- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ходе предвыборной кампании в Иране

За четыре дня до назначенной даты двенадцатых по счету президентских выборов в Исламской Республике Иран центральный комитет консервативного предвыборного лагеря «Революционный фронт» сделал заявление: один из главных консервативных кандидатов мэр Тегерана Мохаммад Багер Галибаф отказался от участия в выборах в пользу ходжат оль-ислама Эбрахима Раиси.

Согласно сообщению комитета, оба кандидата Э.Раиси и М.Галибаф были готовы отказаться снять свою кандидатуру с предвыборной гонки в пользу другого. В результате мэр столицы заявил, что готов направить все свои силы на победу Э.Раиси над «неэффективным и бессильным правительством», как прозвали реформаторское правительство президента Хасана Роухани в консервативном лагере.

По словам одного из ведущих членов команды М.Галибафа агентству Tasnim, «Мохаммад Багер Галибаф очередной раз показал, что все революционные силы готовы бросить все свои усилия на улучшения положения бедных и безработных, отчаявшихся молодых людей, которые оказались в этой ситуации в результате четырех лет бездействия «дисфункционального» правительства». Он отметил, что этот шаг следует оценивать не как отступление М.Галибафа, а как создание сильной коалиции против правительства «угнетения».

Консервативный лагерь принял такое важное решение после окончания трех туров теледебатов в прямом эфире, в которых принимали участия все кандидаты. Если первый этап на тему социально-экономической ситуации в стране прошел сравнительно спокойно, и эксперты даже оценили эти теледебаты как пассивные, то последующие два этапа оказались настолько активными и острыми, что кандидаты, не стесняясь в выражениях, обвиняли друг друга в старых преступлениях, коррупции, растрате государственных средств, во владении фирмами за рубежом, дорогостоящим имуществом, назначении на высокие должности членов своих семей и приближенных и т.д.

Наиболее примечательными оказались позиции действующего президента Х.Роухани и его главного конкурента Э.Раиси. В процессе предвыборной гонки и во время дебатов Х.Роухани сделал ряд заявлений, которые отличили президента ИРИ от остальных кандидатов. Выступая в провинции Хамадан, Х.Роухани, подверг критике консервативный лагерь, заявив, что стремящаяся к свободе и прогрессу молодежь своим голосом должна показать, что не принимает силы, которые на протяжении 38 лет демонстрировала лишь возможность применять смертную казнь.

На это заявление отреагировала Судебная власть. Официальный представитель Судебной власти Голам Хоссейн Мохсени Эжеи, не называя имя Хасана Роухани, ответил на критику в адрес консервативного лагеря и заявил: «Мы гордимся, что имеем дело с этими преступниками, и я буду иметь с ними дело и впредь». Он отметил, что казнены были террористы, коррупционеры и наркодельцы, и Судебная власть гордиться этим. «К сожалению, подобные вопросы поднимают такие лица, чье прошлое весьма прозрачно… В начале революции люди стали мучениками руками террористов, и эти же лица сами считали, что нужно наказывать таким образом, а теперь говорят совсем другое».

Критика в адрес Судебной власти прозвучала в связи с тем, что конкурент Х.Роухани Э.Раиси на протяжении трех десятилетий занимал высокие должности в системе Судебной власти, в том числе в комитете, отвечающем за исполнение решений верховного лидера. Президент обвинил третью ветвь власти в неспособности бороться с коррупцией. Х.Роухани заявил, что один из виновных в похищении 12 млрд из бюджета на сегодняшний день является членом команды Э.Раиси.

Реформаторы – Х.Роухани и его вице-президент Эсхак Джахангири – также поднимали в своих выступлениях такие вопросы, как равноправие, социальное равенство и свобода. Как известно, в декабре прошлого года Х.Роухани утвердил «Билль о правах человека», согласно которому все граждане ИРИ равны в рамках Конституции страны. Тем не менее, правовая сегрегация в Иране продолжает действовать в рамках основного закона страны. Так, например, религиозные меньшинства не имеют права выдвигать кандидатуру на пост президента страны, женщины, как правило, не допускаются до финального голосования, последователям религии бахаизм запрещено занимать высокие посты и т.д.

В рамках продвижения реформаторской концепции будущего государства Х.Роухани говорил о гендерном равенстве, свободном вероисповедании, ликвидации языковой дискриминации, т.е. создание возможности для носителей языков, как курдский, азери,  получать образование на своем родном языке. Решения этих проблем требует более тщательного изучения и конституционных реформ, о которых речи в предвыборных программах пока не идет.

