- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8 — 14 мая 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане, Южном Судане и Сомали. Напряженная ситуация сохраняется на севере Синайского полуострова в Египте.

Режим прекращения огня в районах зон деэскалации в Сирии в основном соблюдался. Министр иностранных дел САР В. Муаллем заявил 8 мая, что Дамаск не согласен «с ролью наблюдателей ООН или иностранных сил, которые будут следить за соблюдением соглашения» о деэскалации. Президент Сирии Б. Асад считает, что создание зон деэскалации на территории страны даст возможность боевикам сложить оружие и заключить перемирие с правительством. Б. Асад подчеркнул, что считает инициативу создания зон деэскалации правильной, но для достижения конкретных результатов необходимо время. «Мы не знаем, воспользуются ли группировки этим шансом».

Израильские власти уведомили Москву, что российская инициатива о создании зон деэскалации в Сирии, над которыми будут запрещены полеты боевой авиации, ни к чему не обязывает Израиль. При этом израильтяне приветствуют создание зоны деэскалации в южной части САР, прилегающей к границам Израиля и Иордании.

Конфликт в Сирии стал одной из главных тем переговоров министра иностранных дел России С. Лаврова с президентом США Д. Трампом и госсекретарем Р. Тиллерсоном, состоявшихся 10 мая в Вашингтоне. В МИД РФ по их итогам сообщили, что Россия готова сотрудничать с США в создании зон деэскалации в Сирии и продолжит взаимодействовать с Вашингтоном по сирийскому урегулированию в рамках женевских переговоров и астанинского формата. В заявлении Белого дома говорится, что Трамп подтвердил, что для США в Сирии главное — победить террор. Американский президент также подчеркнул необходимость совместной работы для завершения конфликта в Сирии, в частности, чтобы Россия «усмирила режим Асада, Иран и иранских союзников». Днем ранее, 9 мая, Д. Трамп принял решение продлить еще на год режим односторонних американских санкций в отношении Сирии. Речь идет о сохранении в силе различных ограничительных мер, которые вводились США против сирийского режима в период 2004-2012 гг.

Очередной раунд межсирийских переговоров пройдет в Женеве с 16 по 19 мая, сообщил спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура. В то же время президент САР Б. Асад считает, что Женева — это процесс, целью которого было добиться от сирийских властей уступок. «Но я не пойду ни на одну уступку, поскольку президент не имеет права на уступки национального масштаба. Такие решения принимаются на общенациональном, общенародном уровне, для этого необходим референдум».

В различных районах Сирии продолжаются боевые действия правительственных войск и союзных им сил с боевиками экстремистских и террористических группировок. На севере страны 13 мая сирийские войска вернули контроль над авиабазой Джаррах к востоку от Алеппо. В центре САР, в провинции Хомс сирийская армия и ополченцы продолжали наступление к востоку от Пальмиры. На западе провинции Дамаск правительственные силы выбили террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) из района Сабаа-Бияр и заняли важный плацдарм в 110 км от границы с Ираком, а также освободили от противника район Заза на пересечении шоссе в Дамаск, Багдад и Амман. Лидер ливанской «Хизбаллы» Х. Насралла сообщил, что боевики его организации передали вооруженным силам Ливана свои позиции в пограничных с Сирией районах. По имеющейся информации, подразделения «Хизбаллы» также покинули зону деэскалации в северной части провинции Хама и переместились в район Пальмиры, где готовятся к участию в операции по освобождению северо-восточной провинции Дейр эз-Зор от боевиков «Исламского государства». В соответствии договоренностями, достигнутыми с сирийскими властями, боевики экстремистских группировок покидают районы Барзе, Тишрин и Кабун на востоке Дамаска и направляются в провинцию Идлиб. В Восточной Гуте под Дамаском не прекращаются бои между отрядами враждующих между собой экстремистских исламистских группировок.

