическое убежище, этническую, религиозную, гуманитарную поддержку и помощь для закрепления присутствия террористов и экстремистов в некоторых государствах;

— осуществление проникновения в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание под прикрытием своих представителей в органах власти и силовых структур разветвленных сетей центров и баз по подготовке боевиков, складов оружия и боеприпасов, фирм, компаний, банков, фондов, используемых для финансирования проводимых операций;

— широкое использование наркобизнеса, торговли оружием, структур транснациональной организованной преступности для пополнения финансовых средств;

— появление тенденции перехода от осуществления отдельных террористических актов к масштабным акциям, в ходе которых широко применяются методы информационно-психологического и религиозного воздействия, в том числе для создания атмосферы всеобщего страха;

— расширение религиозного влияния на слои населения, до сих пор не входившие по религиозным и этническим признакам в сферу интересов террористических и экстремистских организаций и группировок;

— использование системы двойных стандартов в вопросах антитеррористической деятельности со стороны США и ведущих стран Запада (в некоторой степени и России) в своих интересах.