Таким образом, реформаторы в лице своего лидера Х.Роухани используют ту же стратегию, что и на прошедших выборах 2013 года, т.е. использовать в своей риторике именно те проблемы, которые волнуют граждан. Если в прошлый раз это было требование разрешить ядерную проблему Ирана и добиться отмены экономических санкций, то на этих выборах это социальное неравенство, безработица, права человека, гендерное неравенство и т.д.

Примечательно письмо 29 депутатов Европарламента на имя главы внешней политики ЕС Федерики Могерини с требованием проведения в Иране «свободных и справедливых» президентских выборов, а также освобождения политзаключенных до проведения всенародного голосования. Европейские депутаты заявили, что ход и результаты предстоящих выборов будут иметь важное значение для дальнейших отношений Исламской Республики с Европейским союзом, поэтому важно, чтобы выборы прошли справедливо под контролем независимых наблюдателей. Дело в том, что многие международные организации в области избирательных систем считают выборы в ИРИ непрозрачными и несвободными, и на сегодняшний день Иран не допускает международных наблюдателей на свои выборы.

Оппоненты действующего правительства в своих предвыборных обещаниях делают упор на экономические проблемы, безработицу, на повышение прожиточного минимума граждан и т.д. Э.Раиси продолжает обвинять правительство «надежды и благоразумия», прозванного так Х.Роухани, в бездействии, однако сам же заявил, что для решения проблем с безработицей необходим десятилетний срок. Э.Раиси потребовал от правительства ответить за то, что около миллиона граждан с высшим образованием находятся без работы. В ходе дебатов все обещания консерваторов были опровергнуты реформаторским тандемом, с доказательством того, что они невыполнимы. Консерваторы учли прошлые ошибки, а именно отсутствие единства в своем лагере, однако, продолжают использовать популистскую риторику, в то время, как Х.Роухани вновь стремится следовать пожеланиям граждан.

Одной из острых тем дебатов, посвященных политическим взглядам кандидатов, оказалась ядерная сделка ИРИ с группой международных посредников 5+1 (страны постоянные члены Совбеза ООН и Германия). По итогам сделки с Ирана были сняты экономические санкции. Продолжают действовать лишь санкции ЕС, связанные с правами человека, а также наложенные Соединенными Штатами.

Отмена санкций была главным предвыборным обещанием Х.Роухани на прошлых выборах, однако со стороны противников – консерваторов – команда переговорщиков и правительство подверглись жесткой критике. В связи с этим реформаторы задаются вопросом: «А что консерваторы намерены делать с СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) в случае победы?». Ответ консерваторов оказался таков, что СВПД стало демонстрацией слабости страны перед врагами, но намерены ли консерваторы расторгать соглашение, кандидаты не ответили. Были приведены доводы о том, что сделка не оказала положительного влияние на экономическую ситуацию Ирана, а ядерная деятельность сильно ограничилась, что было опровергнуто реформаторами, и приведены доказательства, как увеличение уровня добычи и экспорта нефти, последовал комментарий Организации атомной энергии Ирана о том, что деятельность страны в ядерной сфере активно продолжается.

Х.Роухани даже позволил себе открыть некие подробности сделки. Он сообщил, что для продвижения соглашения были продемонстрированы и иранские подземные ракетные станции, а на баллистических ракетах были написаны послания к странам Запада. На данные слова поспешил отреагировать Генштаб ВС ИРИ, призвавший президента воздержаться от вмешательства в военные дела, и не связывать ядерную сделку с ракетной программой.

Телефонный опрос, проведенный 7-8 мая Агентством по изучению иранских студентов (ISPA), показал, что Х.Рoухани набрал бы 42% голосов, Э.Раиси — 27%, мэр Тегерана М.Галибаф — 25%, первый вице-президент Э.Джахангири — 3% , бывший министр культуры М.Мирсалим  — 3% и бывший министр промышленности и ресурсов М.Хашеми-Таба — 2%. Не было зафиксировано ни одного неопределенного голоса. ISPA — это агентство по исследованию, действующее в Иране на протяжении долгих  лет. После отказа М.Галибафа от участия в выборах часть его голосов, очевидно, перейдет на сторону «темной лошадки» Э.Раиси, как его успели прозвать. А при отказе Э.Джахангири, его немногочисленные голоса отойдут Х.Роухани. В таком случае есть вероятность проведения второго тура.