Крупным успехом преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» (СДС) стало освобождение 10 мая от боевиков ИГ города Табка и находящейся рядом крупнейшей в Сирии Евфратской ГЭС. Отметим, что наступление отрядов СДС на Табку велось при массированной поддержке авиации коалиции во главе с США. В СДС сообщили, что передадут Табку под власть городской ассамблеи, а штурм сирийской «столицы» ИГ города Ракка начнется в начале лета. Вашингтон заверил Анкару в том, что формирования сирийских курдов не останутся в Ракке после ее освобождения от ИГ, заявил премьер-министр Турции Б. Йылдырым.

На минувшей неделе представитель Пентагона сообщил, что США доставили оружие для курдского ополчения в Сирию, но еще его не передали курдской стороне. В Пентагоне подчеркнули, что «получили от принимающей стороны гарантию применения оружия исключительно для борьбы против террористических формирований».

Американские военные поставки курдским ополченцам, связанным с Рабочей партией Курдистана (РПК) вызвали негативную реакцию и обеспокоенность у руководства Турции. В Анкаре заявляют: «Позиция Турции в этом вопросе совершенно ясна, и тут путаницы нет. Мы против использования РПК и подобных организаций в борьбе с ИГ. Мы об этом четко говорили своим друзьям, и США об этом отлично знают. Для нас неприемлемы инициативы, которые напрямую или через посредника могут помогать РПК». Глава турецкого правительства Б. Йылдырым подчеркнул, что не считает «вариантом для США с их стратегическими отношениями с Турцией выбирать между Анкарой и террористическими организациями». Президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что надеется на то, что решение США вооружить сирийских курдов будет изменено к моменту его визита в Вашингтон в мае. Поставки американского оружия формированиям сирийских курдов наносят ущерб стратегическому партнерству Анкары и Вашингтона, считает Р. Т. Эрдоган.

В ответ глава Пентагона Дж. Мэттис заверил, что США обеспечат безопасность южных границ Турции несмотря на обеспокоенность Анкары по поводу решения Вашингтона начать поставку тяжелых вооружений курдским военным формированиям в Сирии.

Членство Турции в Евросоюзе является стратегической целью для республики, заявил 9 мая Р. Т. Эрдоган. Он подчеркнул, что его страна исторически, географически и культурно была частью Европы на протяжении веков и имеет желание продолжить процесс интеграции страны в ЕС. Эрдоган отметил, что данный процесс является беспроигрышной стратегией для обеих сторон. В то же самое время он считает, что сотрудничество между ЕС и Турцией могло бы быть продуктивнее, если бы не некоторые европейские политики-популисты и проявление ксенофобии и исламофобии в европейском обществе. Р. Т. Эрдоган также заявил о поддержке Турцией борьбы палестинцев против израильской оккупации Иерусалима и призвал турок как можно чаще посещать мечеть Аль-Акса в этом городе, с тем, чтобы «защитить мусульманскую идентичность святого места». В ответ израильский МИД вызвал посла Турции в стране для разъяснений касательно недавних заявлений .  Р. Т. Эрдогана в адрес Израиля.

Турция и Германия предпримут попытку нормализовать отношения, которые осложнились после проведенного Анкарой 16 апреля конституционного референдума и задержаний лиц, имеющих как немецкое, так и турецкое гражданство. Договоренность об этом была достигнута 11 мая на встрече главы МИД ФРГ З. Габриэля с премьер-министром Турции Б. Йылдырымом.

11 мая в Сочи президент России В. Путин провел переговоры с президентом Палестины М. Аббасом. Два лидера обсудили двустороннее сотрудничество и пути урегулирования палестино-израильского кризиса. По мнению В. Путина, без мирного сосуществования Израиля и Палестины невозможно обеспечить стабильность на Ближнем Востоке. Россия будет и впредь поддерживать возобновление диалога между сторонами. Президент России также призвал и Израиль, и Палестину поддерживать двусторонние отношения, в том числе сообща бороться с международным терроризмом. М. Аббас поддержал идею В. Путина, предложившего провести прямые переговоры с руководством Израиля в Москве. Позже М. Аббас также согласился встретиться с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху под патронатом президента США Д. Трампа в качестве очередной попытки возобновить палестино-израильские мирные переговоры, которую Д. Трамп предпримет во время своего визита в Израиль в конце мая.

8 мая формирования Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Х. Хафтара освободили от боевиков «Аль-Каиды» морской порт в Бенгази на востоке страны, а также установили контроль над несколькими объектами на севере города.

Каир выступает за снятие ограничений на поставки вооружений ливийкой армии Ливии, заявил 13 мая президент Египта А. Ф. ас-Сиси на встрече в Каире с фельдмаршалом Х. Хафтаром. Кроме того, по мнению А. Ф. ас-Сиси, «необходимо немедленно прекратить военную и финансовую поддержку радикальных группировок, действующих на территории Ливии, а также поставить заслон на пути боевиков, пополняющих ряды экстремистских формирований». Кроме того, президент Египта указал на недопустимость вмешательства во внутренние дела Ливии «различных иностранных сил, которые стремятся достичь своих корыстных целей за счет ливийского народа».

11 мая бывший губернатор провинции Аден в южной части Йемена А. аз-Зубайди объявил о создании «переходного политического совета Юга». В состав совета вошли 26 членов, в том числе пять губернаторов южнойеменских провинций и два министра правительства страны. Экс-губернатор Адена был смещен с должности президентом Йемена А. М. Хади в конце апреля. В Адене прошли массовые протесты против этого решения. Манифестанты выступили с заявлением, в котором призвали бывшего губернатора Адена сформировать политический совет для представления интересов южных йеменцев. Кроме того, они объявили А. аз-Зубайди «законным представителем народов Юга» на региональном и международном уровнях. 12 мая правительство Йемена заявило, что считает незаконным создание самопровозглашенного «переходного политического совета Юга».

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил 10 мая, что Москва не помогает оружием движению «Талибан» в Афганистане. По словам Лаврова, Россия работает с талибами «для того, чтобы реализовать решение Совета Безопасности ООН, принятое по предложению афганского правительства, которое заключается в том, что талибы должны стать частью политического процесса, если они признают нынешнюю конституцию Афганистана, откажутся от насилия и не будут иметь ничего общего с террористами».

Директор национальной разведки США Д. Коутс считает, что, несмотря на рост американской военной помощи Афганистану, в 2018 г. военно-политическая ситуация в этой стране ухудшится. Талибы, вероятнее всего, расширят свое влияние на сельские районы. В то же время тяжелое экономическое положение ослабит правительство Афганистана. Д. Коутс «смотрит с пессимизмом» на возможности правительственной армии разгромить боевиков. Операции сил безопасности против талибов «будут идти все хуже и хуже» из-за высоких потерь, дезертирства, плохого тылового и транспортного обеспечения, слабого руководства. По оценкам США и НАТО, в Афганистане в настоящее время под контролем правительства находятся 62% населения и 57% территории страны.

12 мая премьер-министр Судана Б. Х. Салех назвал состав нового кабинета, обязался урегулировать ситуацию с мятежами в пограничных регионах и улучшить экономическую ситуацию в стране. Всего в правительство войдет 31 министр. Б. Х. Салех стал первым со времени переворота в 1989 г. премьер-министром Судана. Ранее он занимал пост вице-президента Судана и одновременно с постом премьера продолжит выполнять эти обязанности.

 

Приложение

 

 

О Корпусе стражей исламской революции Ирана

 

 

Особенностью вооруженных сил Ирана является наличие в их составе двух независимых компонентов – Армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР), в каждом из которых имеются собственные виды ВС и родов войск. Кроме того, в состав Корпуса входят силы сопротивления (народное ополчение) «Басидж и силы специального назначения (ССН) «Кодс». Общая численность личного состава всех компонентов Корпуса оценивается в 480 тыс. человек. Западные эксперты полагают, что силы КСИР составляют от 25 до 40 процентов суммарной военной мощи Ирана.

КСИР был создан по инициативе лидера иранской революции Хомейни вскоре после падения в стране в 1979 г. шахского режима. Главными задачами Корпуса определены: защита существующего в ИРИ «исламского республиканского строя», решительная борьба с врагами исламской революции, отражение совместно с Армией иностранной агрессии, «распространение господства ислама в Иране в рамках действующей конституции, постоянное содействие осуществлению мусульманских идей в мире». Кроме того, на КСИР возложены задачи проведения спасательных операций в случае стихийных бедствий, «оказание помощи органам разведки и контрразведки», военной подготовки сил сопротивления «Басидж».

КСИР является важным и активно действующим инструментом в реализации внешнеполитических целей иранского руководства, укреплении влияния ИРИ в странах Ближнего Востока. Одна из основных внешних функций Корпуса – реализация концепции экспорта исламской революции. Корпус также принимает активное участие в осуществлении крупномасштабных государственных проектов по развитию экономики. В целом в современном Иране КСИР «является единственным в своём роде органом, обладающим широкими религиозными, политическими и военными полномочиями», а также мощной экономической базой.

Верховным главнокомандующим КСИР является верховный лидер ИРИ — А. Хаменеи. Главнокомандующий КСИР — дивизионный генерал М. А. Джаафари, который назначается и подчиняется непосредственно и только А. Хаменеи и входит в состав Высшего совета обороны ИРИ. Общее руководство КСИР осуществляет главнокомандующий через аппарат заместителей и Главное командование КСИР. В Корпус входят сухопутные войска, аэрокосмические силы (АКС), военно-морские силы, а также силы сопротивления «Басидж» и ССН «Кодс». За материально-техническое обеспечение отвечает главное командование тыла. Оперативное руководство силами КСИР возложено на Объединенный штаб, штабы видов ВС Корпуса и штабы территориальных командований. Территория ИРИ разбита на 16 оперативных зон КСИР, каждой из которых приданы два – три территориальных корпуса.

Что касается духовных (идеократических) дел, то они находятся в ведении постоянного представителя А. Хаменеи в Корпусе — ходжат-оль-ислам (один из высших титулов шиитского духовенства), который обязан «следить, чтобы все дела Корпуса и решения командования соответствовали нормам шариата и указаниям руководителя страны», то есть, по сути, он является генеральным комиссаром. Для обеспечения контроля над всеми структурами КСИР ходжат-оль-ислам имеет в каждой из них своих представителей из числа духовных лиц, выполняющих обязанности комиссаров.

Существует и особое Министерство КСИР, которое занимается административно-финансовой, хозяйственной и правовой деятельностью, поддерживает связь с правительством и меджлисом, строит различные объекты.

Сухопутные войска Корпуса составляют основу наземной группировки иранских вооруженных сил. В их боевой состав входят 30 дивизий (пехотных, механизированных, бронетанковых, химических войск, идеологической обработки), 26 отдельных бригад, 10 отдельных групп и 5 командований: транспортное, медицинское, тыла, боеприпасов и вооружения, учебное. На вооружении состоит свыше 1000 танков, примерно 3000 орудий полевой артиллерии, средства противотанковой и противовоздушной обороны, в том числе ПТУР и ПЗРК, около 1300 БМП и БТР.

В подчинении ракетного командования аэрокосмических сил КСИР (10 тыс. человек) находится важнейший компонент ударной мощи Ирана — стратегические ракетные силы. На их вооружении состоят различные типы баллистических ракет, в том числе баллистические ракеты средней дальности «Шехаб-3» (55 ПУ). ВВС АКС Корпуса имеют на вооружении более 50 боевых самолетов, свыше 200 самолетов вспомогательной авиации, а также ЗРК средней дальности «Квадрат» и ЗРК ближнего действия «Тор-М1».

Военно-морские силы КСИР (20 тыс. человек, включая 5 тыс. человек в бригаде морской пехоты). Корабельный состав представлен 10 десантными кораблями, 10 сверхмалыми подводными лодками, ракетными и патрульными катерами (всего до 300). Морская авиация располагает самолетами–амфибиями и вертолетами. Имеются подразделения береговых противокорабельных ракет. ВМС располагают большим числом морских мин. Основная группировка ВМС Корпуса размещена в районе Ормузского пролива.

Силы сопротивления «Басидж» имеют 90 тыс. человек в формированиях постоянного состава и 300 тыс. резервистов. «Басидж» выполняет функцию подготовки резерва, однако часто части и подразделения ССБ используют в качестве полицейских вооруженных формирований. В случае полномасштабной войны «Басидж» способен мобилизовать до 1 млн человек для охраны объектов тыла и других вспомогательных операций.

Силы специальных операций «Кодс» (25 тыс. человек) предназначены для разведывательно-диверсионных действий как в самом Иране, так и за его пределами. Организационно они состоят из командования, штаба, подразделений боевиков-смертников, подразделений специального назначения, сети зарубежных резидентур под прикрытием и нелегальных резидентур, учебных центров по подготовке и обучению боевиков-террористов в Иране и за его пределами. ССН «Кодс» составляют основу аппарата стратегической разведки КСИР. Для действий за пределами страны предназначено специальное формирование КСИР «Иерусалим» (до 12 тыс. бойцов из ливанских шиитов, афганцев, иранцев и др.).

В войсках КСИР проводится регулярная интенсивная боевая подготовка, в том числе крупномасштабные учения с участием соединений и частей различных видов войск, с боевыми стрельбами, практическими пусками ракет, испытаниями новых видов оружия. Особое внимание в ходе боевой учебы уделяется практической отработке ассиметричных действий на случай отражения возможного американского вторжения в Иран. В частности, отрабатываются тактика децентрализованных партизанских действий, отражения высадки морских десантов, высадки и последующих действий своих разведывательных и диверсионных групп на побережье противника.

Подготовка офицерских кадров для КСИР производится в университете «Имама Хусейна». Кроме того, каждый вид войск Корпуса имеет собственные военные училища для подготовки офицеров со средним и высшим образованием. Упор при отборе и обучении офицерских кадров делается, в первую очередь, на идеологическую подготовку, воспитание фанатичной преданности КСИР и идеалам исламской революции.

Формирования КСИР, прежде всего бойцы сил «Кодс» и «Басидж», военные советники принимают участие в боевых действиях в Сирии, воюя на стороне армии президента САР Б. Асада. Вместе с тем, «элитные иранские подразделения спецназа КСИР не особенно сильны в плане ведения общевойскового боя с применением артиллерии и авиации. Это, по большому счету, не их функция. Отсюда потери», причем большие. Подразделения КСИР, в том числе боевая авиация и бронетехника, а также военные советники принимают участие в войне против «Исламского государства» (запрещено в РФ) в Ираке, поддерживая местное шиитское ополчение. КСИР давно и активно работает с ливанской шиитской группировкой «Хизбалла» в Ливане и Сирии.

Для идеологической обработки и поддержания высокого боевого и морального духа личного состава Корпуса активно используются СМИ. В Иране существует несколько радио и телепрограмм для КСИР. Выпускается более десяти многотиражных газет и журналов, а также большое количество пропагандистских брошюр религиозно-политического содержания.

«КСИР доминирует во многих отраслях иранской экономики», как в обрабатывающих отраслях, так и в нефтегазовой промышленности. Считается, что «экономический блок содержит военную составляющую КСИР, таким образом, корпус кормит сам себя».

В заключение отметим, что для руководства Корпуса характерны крайне консервативные исламистские взгляды на внутреннюю и внешнюю политику страны. Отсюда и критика действий правительства президента ИРИ Х. Роухани, которое, как считают в КСИР, «находится под влиянием западных идей». Здесь сказывается и то, что после прихода к власти Роухани призвал руководство КСИР сократить экономическую активность, ограничившись несколькими национальными проектами.